«Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»
«Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»
В данной работе представлены рекомендации по созданию воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных намною внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых.
ФГОС требуют организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»»
«Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»
Махалов А.А. мастер производственного обучения
ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых
технологий строительства и лесной промышленности»
В данной работе представлены рекомендации по созданию воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных намною внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых.
ФГОС требуют организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже.
Процесс воспитательного и развивающего обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.
Актуальность социализации студентов, с ограниченными возможностями здоровья настолько велика, именно в сегодняшних условиях, что социально-экономические преобразования требуют постоянной адаптации к меняющимся условиям.
Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).
Цель воспитательной работы:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и в избранном направлении деятельности.
4. Обеспечение сохранности контингента.
5.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов.
6.Адаптация к жизни в обществе.
7.Приобщение студентов к здоровому образу жизни.
Творческой группой педагогов разработана Программа социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая включает в себя разделы:
1.Правовая социализация студентов;
2.Личностное и профессиональное самоопределение студента;
3.Приобщение к здоровому образу жизни;
4.Адаптация студентов с ОВЗ к жизни в обществе.
Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе, например: допрофессиональная подготовка, мастер – классы по всем профессиям на базе техникума, ролевые игры со школьниками по выбору будущей профессии,
Разработаны новые формы и методы проведения классных часов и внеклассных мероприятий, например: во время проведения Олимпийских игр в Пхенчхане мы провели тематический классный час:«Зимние олимпийские игры. « Пхенчхан - 2018». на котором выступили участники параолимпийских игр 2014года- Гришин Алексей обладатель двух золотых медалей. В завершении классного часа мы провели спортивный праздник «Мини олимпийские игры» на базе колледжа.
Классный час: «Этикет и МЫ» проходил на базе столовой колледжа, совместно с поварами и зав. столовой, где студенты учились правилам этикета и сервировки стола. Продолжение классного часа прошло в кафе, где студенты с удовольствием общались и чувствовали себя вполне уверенно. Классный час: «Эмоции и настроение» начался в помещении актового зала, студентам было предложено на ярких надувных шарах с помощью маркера продемонстрировать свое настроение, нарисовать лица людей с разными настроениями и обсудить эмоциональный настрой в группе. Продолжили наше мероприятие на берегу реки Волга, где ребята смотрели на воду, волны, и настроение у них менялось, а шарики с плохим настроением отпускали в небо.
Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента
Исследование осуществлялась с помощью мониторинга уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью тестирования и анкетирования.
Цель исследования:
На сколько успешно проведенная внеклассная работа способствовала созданию благоприятного психологического климата в группе.
Была ли оказана своевременная помощь каждому студенту с ОВЗ.
Сформирована ли активная жизненная позиция, жизненная стойкость, на сколько адекватно отношение к себе и окружающим.
Развита ли толерантность у окружающих по отношению к студентам с ОВЗ.
Модель сопровождения студента
Кл.руководитель
Мастер п/о
Служба психологической поддержки
студент с ОВЗ
Педагоги дополнительного образования
Социальный педагог
Социальные партнеры
Фонд «Надежда»
Содержание деятельности по сопровождению и социализации студента с ОВЗ
Мастер производственного обучения
Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей, конкурентно способных специалистов в условиях рыночных отношений.
Классный руководитель
Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей.
Педагог дополнительного образования
Организация и проведение досуговых мероприятий.
Вовлечение студентов к участию во внеклассных мероприятиях, раскрытию их творческих способностей.
Социальные партнеры
Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества.
Служба психологической поддержки
Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста.
Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов.
Социальный педагог
Оказание помощи подросткам с девиантным поведением,
отстающим студентам.
Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения.
Воспитание целостной личности, обладающей активной
Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.
Такая модель сопровождения студентов с ОВЗ направлена на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.
В ходе реализации данной модели сопровождения и социализации студентов с ОВЗ удалось решить следующие задачи:
1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать самостоятельность студентов в учебно-познавательном процессе;
2. Сформировать устойчивый интерес к выбранной профессии;
3. Повысить компетентность студентов в принятии самостоятельных решений;
4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, окружающим.
Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами
Мы в корне изменили подходы к проведению воспитательных внеклассных мероприятий. В начале учебного года обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый выбирал на свой вкус и по своим интересам любое внеклассное мероприятие, классный час, которые его заинтересуют и помогут развить его творческие и профессиональные способности.
Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия с социальными партнерами. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства.
Многие наши мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно - создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка не возможна без создания вариативных условий для получения творческого развития и образования.
1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает нам в проведении внеклассных мероприятий, социализации студентов. Оказывает материальную поддержку.
2. Вечерняя сменная школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей из коррекционных школ с ОВЗ.
3. Ледовая арена, цирк, театр им. Голодницкого, филармония, концертный зал Губернский, театр им. Островского – здоровый образ жизни, привитие любви к прекрасному.
4. Специалисты из центра «Добрый дом» - получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.
5. Администрация города, в лице советника при Губернаторе Костромской области Ярулина Максума Мансуровича, на получение юридической, материальной и социальной помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказание материальной помощи для проведения операций и лечения студентам – сиротам и оставшимся без попечения родителей.
Тематические классные часы, различные внеклассные мероприятия, познавательно – игровые викторины, экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, тренинговые занятия в форме ролевых игр, кружки, секции, спортивные соревнования, круглые столы, диспуты, конференции, выставки технического творчества, Родительские собрания, совместно со студентами группы. научные чтения.
Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»» в 2017/2018 учебном году. авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты, которые были апробированы на разных этапах обучения студентов в 1 и 2 полугодии 2017 – 2018 учебного года.
Заключение
На основании опыта работы и выше изложенного материала можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочно – развивающуюся деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.
6. Используемая литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие
для студентов средних учебных .заведений. - - М.: 2005. - глава 4 тема 3.
2. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО: «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», №16 2012. автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2004. Раздел: «Общение, как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»
4. Владимирова Л.Дети и общество. Грани общества. 1999.август. 8-9с.
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб: Питер,2008.400с.
6. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей.
Воспитание школьников. 2000 - №7
7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. М.: 1998. 110с.
8. Сластенин В.А. Социальный педагог: Готовность к профессиональной деятельности
Научные труды МПГУ. Серия Психолого-педагогические науки М.:, 1997 год
9. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. Издательство «Лань», 2003г.