kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены рекомендации по созданию воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.  Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных намною внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых.

ФГОС требуют организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»»

«Создание воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Махалов А.А. мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых

технологий строительства и лесной промышленности»

В данной работе представлены рекомендации по созданию воспитательно – развивающей среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных намною внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых.

ФГОС требуют организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже.

Процесс воспитательного и развивающего обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.

Актуальность социализации студентов, с ограниченными возможностями здоровья настолько велика, именно в сегодняшних условиях, что социально-экономические преобразования требуют постоянной адаптации к меняющимся условиям.

Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.

Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).

Цель воспитательной работы:

Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.

Задачи:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.

2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента в избранной сфере внеурочной деятельности.

3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и в избранном направлении деятельности.

4. Обеспечение сохранности контингента.

5.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов.

6.Адаптация к жизни в обществе.

7.Приобщение студентов к здоровому образу жизни.

Творческой группой педагогов разработана Программа социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая включает в себя разделы:

1.Правовая социализация студентов;

2.Личностное и профессиональное самоопределение студента;

3.Приобщение к здоровому образу жизни;

4.Адаптация студентов с ОВЗ к жизни в обществе.

Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе, например: допрофессиональная подготовка, мастер – классы по всем профессиям на базе техникума, ролевые игры со школьниками по выбору будущей профессии,

Разработаны новые формы и методы проведения классных часов и внеклассных мероприятий, например: во время проведения Олимпийских игр в Пхенчхане мы провели тематический классный час: «Зимние олимпийские игры. « Пхенчхан - 2018». на котором выступили участники параолимпийских игр 2014года- Гришин Алексей обладатель двух золотых медалей. В завершении классного часа мы провели спортивный праздник «Мини олимпийские игры» на базе колледжа.

Классный час: «Этикет и МЫ» проходил на базе столовой колледжа, совместно с поварами и зав. столовой, где студенты учились правилам этикета и сервировки стола. Продолжение классного часа прошло в кафе, где студенты с удовольствием общались и чувствовали себя вполне уверенно. Классный час: «Эмоции и настроение» начался в помещении актового зала, студентам было предложено на ярких надувных шарах с помощью маркера продемонстрировать свое настроение, нарисовать лица людей с разными настроениями и обсудить эмоциональный настрой в группе. Продолжили наше мероприятие на берегу реки Волга, где ребята смотрели на воду, волны, и настроение у них менялось, а шарики с плохим настроением отпускали в небо.

Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента

Исследование осуществлялась с помощью мониторинга уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью тестирования и анкетирования.

Цель исследования:

  • На сколько успешно проведенная внеклассная работа способствовала созданию благоприятного психологического климата в группе.

  • Была ли оказана своевременная помощь каждому студенту с ОВЗ.

  • Сформирована ли активная жизненная позиция, жизненная стойкость, на сколько адекватно отношение к себе и окружающим.

  • Развита ли толерантность у окружающих по отношению к студентам с ОВЗ.

  • Модель сопровождения студента

    Кл.руководитель

    Мастер п/о



Служба психологической поддержки

студент с ОВЗ

Педагоги дополнительного образования








Социальный педагог

Социальные партнеры


Фонд «Надежда»






Содержание деятельности по сопровождению и социализации студента с ОВЗ


Мастер производственного обучения

Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей, конкурентно способных специалистов в условиях рыночных отношений.

Классный руководитель

Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей.

Педагог дополнительного образования

Организация и проведение досуговых мероприятий.

Вовлечение студентов к участию во внеклассных мероприятиях, раскрытию их творческих способностей.

Социальные партнеры

Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества.

Служба психологической поддержки

Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста.

Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов.

Социальный педагог

Оказание помощи подросткам с девиантным поведением,

отстающим студентам.

Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения.

Воспитание целостной личности, обладающей активной

социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой.

Фонд «Надежда»

Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.


Такая модель сопровождения студентов с ОВЗ направлена на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.

В ходе реализации данной модели сопровождения и социализации студентов с ОВЗ удалось решить следующие задачи:

1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать самостоятельность студентов в учебно-познавательном процессе;

2. Сформировать устойчивый интерес к выбранной профессии;

3. Повысить компетентность студентов в принятии самостоятельных решений;

4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, окружающим.




Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами

Мы в корне изменили подходы к проведению воспитательных внеклассных мероприятий. В начале учебного года обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый выбирал на свой вкус и по своим интересам любое внеклассное мероприятие, классный час, которые его заинтересуют и помогут развить его творческие и профессиональные способности.

Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия с социальными партнерами. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства.

Многие наши мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно - создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка не возможна без создания вариативных условий для получения творческого развития и образования.

1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает нам в проведении внеклассных мероприятий, социализации студентов. Оказывает материальную поддержку.

2. Вечерняя сменная школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей из коррекционных школ с ОВЗ.

3. Ледовая арена, цирк, театр им. Голодницкого, филармония, концертный зал Губернский, театр им. Островского – здоровый образ жизни, привитие любви к прекрасному.

4. Специалисты из центра «Добрый дом» - получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.

5. Администрация города, в лице советника при Губернаторе Костромской области Ярулина Максума Мансуровича, на получение юридической, материальной и социальной помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказание материальной помощи для проведения операций и лечения студентам – сиротам и оставшимся без попечения родителей.



Виды, используемых нами внеклассных мероприятий различны:

Тематические классные часы, различные внеклассные мероприятия, познавательно – игровые викторины, экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, тренинговые занятия в форме ролевых игр, кружки, секции, спортивные соревнования, круглые столы, диспуты, конференции, выставки технического творчества, Родительские собрания, совместно со студентами группы. научные чтения.

Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»» в 2017/2018 учебном году. авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты, которые были апробированы на разных этапах обучения студентов в 1 и 2 полугодии 2017 – 2018 учебного года.

Заключение

На основании опыта работы и выше изложенного материала можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочно – развивающуюся деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.

6. Используемая литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие

для студентов средних учебных .заведений. - - М.: 2005. - глава 4 тема 3.

2. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО: «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», №16 2012. автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2004. Раздел: «Общение, как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

4. Владимирова Л.Дети и общество. Грани общества. 1999.август. 8-9с.

5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб: Питер,2008.400с.

6. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей.

Воспитание школьников. 2000 - №7

7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. М.: 1998. 110с.

8. Сластенин В.А. Социальный педагог: Готовность к профессиональной деятельности

Научные труды МПГУ. Серия Психолого-педагогические науки М.:, 1997 год

9. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. Издательство «Лань», 2003г.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Махалов Алексей Алексеевич

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(43) "t_iutorskoie_soprovozhdieniie_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "344078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474026023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства