Ежедневные занятия физическими упражнениями в рамках внеурочного занятия при правильной организации позволяют решать многие задачи школьного физического воспитания. Занятия помогают детям разрядиться от умственного напряжения, преодолеть утомление, повысить свою работоспособность, уровень двигательной подготовленности, укрепить здоровье. На спортивном часе с успехом решаются задачи воспитания у ребят потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, мальчики и девочки обогащаются знанием подвижных игр и эстафет, приобретают умение организованно играть в коллективе сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спортивный час во внеурочной деятельности/»
Спортивный час во внеурочной деятельности
по ФГОС 5-6 классы.
Ежедневные занятия физическими упражнениями в рамках внеурочного занятия при правильной организации позволяют решать многие задачи школьного физического воспитания. Занятия помогают детям разрядиться от умственного напряжения, преодолеть утомление, повысить свою работоспособность, уровень двигательной подготовленности, укрепить здоровье. На спортивном часе с успехом решаются задачи воспитания у ребят потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, мальчики и девочки обогащаются знанием подвижных игр и эстафет, приобретают умение организованно играть в коллективе сверстников.
У нас, в МБОУ «Гимназия №3» г.Белгорода , с большой результативностью используется спортивный час на внеурочном занятии в 5 классах. Трудолюбие, ответственное отношение к работе, педагогическая компетентность, тщательная подготовка к занятиям, изучение новинок методической литературы, передового опыта учителей позволяют этому педагогу добиваться успехов в самых разных воспитательных мероприятиях.
Спортивный час, проводимый учителем во внеурочной деятельности по ФГОС, включает в себя следующие виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий (перепрыгивание обозначенной линиями «канавы», пробегание по бревну, перелезание через конструкцию и др.) и т. д.;
прыжки на обеих ногах и на одной, на месте и с движением вперед, прыжки через скакалку, обруч и т. д.;
броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание на дальность, в различные цели и т. д.;
лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы и другие конструкции на спортивной площадке;
висы, упоры на детских перекладинах и других конструкциях;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча натянутой веревочки и т. д.); ,
упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обручи, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т. д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т. д.);
упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;
подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий, с сопротивлением;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т. д.;
спортивные развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мячами и др.
Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для 5-6 классов, дополняет его.
В спортивном часе, можно выделить три части:
часть— подготовительная (10—15 мин.). Начинается сразу после прихода детей на игровую площадку. Ее содержание: построение, организационные указания учителя, ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения либо во время ходьбы, либо в кругу, либо в игре.
Ходьбу и бег в начале спортивного часа используют как эффективное средство, активизирующее и тренирующее деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствующее более быстрому насыщению крови кислородом, снимающее застойные явления за счет улучшения крово- и лимфообращения. Кроме того, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения являются средством подготовки организма к последующим двигательным действиям детей.
часть — основная (30—40 мин.). Она состоит их общих для всей группы подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и подвижных игр, которыми дети занимаются самостоятельно.
Проводимые со всей группой подвижные игры и эстафеты несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полному отдыху. Активные движения этой части содействуют развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, скоростно-силовых качеств, обогащают двигательный опыт детей, увеличивают их знания о подвижных играх.
Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям.
часть — заключительная (5—7 мин.) направлена на организованное окончание активного отдыха школьников. В нее входят общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание. Задача — привести организм детей в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая учебная деятельность (самоподготовка).
Методика проведения спортивного часа.
Спортивный час при хороших погодных условиях проводится не открытом воздуха, * дождливые дни, дни очень холодные, с сильными ветрами в спортивном зале.
Прежде чем перейти к описанию одного из вариантов спортивного часа, остановимся на методике организации и проведения подвижных игр и эстафет, которые включаются почти в каждый спортивный час.
Перед игрой, эстафетой обучающиеся располагаются так, чтобы хорошо слышать и видеть учителя и чтобы педагог мог следить, как они реагируют на его рассказ, Затем он объясняет содержание игры: называет ее, говорит, как должны размещаться играющие, каковы правила игры, порядок определения ее результатов, При необходимости учитель показывает отдельные моменты или эпизоды игры с помощью школьников. Удостоверившись, что все обучащиеся хорошо поняли содержание игры и ее правила, учитель делит играющих на команды, выбирает водящих, выделяет судей (в зависимости от условий игры). Дежурные устанавливают предметные ориентиры, чертят линии и т. д., необходимые для проведения игры, раздают требуемый спортивный инвентарь (например, мячи, обручи, скакалки и т. д.). Когда все готово, подается команда начать игру, Во время игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, за поведением учащихся, за выполнением ими правил игры, делает, если надо, замечания, вносит коррективы в игру, активизирует малоподвижных ребят. В заключение подводит итоги игры.
Вариант проведения спортивного часа на открытом воздухе.
I часть. Построение в шеренгу по одному. Организационные сообщения. Ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движениями рук, ног, туловища). Бег медленный в чередовании с ходьбой.
часть. 1. Подвижная игра «Вызов».Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15— 20 м одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть вернуться в свой город. Правила игры. Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.
Сбивание баскетбольным мячом фишек, установленных в линию на земле.
Подвижная игра «Волк и овцы» Выбирается водящий — волк, Остальные игроки — овцы, Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившийся спящим, Овцы, двигаясь по кругу, поют песенку, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка, Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец, Пойманная овца становится волком, и игра продолжается. Правила игры. Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему, вариант игры, Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков, Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т. д.),
Ill часть. Подведение итогов игр. Построение обучающихся на исходной линии в шеренгу. Успокаивающие дыхательные упражнения. Дежурные собирают инвентарь, группа в колонне по одному возвращается в школу.
Вариант проведения спортивного часа в классе.
часть. Организационные упражнения и указания воспитателя. Общеразвивающие упражнения типа гимнастики до занятий, стоя за партой или около парты.
часть. Организованные игры. Вариант игры «Вызов номеров». Играющие сидят за партами. Каждый ряд — это команда, В каждой команде детям присваивают номера: сидящим за первой партой — первые номера, за второй партой — вторые номера и т. д. Воспитатель называет номер — и ребята, например, рисуют цветок, выполняют конкретное движение, быстро встают и т. п. Общий результат определяют по сумме первых, вторых, третьих мест. Игра повторяется несколько раз и каждый раз при новом задании.
Игра «Овощи, фрукты, ягоды». Каждый ряд — команда. За каждым рядом закрепляется соответственно название: «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитатель называет виды овощей, фруктов, ягод. Команда, к которой относится названная культура, должна встать и выполнить определенные движения. Другие команды в это время сидят. В ходе игры одни движения заменяются другими.
Игра «Что изменилось?». На доске развешивают или расставляют картинки. Учащиеся запоминают, в каком порядке они висят (стоят). Затем детям предлагается встать, повернуться к доске спиной и выполнить 1—2 упражнения. В это время воспитатель перевешивает (переставляет) 1—2 картинки. По сигналу учащиеся садятся на место и определяют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз воспитатель предлагает выполнить другие упражнения.
часть. Игра «Горячо — холодно». Дети прячут какой-либо предмет (например, теннисный мяч) в классе, а водящий под речитатив учащихся «горячо» или «холодно» должен найти предмет («холодно» дети говорят тогда, когда водящий находится далеко от предмета, а «горячо» — когда он близок к нему).