Статья "Создание условий для развития нравственной, совершенной гармоничной личности в специальной коррекционной школе VIII вида"
Статья "Создание условий для развития нравственной, совершенной гармоничной личности в специальной коррекционной школе VIII вида"
В современной школе в работе воспитателя ГПД специальной (коррекционной) школы главным критерием является создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с интеллектуальным нарушением. Для достижения этих целей в организации своей воспитательной деятельности мною выбраны новые педагогические технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание условий для развития нравственной, совершенной гармоничной личности в специальной коррекционной школе VIII вида" »
Создание условий для развития нравственной совершенной гармоничной личности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В современной школе в работе воспитателя ГПД специальной (коррекционной) школы главным критерием является создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с интеллектуальным нарушением. Для достижения этих целей в организации своей воспитательной деятельности мною выбраны новые педагогические технологии:
– информационно-коммуникативные технологии;
– личностно-ориентированные технологии (метод проектов);
– коллективно-творческое дело;
– метапредметность.
Как говорил Ларошфуко: «Мало обладать выдающимися качествами, необходимо уметь ими пользоваться». Следуя инновационным методам, подробно изучив проблему воспитания обучающихся детей специальной (коррекционной) школы VIII вида, пришла к выводу, что все перечисленные методы могут быть внедрены в практику моей работы.
Не секрет, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями живут в ногу со временем. Для них появилась возможность получать информацию из источников интернета, но умение анализировать, применять в жизненных ситуациях они не освоили. Для своей работы использую электронные презентации. Их широкое использование в беседах, мероприятиях достигает наилучшего эффекта. Презентации служат прекрасным иллюстративным средством. Качественно выполненные презентации с использованием музыки и других спецэффектов оказывают большое эмоциональное воздействие на обучающихся.
Одним из направлений использования личностно-ориентированной технологии в воспитательном процессе является использование метода проектов. В специальной (коррекционной) школе VIII вида метод проектов имеет свои «минусы», так как дети с интеллектуальными нарушениями безынициативные, не самостоятельны, что приводить к потере некоторых элементов проектирования. С другой стороны, метод проектов прост, при умелом распределении ролей участников имеет результат.
Заинтересованность в новейших методах привела нас к созданию цикла бесед, посвященных вопросам экологии. В основу бесед была положена изобразительная деятельность каждого обучающегося и защита своего плаката. Воспитанники говорили о том, что собой представляет данный рисунок. В дальнейшем этапе задача усложнилась с выбором темы: «Птица в гербе нашего города». В работах детей наблюдали красочность рисунка. Предстоящая защита не смутила ребят, дети выступали более увереннее.
На третьей беседе, посвященной нашему городу, каждый участник нарисовал дом, в котором он живет. К защите плаката дети отнеслись серьезно, выбирая фразы из общепринятых фраз выступления «Я считаю, что…», «Я думаю, что…».
В итоге проектная деятельность охватила воспитанников, формировала активную жизненную позицию, дала возможность попробовать силы, проявить возможность выражения собственной позиции.
Так, в ГПД решили взять в основу кружковой деятельности один из видов бумажного рукоделия – торцевание. Вовлечение в кружковую деятельность решает многие проблемы адаптации к социуму - это формирование трудовых навыков, умение создавать красоту своими руками, повышение самооценки учащихся. Социальный проект «Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта в процессе кружковой деятельности» включал IV этапа и состоял из различных методов. Проект начал реализоваться с сентября 2012 года и в течение учебного года достиг высоких результатов. Обучающиеся научились правильно воспринимать красоту, развивались эстетические вкусы. Даже у самых «трудных» детей появилось желание включаться в работу, проявляя свое творчество и воображение. В процессе работы формировались способности к самостоятельному, художественному, эстетическому творчеству. Итогом наших стараний стало сплочение коллектива, где присутствует взаимопомощь и взаимоподдержка.
Творческий социальный проект мы рискнули показать в большой аудитории I Городского социального форума и заняли 1 место среди ОУ города.
Совместно с классным руководителем остановили свой выбор в развитии коллективно-творческих дел совместно с родителями. Идея заключалась в проведении родительских собраний и в использовании нетрадиционных форм общения родителей, детей и педагогов. С первого родительского собрания мы взяли старт на общность коллектива, что каждый член нашей семьи имеет право на внимание, проявление заботы.
Активное включение родителей в работу класса, совместное посещение выставок, концертов, театров стало повседневной реальностью. Проведенный в прошлом году спортивный праздник «Мы спортивные друзья – взрослые, дети и я», стал кульминацией наших отношений. Обращенность педагогов к семье, к семейным ценностям приводит к духовно нравственному развитию, нуждающихся в постоянной опеке детей. Родители, активно участвуя в жизни класса, развивали чувство сопричастности к школьной жизни.
Современная специальная (коррекционная) школа VIII вида совершенствуется, откликаясь на требования времени. Уникальность специалиста – олигофренопедагога дал толчок к развитию такого явления как «метапредредметность». Универсальность полученных знаний обучающимися в школах специального направления не явление ли метапредметности преподавания? Проводя занятия с обучающимися в группе продленного дня, воспитатель широко его использует, подчеркивая важность полученных знаний в совершенно другой области. Таким образом, в работе воспитателя можно найти и задатки современных технологий, и глубоко проникающие в специальные (коррекционные) учреждения новые разработки.
№
Новые технологии и научные разработки, применяемые в работе
Результаты их освоения
1.
Социальный проект
"Эстетическое воспитание детей с нарушениями интеллекта в процессе кружковой деятельности"
Участие в I Городском конкурсе социальных проектов
(I место в номинации
" Шаг навстречу ", 29 января 2013 г.)
2.
Метод проектов
Проведение цикла бесед по экологии:
I. Тема: "Птица. Как я е вижу?" (рисование плаката с помощью кисти руки и защита рисунка).
II. Тема: "Птица в гербе нашего города" (рисование лебедя и защита рисунка).
III. Тема: "Город, в котором я живу" (рисование города и защита плаката) .
3.
Информационно-коммуникативные технологии
1.Проведение открытой воспитательной беседы в 8 а классе с использованием электронной презентации "Разговор о воде", ноябрь, 2012 г.
2. Участие во Всероссийской Педагогической конференции «Игровые методики в обучении», 5 март 2012 г.
3. Участие во Всероссийской педагогичесской конференции «Современная педагогическая деятельность. Другие дети – другой подход» 15.10.2013 г.
4.
Метапредметность
1.Открытое занятие для молодых специалистов по организации самоподготовки обучающихся.
февраль, 2013 г.
2.Участие в секции воспитателей в рамках «Декадника образования» с доклад по теме «Создание условий для развития нравственой, совершенной, гармоничной личности в специальной (коррекционой) школе VIII вида
5.
Коллективно-творческое дело совместно с родителями
1.Проведение открытого классного часа совместно с родителями, посвященного Дню победы с приглашённой гостьей ветераном войны
2. Проведение спортивного праздника "Мы спортивные друзья - взрослые, дети и я"