Статья «Знание без воспитания – катастрофа для человечества»
Статья «Знание без воспитания – катастрофа для человечества»
Являясь учителем с немалым опытом работы, я большое внимание обращаю на патриотическое воспитание учащихся, воспитывая патриотов своей Родины. Особое место в работе по патриотическому воспитанию и в системе подготовки юношей к службе в армии занимают уроки начальной военной подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Знание без воспитания – катастрофа для человечества» »
Преподаватель-организатор НВП
Т.С.Рахимжанов.
с.Буланды, Енбекшильдерский район
Акмолинская область
«Знание без воспитания – катастрофа для человечества» Аль-Фараби
В не столь далекие времена, в период распада Советского Союза, состояние патриотизма, гражданственности и готовности молодого поколения к защите Отечества оказались на критическом уровне. Среди прочих проблем встал вопрос о необходимости возрождения патриотического воспитания. Об этом неоднократно говорил Президент нашей страны Н.А.Назарбаев, слова которого являются моим педагогическим девизом: «Будущее многонационального Казахстана - это его молодежь, которой предстоит продолжать начатое дело созидания и безопасности страны» [1, с 2].
Следуя приоритетным задачам «Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы» (Указ Президента РК от 10.10.2006года №200), требованиям к военно-патриотическому и гражданскому воспитанию, я, как военрук школы, целью своей работы считаю развитие у старшеклассников творческих, духовных, физических качеств, формирование прочных основ нравственности, гражданственности и патриотизма, любви к Родине, почитание народных традиций, уважение к государственным символам.
Это и определило тему моего опыта: «Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках НВП и во внеурочное время». Сущностью моей работы является построение учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, повышение качества обучения при условии сотрудничества, взаимопонимания, доверия между учителем и учеником.
Что представляет собой военно-патриотическое воспитание? Этоорганизованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие школьника с целью формирования у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных Сил, выполнению священного долга по вооруженной защите Родины [3, с 43]. Военно-патриотическое воспитание учащихся включает в себя морально-политическое воспитание, физическую, военно-техническую и начальную военную подготовку (НВП).
Особое место в системе работы школы по подготовке юношей к службе в армии занимает начальная военная подготовка (НВП). Именно от преподавателя начальной военной подготовки, его всесторонней подготовленности, умения увлечь учащихся своим предметом, стремления работать творчески зависит уровень, содержание и эффективность начального военного обучения и военно-патриотического воспитания школьной молодежи.
При этом используются следующие основные методы: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принуждения. Основной формой учебного процесса по начальной военной подготовке был и остается урок. Но дополнительные занятия во внеурочное время могут и должны помочь в углублении и совершенствовании знаний, умений и навыков будущих воинов.
Именно с этой целью в нашей школе создан клуб «Айбын», занятия которого проводятся два раза в неделю по одному часу. Осуществляя принцип межпредметной связи, я сотрудничаю с опытным учителем истории Колпаковой Галиной Викторовной, которая дает учащимся сведения из древней истории, истории становления казахского ханства, рассказывает и комментирует политическую и военную ситуацию в мире. Учителя информатики помогают организовывать поиск необходимой информации по военному делу в Интернете. Здесь ребята находят необходимые материалы по современному вооружению стран, знакомятся с политическими и военными новостями в мире, пишут рефераты по НВП.
Но главное в работе клуба - преподавание основ военных знаний, отработка умений и навыков. При этом особое внимание уделяется практическим действиям, выработке навыков будущего воина. Учащиеся привыкли к урокам в классах, образно говоря к «тепличным» условиям, поэтому на практических занятиях они должны получить психологическую закалку.
Следует заметить, что с особым интересом посещают занятия клуба так называемые «слабые» ученики. Именно практическая направленность занятий и привлекает их. Будущие воины отрабатывают строевые приемы, изучают основы огневой подготовки, тренируются в использовании средств индивидуальной защиты. Полученные знания и навыки ребята успешно реализуют на практике во время учебно-полевых сборов. На прошедшей районной олимпиаде по НВП мои ученики были одними из лучших в строевой подготовке, показывают отличные знания в огневой, тактической, физической подготовке.
В системе военно-патриотического воспитания мы стараемся активнее использовать разнообразные формы военно-профессиональной ориентации молодежи, возможности для ее ознакомления с профессией офицера и армией. С этой целью приглашаем выпускников школ, которые прошли военную службу, курсантов военных школ-интернатов и ВУЗов. Надеемся, что знания, умения и навыки, полученные на уроках НВП и на занятиях клуба «Айбын», помогут выпускникам, стать курсантами ВУЗов, Кадетского корпуса и военных школ-интернатов. Планируется организовывать экскурсии в воинскую часть будущих воинов, чтобы они могли ознакомиться с бытовыми условиями солдат, почувствовать дух армии.
Составной частью военно-патриотического воспитания является физическое воспитание. Цель физического воспитания допризывной молодежи - укрепление здоровья, улучшение физического развития и формирование физических качеств: выносливости, силы, быстроты и ловкости. Все эти качества ребята проявляют на военно-спортивных эстафетах.
Поэтому я стараюсь личным примером увлечь учащихся, т.е. работать по принципу «Делай как я».
Уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП зависит также и от состояния материально технической базы. Поэтому в планах оформление кабинета НВП с учетом современных требований: обновить стенды, пополнить дидактические и наглядные материалы. На территории школы дооборудовать полосу препятствий. Есть в школе специально оборудованное помещение, где ребята тренируются в меткости стрельбы из пневматической винтовки. Остальное «оружие» - деревянные макеты автомата. Однако вся эта «бутафория» не мешает ребятам серьезно подходить к вопросам их будущей службы в армии.
Воспитанию чувства патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому страны способствуют ежегодные Вахты памяти, проводимые ко Дню Победы, встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами тыла, воинами-интернационалистами. Ведется объемная работа по празднованию 550- летия Казахского ханства.
Буландинская средняя школа первые объявили и достойно воплощают в жизнь акцию «70 летию Победы – 70 достойных дел», где принимает участие весь педагогический коллектив и учащиеся нашей школы.
Преподаватели-организаторы НВП обучают юношей допризывного возраста азам военного дела. Именно от нас, именуемых нашими воспитанниками «военруками», во многом зависит учебная дисциплина, настроение, чувство силы и самостоятельности, готовности исполнить священный долг - служить в Вооруженных Силах Республики Казахстан на благо своего народа и Отчизны.
Поэтому главной целью своей работы считаю формирование у учащихся убежденности в необходимости личной и коллективной, моральной и практической готовности к защите Независимого Казахстана.
Литература.
1. Выступление президента Казахстана Н.А. Назарбаева на II конгрессе молодежи Казахстана, Астана, 2002 год.
2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Указ Президента РК от 10.10.2006 года №200.
3. Журнал «Начальная военная подготовка», № 5, 2004.