kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация самостоятельной работы обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ, как способ повышения профессиональной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представлена на педагогических чтениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация самостоятельной работы обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ, как способ повышения профессиональной деятельности.»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Пацус И. В.

Сфера образования не стоит на месте и динамично развивается каждый год. Введение новых образовательных стандартов, обновление педагогических методик заставляет учебные заведения быть мобильными, эффективными, современными. Начиная любое дело, каждый из нас ставит одни и те же вопросы: Как я веду урок? Зачем я это делаю? С помощью чего? Каков будет результат?

На уроках по профессии «Парикмахер» я делаю упор на самостоятельность мышления обучающихся. Допускаю: творческую активность, отстаивание своей точки зрения. Считаю необходимостью признавать достоинства обучающегося, одобрять его успех, даже незначительные сдвиги к лучшему, давать шанс: «Ты можешь и ты добьешься!». Создаю условия, чтобы каждый поверил в себя, в свои силы и возможности, радость творчества. Благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются  навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого обучающиеся по заданию преподавателя решают учебную задачу. Чем обусловлена активность? Прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности становится для обучающегося значимой. Достижение этой цели вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:

  • потребность расширить свои знания, овладеть каким – либо умением;

  • желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;

  • потребность проверить свои знания и возможности.

Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль – это важная деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если обучающийся не контролирует свои действия.

И наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Поскольку к этим результатам обучающийся приходит самостоятельно, ценность работы осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в самостоятельной деятельности.

Я работаю над активизацией самостоятельной работы обучающихся в течении двух лет. В этом учебном году, обобщив свой опыт, я разработала методические указания, адресованные обучающимся ОГБОУ СПО ИТМ по профессии парикмахер. Методические указания предназначены для оказания практической помощи при выполнении лабораторно–практических работ по предметам «Основы художественного проектирования прически», «Технология модельной прически» на III курсе. Они могут использоваться при выполнении лабораторно – практических работ как на уроке под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеурочное время в том случае, если обучающийся пропустил занятие по той или иной причине.

Главное назначение лабораторно – практических работ – приобретение обучающимися умений применять теоретические знания на практике, научиться на основании выполненной работы делать значимые для профессиональной деятельности выводы и обобщения.

В методических указаниях представлен перечень обязательных для выполнения работ и их подробное описание: тема работы, цель, задание и алгоритм его выполнения. Все работы включают в себя теоретическую, технологическую и графическую части. В теоретической части содержатся вопросы для обобщения знаний, необходимых при выполнении конкретной работы. Технологическая часть предназначена для детального описания каждой операции работы, выбора необходимых инструментов, материалов и приспособлений. Но работая с технологической частью, обучающиеся имеют право выбрать для себя те пункты, которые считают нужными для разработки своей идеи. В графической части требуется выполнить эскиз образа в соответствии с заданием к работе. Для облегчения выполнения графической части к некоторым работам подготовлены приложения. Выполнение каждой работы завершается выводом, имеющим практическую значимость.

При разработке ЛПР я опиралась на тот факт, что самостоятельная работа не должна быть слишком простой, т.е. ниже уровня развития умственных способностей обучающихся. Даю им возможность осознать себя, разбудить собственную активность и внутренние силы, чтобы они сами делали выбор, принимали решения и отвечали за них. Пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют,, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения, ведь профессия парикмахер – это творческая профессия и при индивидуальном моделировании прическа начинается именно со схематичного рисунка, эскиза, с учетом пожелания клиента, ориентируясь на его внешние данные.

По результатам оценивания навыков самостоятельной деятельности обучающихся в течение трех лет я сделала вывод: на первом этапе обучения мне приходилось объяснять все конкретно по каждому пункту, а обучающиеся все же не могли самостоятельно ставить цель своей деятельности, у них не получалось планировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью. Но какие бы трудности не встречались в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись. Постепенно обучающиеся научились творчески мыслить, отстаивать свои позиции. И сейчас, обучаясь на третьем курсе, они принимают решения, формулируют выводы и оценивают итог своей работы вполне самостоятельно.

Кроме того, активное применение самостоятельной работы на уроке положительно сказывается на качестве усвоения материала в целом. Это подтверждают итоги аттестации по теоретическому обучению с 2010 по 2013 год (см. таблицу).

Сколько бы ни старался преподаватель, если обучающийся не работает – процесса познания нет. Главное – приучить детей трудиться самостоятельно. На своих уроках я создаю условия, при которых обучающиеся овладевают силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пацус Ирина Витальевна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства