СЦЕНАРИЙ воспитательного часа по правилам дорожного движения
СЦЕНАРИЙ воспитательного часа по правилам дорожного движения
Цели: Проверить и закрепить знания у обучающихся кружков правила дорожного движения, пользования городским транспортом, воспитывать у учащихся культуру поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательного часа по правилам дорожного движения
«Азбука дорожного движения»
Автор руководитель кружков Кириленко Лидия Константиновна
Цели: Проверить и закрепить знания у обучающихся кружков правила дорожного движения, пользования городским транспортом, воспитывать у учащихся культуру поведения.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по Правилам дорожного движения, макет светофора, жетоны красного, желтого, зеленого цвета.
Оформление: выставка на доске дорожных знаков, макета светофора, плакаты по правилам дорожного движения.
Участники: воспитанники кружков «Зеленая аптека Донбасса» и «Зеленая планета» 1-4 классы МОУ «Школа-интернат №10 г. Донецка».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Руководитель: Дорогие ребята, сегодня мы проводим занятие, посвященное правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах «Азбука дорожного движения». С каждым днем на дорогах Донецка и не только появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов внимания и ответственности. Для безопасности пешеходов, в том числе и вас, существуют правила дорожного движения. А вы знаете, когда были введены первые правила дорожного движения? Об этом и еще о многом другом, что связано с дорогой вам расскажет один из моих помощников – регулировщик, страж порядка на дорогах. И я передаю ему слово.
Регулировщик. Здравствуйте, ребята! Я рад тому, что у вас проводится такое мероприятие. И я сейчас расскажу вам много интересного.
Оказывается, первые правила дорожного движения были введены сначала в России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 3 января 1683 года. Тогда еще не было машин, жители ездили в каретах, запряженных лошадями, и поэтому первые правила назывались согласно Указу Петра 1 звучали так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
А когда же появились первые светофоры? Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Слово «свет», думаю, вам понятно, а вот «фор» в переводе с греческого «форос» означает «несущий свет». Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днем и ночью, и даже в тумане. А зеленый свет виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать. Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Этот светофор изобрёл британец Джей Найт. Он был установлен возле здания парламента в Лондоне в 1868 году. Спустя три года его фонарь взорвался и поранил полицейского. После этого случая о светофоре забыли до 1910 года, когда было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов. Впервые Трёхцветные светофоры появились в США (Детройт, Нью-Йорк) в 1920 году. Со временем они стали популярны в разных городах Америки и Европы. В России первый светофор появился лишь в январе 1930 года — на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде (современный Санкт-Петербург). Теперь сложно представить город или поселок без светофоров, которые не только регулируют дорожное движение, но и звуковыми сигналами предупреждают пешеходов и водителей на дороге.
Как утверждают учёные, каждый житель современного мегаполиса около шести месяцев своей жизни проводит в ожидании разрешающего зелёного сигнала светофора. Например, в Лондоне есть памятник светофору, он выглядит как целое светофорное дерево. Свой памятник светофору есть и в России, он находится в Новосибирске. Скульптурная композиция составлена из светофора и приветствующего его автоинспектора.
А в Праге есть светофор для пешеходов, установленный на необычайно узкой старинной улочке. Так как по ней сложно одновременно пройти даже двум людям, светофор регулирует потоки прохожих, идущих с разных концов улицы, и имеет сигналы только двух цветов.
Многие пешеходные переходы Сингапура со светофором, запускающиеся кнопкой, оборудованы системой помощи пожилым людям и инвалидам. Пешеходы этих категорий могут заказать специальную карту и вместо нажатия кнопки подносить её к считывающему устройству. После верификации карты система включит зелёный сигнал на большее, чем обычно, время — в зависимости от длины перехода добавится от 3 до 13 секунд.
Оказывается, у светофора есть свой «Международный день светофора» и отмечается 5 августа в честь события, произошедшего в 1914 году. В этот день в американском городе Кливленде появился первый предшественник этих сигнальных электрических фонарей. Он имел красный и зелёный фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал. Но это был все же не первый светофор.
И сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности на дорогах, которые вы должны соблюдать. Но проведем наше мероприятие не только в форме беседы, но и в игровой форме. А для этого мне поможет наш верный друг – это главный страж любой дороги – инспектор ГАИ, он будет проверять правильность ваших ответов и подсказывать, если кто-то ошибся. Итак, какие же правила нашей игры.
Регулировщик. Для проведения нашей игры вам сейчас необходимо создать две команды, каждую со своим названием и со своим капитаном – моим помощником. Для начала мы проведем с вами небольшую разминку. Перед вами будут слова, в которых буквы перепутаны местами. Эти слова посвящены городскому транспорту Донецка и его жителям. Попробуйте восстановить их в правильном порядке.
Перепутанные слова команде 1.
Т у б а с в о (ответ: автобус)
Ф в т о р о е с (ответ: светофор)
Х е о п р е д (ответ: переход)
Ш е о д п х е (ответ: пешеход)
Перепутанные слова команде 2.
М р в а а т й (ответ: трамвай)
Ш м и н а а (ответ: машина)
Л р е т б й с у о л (ответ: троллейбус)
Р у т а о р т (тротуар)
Регулировщик. Ребята! Вы живете в большом городе со множеством видов транспорта – троллейбусов, трамваев, автобусов, маршрутных такси. Улицы переполнены транспортом и для того, чтобы пешеход не заблудился в этом огромном мегаполисе существуют специальные указатели – дорожные знаки. А вы знаете, какие они? Конечно, некоторые из них вам знакомы. Но их гораздо больше, чем вы предполагаете. И поэтому сначала я проведу викторину о различных дорожных знаках и дорожных указателях. (Регулировщик раздает командам знаки дорожного движения на карточках). Каждой команде я раздам листочки с вопросами, на которые она должна ответить в течение 3 минут. Каждый правильный ответ будет оцениваться в 1 балл. Победителем в викторине будет команда, которая наберет больше баллов. А оценивать ваши ответы будет мой помощник – инспектор ГАИ.
Вопросы команде 1.
Бывают знаки, взятые в синенький квадрат, как и где проехать можно эти знаки говорят (ответ: дорожные знаки)
Красный круг, а в нем, мой друг, быстрый друг – велосипед. Знак гласит: здесь и вокруг на велосипеде проезда нет (ответ: езда на велосипеде запрещена)
Где ведут ступеньки вниз, ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход – тут… (ответ: подземный переход)
Здесь не катится автобус, здесь трамваи не пройдут, здесь спокойно пешеходы вдоль по улице идут (ответ: тротуар)
Примостился над дорогой и моргает очень много, изменяя каждый раз цвет своих округлых глаз (ответ: светофор)
Полосатая лошадка, но не та, что в зоопарке, по ней пешеходы все идут… (ответ: зебра)
Там, где сложный перекресток, он – машин руководитель, там, где он – легко и просто, он для всех путеводитель (ответ: регулировщик)
Вопросы команде 2.
Место есть для перехода, это знают пешеходы. Нам его разлинеяли, где ходить – всем указали (ответ: зебра)
Командуя жезлом, он всех направляет, и всем перекрестком один управляет (ответ: регулировщик)
Ты скажи-ка мне, приятель, как зовется указатель, у дороги что стоит, скорость снизить мне велит? (ответ: дорожный знак)
Я глазищами моргаю, неустанно день и ночь. И машинам помогаю и тебе хочу помочь? (ответ: светофор)
Грозно мчат автомобили, как железная река, чтоб тебя не раздавили, словно крупного жучка – над дорогой, словно грот (ответ: подземный переход)
Как зовутся те дорожки, по которым ходят ножки. Различать учись их точно, не лети как на пожар. Пешеходные дорожки – это (ответ: тротуар)
Синенький прямоугольник вам покажет, где найти остановку и заправку, все, что нужно вам в пути (ответ: дорожный знак)
Регулировщик. Итак, вы узнали какие дорожные указатели есть в городе. А теперь я проведу игру, в которой я для обеих команд буду называть различные дорожные ситуации, с которыми каждый из вас может столкнуться в повседневной жизни. Если ответ будет «да», член команды, который даст правильный ответ, получит по 1 баллу. Если ответ будет неправильным, слово для ответа передается второй команде. Итак, начнём!
Перейти дорогу можно при…. (ответ: зеленом свете)
У светофора сигналы для пешехода … (ответ: красный – запрещающий, зеленый – разрешающий)
На тротуаре можно кататься на велосипеде? (ответ: только на велосипедной дорожке)
По какой стороне улицы или тротуара можно ходить? (ответ: только по правой)
При проезжей части дороги можно играть? (ответ: нет)
Тротуар предназначен только для… (ответ: пешехода)
Пешеходный переход на дороге можно определить… (ответ: по «зебре» или знаку «пешеходный переход»)
Если при переходе улицы сломался светофор… (ответ: на помощь придет регулировщик)
Если ваша собака вырвалась с поводка и стала перебегать дорогу, вы побежите за ней или подождете пока пройдет транспорт?(ответ: необходимо подождать пока пройдет транспорт, ведь у собаки скорость гораздо больше и она успеет перебежать)
На остановке переходить трамвай… (ответ: нельзя, нужно только спереди)
Регулировщик. Сейчас я попрошу моего помощника инспектора ГАИ исправить ошибки (если есть), которые вы допустили. А теперь я хочу поговорить с вами о том, какие чаще всего вы допускаете ошибки при езде в транспорте. Члены команд по очереди задают вопросы. Если ответ неправильный, команда, задавшая вопрос, отвечает на него. В этом случае эта команда получает дополнительный балл. Выигрывает в этом конкурсе команда, которая дала больше правильных ответов.
Задания для команды 1.
Я разговариваю и громко смеюсь в транспорте… (ответ: нельзя ни в коем случае, надо вести себя тихо, спокойно)
Мне неудобно и я не держусь за поручни в транспорте… (ответ: надо обязательно в целях безопасности держаться за поручни)
На улице очень жарко и мне купили мороженое, в это время подошел автобус… (ответ: в автобус с мороженым заходить нельзя)
Я увидел переходящую через дорогу пожилую старушку и… (ответ: я оказал ей помощь)
Я не стал дожидаться зеленого света светофора, так как не было транспорта и решил перебежать дорогу… (ответ: этого делать ни в коем случае нельзя, надо дождаться зеленый свет)
Задания для команды 2.
1. На дороге не было транспорта и я не стал спускаться в подземный переход… (ответ: этого делать ни в коем случае нельзя, подземный переход и существует для нашего безопасного перехода улицы)
2. Я ехал в автобусе и на остановке решил обойти его сзади… (ответ: правильное решение)
3. В транспорте я встретил своих друзей, которых не видел давно, и мы громко смеялись, шутили… (ответ: этого делать нельзя, так как мы создаем неудобства для окружающих пассажиров)
4. На тротуаре было много прохожих и я решил «прокатиться» на велосипеде по проезжей части дороги…(ответ: это не безопасно и делать этого нельзя)
5. Я увидел на дороге «зебру» и не стал идти на указатель светофора, и перешел дорогу… (ответ: это правильное решение, «зебра» для этого предназначена)
Регулировщик. Итак. Это «состязание» команд показало, что вы, ребята, неплохо ориентируетесь в дорожных ситуациях. А теперь я проведу «блиц-опрос» о том, кто такой вежливый пассажир в транспорте. Я буду задавать вопросы, а члены команд должны объяснить, каким они видят вежливого пассажира. Начинает первая команда, а дополнить ее ответ может вторая команда. Начали.
Вежливый пассажир – это….. (команды по очереди объясняют, каким они видят вежливого пассажира)
Если про пассажира говорят, что он «заяц». Это….
У вежливого пассажира обязанности перед водителем…
У вежливого пассажира обязанности перед остальными пассажирами….
Вежливый пассажир уступит место…
(члены команд дают ответы, каким они представляют вежливого пассажира и почему)
Регулировщик. А теперь я проведу между командами интеллектуальный «бой». Для этого я каждой команде дам рисунки ребусов, в них зашифровано слово, наиболее часто употребляемое сегодня. Члены команд должны правильно расшифровать это слово. А для того, чтобы команды выбрали себе 3 ребуса, проводится жеребьевка. Капитаны команд! Ко мне! (капитаны выбирают согласно жеребьевке ребуса)
Ребусы команде 1.
Ребусы команде 2.
Регулировщик. Команды быстро справились с заданием и, конечно, узнали слова и автобус, и пешеход, и правила безопасного поведения на дорогах и все остальные слова. Молодцы!
Руководитель. Вот и закончилась наша увлекательная игра по правилам безопасного поведения на дорогах нашего города. В этом нам помогли наши верные друзья – регулировщик и инспектор ГАИ. И мы хотим им сказать от всех нас сказать огромное – что? (дети кричат «СПАСИБО !»). А в завершение нашего мероприятия ребята прочтут несколько стихотворений о правилах дорожного движения.
Воспитанник 1-й.
В нашем городе на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Воспитанник 2-й.
У любого перекрестка нас встречает светофор И заводит очень просто с пешеходом разговор:
Cвет зеленый - проходи! Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный - значит, двигаться опасно!
Стой! Пускай пройдет трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
Воспитанник 3-й
Движеньем полон город - бегут машины в ряд,
Цветные светофоры и день и ночь горят.
И там, где днем трамваи звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете шагает напрямик?
А это мальчик Петя - хвастун и озорник.
Волнуются шоферы, во все гудки гудят,
Колеса и моторы остановить хотят.
Свернул водитель круто, вспотел как никогда:
Еще одна секунда - случилась бы беда.
И взрослые и дети едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя - хвастун и озорник...
Воспитанник 4-й.
Безопасный островок есть у перекрестка
Ты его найдешь дружок, круглый он, в полоску.
На твоем лежит пути в центре перехода.
И вернее не найти друга пешехода.
Воспитанник 5-й
Пристают к отцу ребята: "Подари нам самокат!"
Так пристали, что отец согласился наконец.
Говорит отец двум братцам: "Сам я с вами не пойду.
Разрешаю вам кататься только в парке и в саду".
На бульваре старший брат обновляет самокат.
Младший брат не удержался и по улице помчался.
Он летел вперед так скоро, что не видел светофора.
Вот без тормоза , один, он попал в поток машин...
Так и есть - шалун споткнулся, под машину подвернулся.
Но водитель был умелый - у мальчишки руки целы.
Жив остался в этот раз, слезы катятся из глаз...
Можно ездить по бульвару. по дорожке беговой,
Но нельзя по тротуару, и нельзя по мостовой.
Воспитанник 6-й
Зебра в Африке живет, полосата очень.
Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет.
А на улице у нас, здесь у перекрестка,
Точно зебра в самый раз - переход в полоску.
Свет зеленый лучик шлет, он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведет по полоскам прямо.
Воспитанник 7-й
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
"Стой на панели" - он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Все светофор понимает без слов:
Он говорит языком огоньков.
Регулировщик. Большое спасибо вам, ребята, что вы живо интересуетесь правилами дорожного движения, и я надеюсь, что вы никогда не будете их нарушать. И поделитесь с правилами со своими друзьями и знакомыми. До встречи!