Данное мероприятие представляет вечер русского языка, состоящий из 1 части - инсценированного монтажа, посвященого проблемам современого русского языка: засорению, неоправданному употреблению жаргонов итп, 2 -я часть - собой соревнование двух команд по предмету разделу:"Фразеология"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сценарий вечера "Русское слово - русское чудо"»
Цель:
Совершенствовать навыки по теме: « Фразеология»; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями для конкурсов.
Ход мероприятия.
На сцену выходят двое ведущих.
слайд
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о чистоте русского языка, узнать много нового и интересного, каждый из вас сможет проявить себя.
Ответьте мне на вопрос
( показывается 2 слайд, ответы появляются постепенно)
Ведущий 2: Хорошо, ребята! Знание русского языка дает нам с вами возможность общаться, ведь в нашей школе обучаются дети разных национальностей. С помощью языка мы с вами получаем знания, приобщаемся к великой культуре.
3 слайд
Ведущий 1
Если язык помогает обрести знания, постичь мудрость жизни и познать культуру народа – значит, язык помогает обрести гармонию с окружающим миром.
Звучит стихотворение Сергея Скачко «Язык»
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Ведущий 2
Прав был А. Н. Толстой, сказав: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
4 слайд
Язык – это живой организм. А какие процессы влияют на него?
5 слайд
Ведущий 1
Язык подобен живому существу. Он живёт. Развивается. Но может погибнуть, И всё это зависит лишь от нас. От того, насколько бережно мы к нему относимся. Хотя многие считают, что язык и без человеческого вмешательства развивается в правильном направлении. Бездуховность семьи и безнравственность общества, отсутствие всякого стремления к высоким идеалам, насаждение средствами массовой информации чуждой культуры и языка – все это ведет к обеднению родной речи. Сейчас создан особый русский язык, не тот истинно народный, что сродни языку прекрасных русских сказок, былин и пословиц, но убогий язык подворотен, блатной язык воровских группировок, молодежный сленг, понятный лишь особой группе подростков.
Сегодня ученики 8 класса покажут сценку о нарушении содержательности речи и чистоты. Заглянем в одну из школ. Итак, представьте себе начало учебного дня, встречаются два одноклассника.
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.
Саша: привет, Вова!
Вова: (небрежно) Салют, дерево!
Саша: (недоуменно) Ой, где дерево?
Вова: (объясняет) Это же ты, кореш.
Саша: Я не корень, я парень.. Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова: Отпад!
Саша Что???
Вова: Ну, ништяк!
Саша.:Ой, а что это?
Вова :Это значит, что прикид у неё клёвый!
Саша: Что она прикидывает и кого клюёт?
Вова.:Ну, убойная чувиха.
Саша: ( испуганно) Она кого – то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша: Это что – в карты поиграть?
Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша:( смотрит на его ботинки) Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша: Добрая у тебя бабка, пирожки даёт?
Вова: (утомлённо) Слушай, ты сегодня какой – то фиолетовый.
Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.
Вова: Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша: С мочалками на хате? ( Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова: Ты лох, что ли?
Саша: Нет, я не оглох.
Вова (кричит) Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова: Уши разуй. Что – то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша: Я утром колбасу ел, это верно.
Вова: Ты что – упёртый?
Саша: (возмущённо) Я ничего не упёр, потому что не ворую.
Вова: О! ( Хватается за голову) Ты меня своей тупостью просто убил.
Входит Света.
Вова: Светка – конфетка. В натуре мировая вешалка. Хай, бэби!
Света: (удивлённо) Здравствуй, Вова.
Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света:(пятится) Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света: (непонимающе) Кто – потный?
Вова: Нет, вообще ты классная.
Света: А из класса я давно уже ушла.
Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит « не откажи мне в любезности, прекрасная девушка, пойдём со мной в кино»!
Света: Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. ( Берёт Сашу под ручку) Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова: Я понял. Мой язык не всем нравится. Он, в самом деле, странный какой – то..
Саша: Больше не будешь так разговаривать?
Вова: нет!
Ведущий 2
6 слайд
К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
И мы обязаны сохранить этот язык, не позволить, чтобы он остался только лишь языком художественных произведений, ушёл безвозвратно в историю.
Так давайте же следить за своей речью, по ней люди определяют, кто перед ними.
Ведущий 1 Прав был великий В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» , говоря: «С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, между душой и телом, духом и плотью».
7 слайд
Ведущий 2
8 слайд
Ведущий 1
9 слайд
Мы, конечно не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристаёт. Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надёжных рецептов нет. Но надеемся, что наши советы помогут вам сделать сою речь лучше, богаче, чище.
НЕ копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте самобытность и помните: « НЕ то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст»
Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учёба.
Не засоряйте свою речь словами паразитами. Если в нужный момент не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко, чем собирать целый букет лишних слов.
Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.
Ведущий 2
Хочу процитировать слова И. Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
2 часть
Ведущий 1 Мы начинаем КВН и надеемся, что хорошее настроение вам доставит знакомство с удивительным разделом русского языка
10 слайд
В языке каждого народа имеются образные меткие выражения, сочетания слов, которые отражают национальный колорит языка. Так, например, о везучем, удачливом, счастливом человеке русские говорят он родился в рубашке, французы, что он родился причёсанным , англичане – родился с серебряной ложкой во рту, а на Востоке – родился, когда чихнул ишак. Видимо у восточных людей рождение человека ранним свежим утром, когда просыпаются птицы и животные, связывается с представлением о сопутствии ему чистоты и счастья.
Ведущий 2
Изучать такие устойчивые выражения, называемые фразеологизмами, не только интересно, но и необходимо. Писатели, поэты, ораторы, учёные нередко используют фразеологизмы, которыми можно не только украсить свою речь, сделав её образной, эмоциональной. Во фразеологии заключена мудрость целого народа.
На сцену выходят команды.
Ведущий 1
Каждый КВН имеет свое строгое, но достаточно объективное жюри: человек, который не одну собаку съел в русском языке,
------человек, который может дать ответ или найти его на любой вопрос, «восьмое чудо света»,
----------«стреляный воробей» в русском языке.
Ведущий 2 Конкурс «Приветствие»
В КВН сегодня играют 2 команды. Предлагаем слово для приветствия
Приветствие Русскому языку: «Равняйсь один к одному! Смирно! По порядку рассчитайсь!
-один в поле не воин,
-для ссоры нужны двое,
-обещанного три года ждут,
-конь о четырех ногах, да спотыкается,
-пятое колесо,
-шестерня - бригадирская езда,
-семь раз отмерь - один отрежь,
-восьмой день, как первый,
-девятый вал - роковой,
-точно в десяточку.
Вольно!
На вечер русского языка построена команда «Синяя птица». Мы живем и учимся под девизом «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» в количестве великой семерки и святой троицы.
Приветствие другой команды
Вас приветствует команда «Золотая молодёжь»!
Мы все, как один, хороши, пришли оттуда,
куда Макар телят не гонял,
куда ворон костей не заносил,
с чёртовых куличек.
Мы - чудаки, а чудаки украшают мир.
А сейчас вы узнаете, кто есть кто:
-я самая большая жаба в местном болоте,
-у меня язык без костей,
- я без царя в голове,
- я человек большой души,
- я мал золотник, да дорог,
- я один, которого семеро не ждут,
- я человек - золотые руки,
- я молодец на овец, а на молодца сам овца.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Наш девиз: «Пришел, увидел, победил!» Мы пришли сюда не баклуши бить, а знаниями блеснуть. Здесь мы рады стараться, все исполним в срок, без сучка, без задоринки. Дорогое жюри, обращаемся к вам: мы валять дурака перед вами не будем, мы на все сто уверены в своей победе. Правда? Молчите? А молчание - знак согласия. Мир тесен, и в этой игре победит сильнейший. Мы постараемся не ударить в грязь лицом. Не поминайте нас лихом.
.
Конкурс «Эти забавные животные»
Очень часто фразеологизмы рождаются, когда человек сравнивал себя с животным. За 3 минуты вспомните фразеологические обороты, в которых встречаются названия животного мира.
11 слайд Задание болельщикам.
Конкурс «Объясни происхождение»
Бить баклуши, зарубить на носу, во всю Ивановскую, лезть на рожон, Вавилонское столпотворение, блудный сын, яблоко раздора, Авгиевы конюшни.
Конкурс « Четвёртый лишний»
Команде раздают по 2 карточки, где 1 фразеологический оборот не по теме.
Хоть пруд пруди слово в слово
Кот наплакал тютелька в тютельку
Тьма тьмущая вилами по в оде написано
Яблоку негде упасть комар носа не подточит
Во все лопатки попасть впросак
Сломя голову попасть на седьмое небо
Черепашьим шагом попасть в переделку
В мгновенье ока попасть в переплёт.
12 слайд Задание болельщикам.
5 конкурс « Восстанови фразеологизм».
1 команде:
Делить шкуру неубитого……..(медведя)
Сесть на любимого коня…….( парнаса)
Купить……..в мешке ( кота)
Пустить……в огород ( козла)
Набито как …… в бочке ( селедки)
Считать……..по осени ( цыплят)
Дразнить козла…..( капустой)
Брать….за рога (быка)
2 команде:
Зарубить на …(носу)
Намылить…(шею)
Коптить…( небо)
…не клюют ( куры)
Вставлять …(палки) в колёса
Вилять…(хвостом)
Смотреть как …(баран) на новые ворота.
6 конкурс « Мы актёры»
Одна команда должна изобразить оборот, другая – угадать его и объяснить смысл.
1 команда
Работать спустя рукава
Клевать носом
Тянуть за уши
Читать от корки до корки.
2 команда
Язык чешется
Кусать локти
Сидеть сложа руки
Воды в рот набрать.
Задание болельщикам:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят
(водой не разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально(вдоль и поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что ( еле волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки,
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажещь (медвежью услугу.)
Фальшивят, путают слова
Поют, (кто в лес, кто по дрова)
Ребята слушать их не станут
От этой песни (уши вянут)
7 конкурс « Догадайся, что за оборот»
Командам представляются иллюстрации известных фразеологических оборотов. Нужно догадаться, какой фразеологизм изобразил художник.
Уши горят
Писать как курица лапой
Иваны, не помнящие родства
Наврать с три короба
Сидеть на шее
Сесть в калошу.
8 конкурс « Нарисуй фразеологизм»
Черная кошка пробежала
Волосы становятся дыбом
Вешать лапшу на уши
Пуд соли съесть
Задача команд – изобразить фразеологизм так, чтобы соперники догадались..
Задание болельщикам:
Отгадайте , что это?
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчезает, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
( ветер)
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не понимают, не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
( уши)
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело
( нос).
8 конкурс « Блиц – опрос»
Что льёт как из ведра? (дождь)
Слёзы какого животного говорят о малом количестве (кот наплакал)
Их считают, когда кого – то побьют (рёбра)
Эта птица свинье не товарищ (гусь)
Что делают с двумя зайцами (убивают, гонятся)
Что вставляют в колёса (палки)
Когда мы устали, мы говорим, что крутимся как … в колесе (белка)
Кого делают из мухи (слона)
У болтуна он без костей (язык)
Её теряют от любви (голова)
Все знают, где они зимуют (раки)
Когда он первый, то бывает колом (блин)
Что есть в здоровом теле (дух)
Кто не учит курицу (яйца)
Что колет глаза (правда)
Товарищей этим не разольёшь (вода)
Где можно заблудиться (в трёх соснах)
Их считают по осени (цыплят)
Подведение итогов, награждение победителей.
Ведущий 1: Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить свой язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться. Нас всех объединяет чудо языка. В нём живёт, негодует, верит, смеётся народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не даёт народу забыть себя, всё плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.