Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника, посвящённого Дню независимости России "Гой, ты, Русь моя родная"»
9
Сценарий литературно – музыкального вечера,
посвящённого Дню независимости России.
Гой, ты Русь моя родная
Воспитатель: С.В. Удовидченко
Цель: Пробудить в детях чувство любви к Родине. Помочь ребятам узнать об истоках этой трепетной любви к своей отчизне.
1-й Ведущий:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты в ризах образа …
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне на встречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
/ Сергей Есенин /
2-й Ведущий:
Добрый день дорогие дети, добрый день Уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем литературно-музыкальном вечере, который посвящён самому дорогому – любви и Родине.
(звучит фоном тихая музыка – «С чего начинается Родина»)
1-й ребёнок:
Твои поля, овраги, стены, горы,
Небес твоих сияющий шатёр,
И звёзд твоих мерцающие взоры,
И в звёздных искрах твой пытливый взор.
2-й ребёнок:
Как это с детства душу волновало,
Пленительной тревожной простотой,
И вдруг так больно – близко стало,
При ярком звуке Родины святой.
3-й ребёнок:
И я, беглец, проклявший эту Землю,
Во времена стихийных непогод, –
Опять люблю, опять тебя приемлю,
Несчастный мой, родимый мой народ.
4-й ребёнок:
И, ниц припав по глыбе чёрной,
Я постигаю снова правду в ней:
О, нет нигде для сердца обороны,
Как на приделах Родины своей.
1-й Ведущий:
Любовь и Родина важнейшие чувства для каждого человека. У взрослого это чувство подобное большой реки. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – «Родина»?
(звучит песня «Под крышей дома твоего»)
2-й Ведущий:
Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь.
1-й Ведущий:
У деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него мать и отец, изба высокая, огород, сад и домашние животные. И жил Сенька хорошо. Но вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишним.
(на сцену выходит Сенька)
Сенька: Пора уходить. Теперь для них стал лишний.
(идёт по сцене, встречает Дядю Никиту)
Дядя Никита: Здорово! Куда путь держишь?
Сенька: Здравствуй дядя Никита. Я иду в
огромный город, где самолёты строят.
Дядя Никита: Ты, чтобы не плутать, вот по этот бугор
залезь (указывает). С него далеко видно
Сенька: Ладно. (Дядя Никита уходит за кулисы).
2-й Ведущий:
Полез Сенька на бугор, нагибается низко, даже руками за траву цепляется, чтобы не упасть. Поднимается всё выше, и земли становится всё шире.
(Сенька забирается на возвышенность)
2-й Ведущий:
А когда Сенька поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно. Вокруг разноцветные поля простирались. Где что поспело, овёс ли, гречиха, у всего свой цвет. А где ещё доцветало голубым и розовым.
2-й Ведущий:
А когда Сенька поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно. Вокруг разноцветные поля простирались. Где что поспело, овёс ли, гречиха, у всего свой цвет. А где ещё доцветало голубым и розовым.
1-й Ведущий:
Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. Берёзы – тонконожки у озера. Тёплый орешник. Бледная, как зелёный дымок малина возле болота … Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами. Всех с верху увидел Сенька … И других жителей их других деревень. И поезд увидел, что за лесом идёт. Даже город дальний на горизонте.
(на сцену выходит отец и дед)
От своей земли, от её широкого вида, почувствовал Сенька в сердце тепло. (Сенька оборачивается, замечает отца и деда)
Сенька (взволновано):
Ух, ты! Куда от такой земли уйдёшь, если она моя, и мама моя, и отец, и дед, и сестрёнка, и все люди – соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что и я – их.
1-й Ведущий:
Не знал пока Сенька, что называется это Родиной. Что где – бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и всё, и всё что вокруг бугра (все уходят).
2-й Ведущий:
С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире складывается у ребёнка представление о Родине. И чувство Родины прорастает как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зелёный косогор с берёзами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне или городской двор. И не так уж сложно объяснить, почему это всё нам дорого. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птицы с дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
(звучит песня «Берёзовый сок)
1-я девочка:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
2-я девочка:
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.
1-й Ведущий:
Родина подобна дереву огромному, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет свои корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней – бедный народ.
2-й Ведущий:
Родина это очень много. Это и тропинки с бродом через ручей, и птицы, летящие на север под нашим домом. Это большие города и в десять домов деревеньки. Это имена людей. Это мой отец – водитель и твой – нефтяник, это и ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
Ребёнок:
Шли женщины, и на плечах лопаты:
Окопы рыть под городом Москвой
Страна смотрела на меня с лопаты
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав крепко губы, что не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры пять.
Ребёнок:
На тютю Дашу рядом снами живущую,
Двух сыновей на запад проводившую,
Да, на неё, вдову красноармейскую,
Усталую, упрямую и резкую.
А я хотел участвовать в десантах,
Кричать в эфир «Тюльпан!» я «Редода».
Мне шёл тогда едва второй десяток,
Меня на фронт не брали поезда.
И я смотрел с серьёзностью недетской
В её лицо морщинками у губ.
И лишь на двойки отвечал немецкий.
Чтоб выразить презрение к врагу.
Ребёнок:
Она звала меня глазами строгими,
Сжав крепко губы, что не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры пять.
1-й Ведущий:
Война была для многих испытанием на в человечность, на верность Родине. Как люди выстояли в той войне, которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её.
2-й Ведущий:
В дни, когда судьба наша определялась словами «Родина или смерть», Константин Симонов написал строки, которые нельзя читать без волнения даже сейчас.
Ребёнок:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в кроткий миг, припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты с детства увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться.
Где на всю жизнь до смерти мы нашли,
Ту горсть земли, которая годится
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть … но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(исполняют песню «То берёза, то рябина»)
1-й Ведущий:
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! «Россия». Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то … – так написал С. Есенин много лет назад.
2-й Ведущий:
Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии, и в прозе, и в музыке, и в живописи. Россия и берёзка! Эти два понятия неразделимы.
1-й Ведущий:
Удивительная судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины.
(звучит песня Любэ «Берёзы»
Ребёнок:
Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – берёза,
Берёза – под каждым окном.
На каждой весенней поляне
Их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка:
Увидишь и сердце замрёт.
Ребёнок:
Её привезли из далека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню Волгоградской земли.
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси, –
Лежат под берёзкой ребята –
Об этом у них расспроси …
Ребёнок:
Трава под берёзкой не смята –
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто – то под ним горевал.
И плакал – светло, как невеста
И помнил – на веки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
Тебе ли того не понять …
Ребёнок:
Ты тоже родился в России –
Берёзовом милом краю.
Но где ты не встретишь берёзу,
Ты вспомнишь берёзку мою,
Её молчаливые ветки.
Её терпеливую грудь.
Растёт в Волгограде берёзка!
Попробуй её позабудь.
2-й Ведущий:
Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянуться к небу, напоминая девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.
(хоровод «Во поле берёза стояла»)
1-й Ведущий:
Наша русская природа полна прелести, трогает и волнует каждого из нас. У писателя Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине.
2-й Ведущий:
«Родина это огромное, родное, дышащее существо подобное человеку», - писал Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!». А сколько прекрасных пословиц и поговорок есть о Родине, кто их назовёт?
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Одина мелей в двойне.
Дома и стены помогают.
Дым отечества лучше, чем огонь на чужбине.
Кто Родину не на словах любит, тому почёт будет.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
В чужом месте, что в лесу.
Чужбина слезам не верит.
Кто где родился, там и пригодился.
На чужой стороне, как былина в поле.
Любить Родину свою, уметь победить в труде и в бою.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.
Нет земли краше, чем страна наша.
Вот сколько пословиц и поговорок мы перечислили о Родине.
(исполняется песня «С чего начинается Родина»)
Ну вот и подошёл к концу наш литературно-музыкальный вечер. Спасибо Всем! И с праздником!