«Люблю березу русскую…»
(тематические занятия для учащихся средних классов)
Цель занятий: воспитание патриотических чувств, любви к природе и родному краю, приобщение к поэзии.
Задачи: познакомить учащихся с творчеством русских и советских поэтов, чьи произведения пронизаны любовью и гордостью за свое Отечество, воспевающих красоты родного края.
Организационный момент: учитель разрабатывает и организовывает мероприятие, совместно с учащимися. Вместе они подбирают необходимые музыкальные записи, стихи; ребятами оформляется класс, готовится и соответственно оформляется выставка рисунков, посвященных теме занятия. Мероприятие также ведется школьниками.
Оборудование: магнитофон с музыкальными записями; портреты С. Есенина, Ф. Тютчева; картины или репродукции с картин с изображением березовых рощ или берез; сцен из народных праздников, связанных с завиванием березы.
Ход мероприятия
На фоне приглушенной лирический музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов один из учащихся с чувством и выражением читает фрагмент стихотворения А. Прокофьева.
…Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…
– Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!
Немало стихов, песен, рассказов посвящено этой русской красавице.
Учащиеся декламируют стихи Сергея Есенина.
* * *
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы...
* * *
Зеленая прическа,
Девическая грудь
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум…
Далее ребята выступают с небольшими сообщениями.
1-й учащийся. Любовью и нежностью наполнены поэтические строки о юной девушке с тонким станом и шелковистыми косами, то печально задумчивой, то радостно игривой. Не только у Сергея Есенина береза пробуждала трепетные чувства.
В одном из своих писем А. С. Пушкин писал: «… Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось…» Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества.
Никакое другое дерево не распространено так в нашей стране, как береза. Она завладела всеми широтами. В мире насчитывается примерно около 140 видов берез, большая часть которых произрастает в нашей стране. Лучше самой подробной карты она своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская береза, байкальская, памирская, алтайская, киргизская, маньжурская, туркестанская, даурская…
Названия говорят не только о географической прописке березы, а так же об особенностях дерева: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, низкорослая, карликовая.
2-й учащийся. А еще люди нарекли ее белоствольной красавицей, невестой, веселкой.
В старинных песнях поется о березе, как о живом существе, совершающем определенные действия:
Береза девочек гукала:
Ходите, девочки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать!..
… Я вам, девочки, согнуся,
Сама в веночки повьюся!… (русский фольклор)
С древних времен нашими предками березе отводилось особое почетное место в различных обрядах и ритуалах. Ветвями украшались жилища, проводились в березовых рощах народные гуляния, водились хороводы.
Старые люди рассказывают, что на седьмую неделю после Пасхи, в четверг (Семик) спозаранку собиралась молодежь на краю деревни и, распевая под гармошку веселые песни, начинала хороводиться. Потом девушки шли в березовую рощу завивать березки. Делали это небольшими группами, по два-три человека. При себе имели пряденые нити, разноцветные тряпицы по количеству членов семьи, которые навязывали на березовые ветки, приговаривая: это за маму, это за тятю, за брата, за сестру… Таким вот образом завивались «веночки на все отрадные денечки»:
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я молодешенька,
Увесь год веселешенька.
В Троицу девушки вновь возвращались в березовую рощу, припевая:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Но, Но, Семик да Троица!
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут,
К вам красные,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Но, но, Семик да Троица!
Съев красное яичко, развивали каждый свое дерево, после чего ветки кидали в реку. Так вызывали дождь, который должен напоить посевы живительной влагой. Каждая веточка кидалась в отдельности. При этом наблюдалось, чья именная веточка поплывет, значит жить будет долго, а чья потонет – тот, за кого завивалась ветка, до следующей весны не доживет.
3-й учащийся. Завивали березки и так: в Семик пригибали верхушки молодых деревьев и переплетали их с травой, связывая концы веток в кольцо, чтобы сохранить силу их роста и в виде венков передать силу жизни полю, воде, людям. Все действия сопровождались песнями, запевавшимися девушкой, державшейся за самые верхушки березы, в которых по поверьям сосредотачивались весенние силы.
Старые люди рассказывают, что раньше в деревнях не было никакой зелени, только одни избы стояли. Накануне Троицы вся деревня преображалась как в сказке: возле каждого дома стояло по пять-шесть молодых кудрявых березок, а отдельными ветвями украшались ворота, крыша над крыльцом, красный угол избы. Молодежь веселилась до самой поздней ночи. На следующий день стаскивались подвядшие деревца и ветки в одну кучу и сжигались. И вновь звенели веселые песни, заводились пестрые и нарядные хороводы…
Не зря в народе пользовалась таким почетом и уважением береза. Еще в стародавние времена люди нарекли ее деревом четырех дел: первое дело – мир освещать (зажженной лучиной освящалось крестьянское жилище); второе – чистоту соблюдать (березовым веником парились в бане), третье – крик утишать (березовым дегтем смазывались телеги, чтобы не скрипели колеса), четвертое – больных исцелять (отваром и настоем из березовых почек исцелялись многие недуги).
В записи звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».
4-й учащийся. Красавица в белом сарафане – единственное в мире дерево, имеющее такой необыкновенный наряд. Оказывается, в березовой коре имеется особое вещество бетулин (латинское «бетула»), окрашивающее еë в белый цвет. Благодаря бетулину, тонкая и нежная кора дерева надежно защищена от солнечных лучей и ожогов, ведь белый цвет отражает солнечные лучи. Теперь понятно, почему чудо-дерево называется березой…
Зачитывается фрагмент стихотворения Афанасия Фета.
… Под оскудевшим солнцем,
Осенней, позднею порой
Их каждый лист блестит червонцем
Над серебристою корой…
В о п р о с ы:
Почему береза считается символом России?
Какие известные русские писатели, поэты в своих произведениях упоминали о березе?
Какие старинные русские народные праздники связаны с вовлечением березы в ритуальные и обрядовые действия?
Упоминалось о том, что в старину березу нарекли деревом четырех дел. Как по-вашему, чем еще полезна для человека береза? (Великолепным, богатым витаминами березовым соком, которым поят ослабленных и истощенных после болезни людей; своим теплом – сухие березовые дрова хорошо отапливают и прогревают дом.)
«Песенная Русь…»
Ведущий. Песня… Такая близкая и родная сердцу каждого русского человека. То жалобная и заунывная, наполненная печалью и тоской, то радостная и озорная, задорная и бесшабашная. Она не требует для себя почетного возвышения сцены, тишины благоговейного внимания, она полностью растворилась в нашей жизни.
Одной из первых песен в жизни человека стали нежная колыбельная матери…
Бай-бай, бай-бай!
Спи-ко, милое дитя,
До восхода солнышка,
До заката месяца.
Бай-бай, бай-бай!
Когда солнышко взойдет,
Роса наземь упадет.
Бай-бай, бай-бай!
Роса наземь упадет,
Тогда Костюшка встает.
Бай-бай, бай-бай!
Тогда Костюшка встает –
На работушку пойдет.
Забавные пестушки и потешки близких малышу людей, отцов, мам, бабушек, старших братьев и сестер, которые изображая пальцами руки рога, слегка щекотали ими ребенка и припевали:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! Хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает.
А сколько разных песенок да сказок припасено у старших членов семьи – бабушек и дедушек! Наверное, на все случаи жизни...
Ой, люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу
Играет во трубу.
Труба точеная –
Позолоченная.
Он утром в трубу трубит,
А вечером сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряничка покушать.
Подрос ребенок и уже сам водит хоровод со своими сверстниками, напевая: «Как на наши именины испекли мы каравай...» или, подставляя ладошку, обращается к дождю: «Дождик, дождик, пуще – дай хлеба погуще!» Пробьется сквозь тучки радуга, малыш и ей песенку поет:
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка…
В о п р о с: Могут ли ребята вспомнить и напеть подобные песни своего детства?
Исстари песня была не только верной спутницей человека по жизни, но и его помощницей во всех делах и начинаниях. Мелодии и ритмы старинных песен приспособлены к движениям человека во время того или иного труда. Если работа была монотонная и кропотливая, пелись песни спокойного характера:
Склонившись над пяльцами с вышиванием, девушка в народном костюме напевает народную песню «В низенькой светелке».
В тяжелой работе для подспорья служила иная песня:
В записи слушается русская народная песня «Дубинушка».
В о п р о с к учащимся. В каком виде работы пелась эта песня?
Ребята отвечают. Один из учащихся выразительно читает стихотворение русского поэта Л. Н. Трефолева, написанное в 1865 году.
Дубинушка
По кремнистому берегу Волки-реки,
Надрываясь, идут бурлаки.
Тяжело им, на каждом шагу устают
И «Дубинушку» тихо поют.
Хоть бы дождь оросил, хоть бы выпала тень
В этот жаркий, безоблачный день!
Все бы легче народу неволю терпеть,
Все бы легче «Дубинушку» петь.
«Ой, дубинушка, ухнем!» И ухают враз…
Покатилися слезы из глаз.
Истомилася грудь. Лямка режет плечо…
Надо «ухать» еще и еще!
…От Самары до Рыбинска песня одна;
Не на радость она создана:
В ней звучит и тоска – похоронный напев,
И бессильный, страдальческий гнев.
Это праведный гнев на злодейку-судьбу,
Что вступила с народом в борьбу
И велела ему под ярмом за гроши
Добывать для других барыши…
«Ну, живее!» – хозяин на барке кричит
И костями на счетах стучит…
…Сосчитай лучше ты, борода-грамотей,
Сколько сложено русских костей
По кремнистому брегу Волги-реки,
Нагружая твои сундуки!
Пелась «Дубинушка» всей рабочей артелью. Тяжела груженая баржа, не сдвинешь ее с места… В едином выдохе звучит: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова, ухни! Ух!…» Общими усилиями в такт песни тянется лямка, от которой ноет грудь, ломит шею и спину…
Плывет по матушке Волге тяжеловесная баржа, разносит ветер над рекой песню бурлаков: «Ухни, дубинушка, ухни!..»
А в ответ, с бескрайних российских полей слышится другая песня, песня косарей.
Учащийся читает фрагмент произведения И. З. Сурикова «Косари», часть первая, 1870 год.
Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари
Яркий свет на поля разливается.
За рекой, на лугу, по росе косари
Идут, косят траву, наклоняются.
«Эй, ты, что ж отстаешь, соловей записной,
Точно двигаешь бабу тяжелую?
Размахнись посмелей да пошире косой
И ударь-ка, друг, песню веселую!..»
И плечистый косарь вдруг кудрями тряхнул,
Поднялася его грудь высокая, –
Он кудрями тряхнул и легко затянул:
«Ах ты, степь ли моя, степь широкая!
Поросла-убралась ты травой-ковылем,
Да песками ты, степь, позасыпалась;
На тебе ль от беды, на просторе степном,
Не одна голова вихрем мыкалась.
И горела трава, дым до неба стоял, –
Вырастали могилы бескрестные;
По ним вихорь ходил, гром над ними стучал
Да кружились орлы поднебесные!..»
Подхватила артель, дружно песня звенит
И по чистому полю разносится;
Упадая, трава под косами шумит, –
Как-то легче она с песней косится.
Ворота у рубах все расстегнуты, – грудь
Дышит легче, свободнее, голая;
Дружно косы блестят, дружно ноги идут,
И спорится работа тяжелая.
Третий учащийся декламирует стихотворение С. А. Григорьева, написанное в 1871 году.
Жаркое солнце над нивой гуляет,
Вольная пташка в лесу распевает,
Лоснится нива волной золотою,
Колос целуется с пыльной землею.
Песня за пашней вдали раздается –
По сердцу ядом страдание льется:
То завывает, то дико застонет,
Грубый напев оборвется, потонет…
Русская песня! Зачем ты уныла?
Иль тебе жизнь одну грусть подарила?..
Как бы ни была тяжела и беспросветна жизнь простого человека, были и у него свои маленькие радости. В эти светлые минуты и песни звучали иные…
Девушки в народных костюмах исполняют русскую народную песню «У нас нынче субботея». Выходят юноши в русских рубахах, подпоясанные красным пояском с кистями, начинают заигрывать с девушками. Разыгрывается небольшая сценка. Автор стихов «Частушка» С. М. Городецкий, 1912 год.
1-й молодец. Как пошли с гармоникой
Скуку в землю затолкай!
Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.
Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!
2-й молодец. Выходите, девицы!
Мы любиться молодцы.
Не зевайте, пташеньки!
Стали вешние деньки.
Запевай, которая!
Будешь милая моя.
3-й молодец. Рыжая, подтягивай!
Или в горле каравай?
Черная, подмигивай!
Ветер песней задувай.
Ох, гуляем по миру,
Распьянилися в пиру.
Исполняются русские народные частушки с движениями. Выходит молодец с гармонью, напевая.
Молодец. Шел деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
1-я девица. Это что же будет-то?
Больно рано будят-то!
По утру, по холоду
Посылают по воду.
2-я девица. Мы с миленочком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали –
Не пойдем больше туда!
Девицы подхватывают под руки гармониста.
2-я девица. Ох, кошка, брысь!
На порог не садись:
А то миленький пойдет,
Спотыкнется – упадет.
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.
Молодец (уводя девиц).
Завлекательные глазки
Завлекли умеючи;
Завлекли – оставили,
Горюй-ка я теперечи…
Ведущий. Песни, которые рождались в повседневном быту, все время менялись, совершенствовались, как менялся и совершенствовался сам человек. Хотя сегодня звучат совсем иные песни, песни прошлых поколений до сих пор не утратили своего значения в нашей жизни…
Один из учащихся декламирует стихотворение А. Т. Твардовского, написанное в 1936 году.
Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки.
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.
И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.
Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.
Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.
Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая родина моя.
В заключении исполняется русская народная песня «Родина».