Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Природа - бесценный дар"
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Природа - бесценный дар"
Цели проведения мероприятия:
-Закрепить знания о причинах загрязнения природы.
- Учить детей раскрывать взаимосвязи растений и животных леса и человека, используя соответствующие модели; закрепить умение составлять пищевые цепочки.
- Закрепить знания о природных явлениях: о свойствах воздуха, воды, развивать умение противопоставлять природные явления, уметь отмечать пользу и вред для человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Природа - бесценный дар"»
Коммунальное государственное учреждение «Областная спец. школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения «Управление образования Алматинской области»
Сценарий внеклассного мероприятия:
.
Учитель сурдопедагог: Мухаметрахимова Каламкас
Алимхановна
2015 г
Цели:
- Закрепить знания о причинах загрязнения природы, углубить знания об ядовитых и лекарственных растениях;
- Учить детей раскрывать взаимосвязи растений и животных леса и человека, используя соответствующие модели; закрепить умение составлять пищевые цепочки
- Закрепить знания о природных явлениях: о свойствах воздуха, воды, развивать умение противопоставлять природные явления, уметь отмечать пользу и вред для человека.
- Продолжать развивать у детей представления о значении леса в жизни человека, о природоохранительной деятельности человека.
-Расширить словарный запас по данной теме.
- Развивать речевой слух на словарном материале данной темы.
- Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей природе
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций художников о лесе,
• чтение художественной литературы о лесе,
• отгадывание загадок о растениях и животных работа с моделями взаимосвязи растений и животных леса, водоемов, степей, гор; рисование на тему: «Сохраним природу»
Круг радости:
Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны) Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу) Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх)
Учитель:
Ребята, тема нашего занятия природа-бесценный дар! Мы открываем свой особый мир природы. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг - … природа! (Дети говорят хором)
Учитель:
-Что вы знаете о природе?
Ученик:
Все, что нас окружает нас - растения, животные, вода, воздух, камни, песок, солнце Луна, звезды, это природа.
-Природа – это все то, что есть вокруг нас и не сделано человеком.
-Природа бывает «живая» и «неживая».
Учитель:
– Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)
Природа радует нас красивым пейзажем в любое время года.
Природа радует нас разнообразием растительного и животного мира.
. А теперь, вы будете задавать друг другу вопросы, о том, какое значение имеет природа?
-Какую пользу приносит людям природа?
Природа дарит нам полезные ископаемые: газ, нефть, каменный уголь, руды металлов. Для своего отдыха люди выбирают места, где их окружает природа.
-Какую пользу приносят нам растения?
Из растений получают многие необходимые нам продукты питания, как хлеб и сахар. Из таких растений, как лен и хлопок делают нитки, а затем ткут ткани. Из многих растений делают лекарства.
-Что мы получаем от животных?
От животных мы получаем молоко, мясо, яйца, шерсть, кожу и пух.
Игра «живая или неживая?
Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, растения, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга
Учитель:
Солнце согревает нас своим теплом, птицы поют нам веселые песни, растения позволяют дышать нам свежим воздухом. – Да, природа, это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой
Ребята, чтобы лучше изучить природу и познакомиться с природными явлениями, давайте откроем наш необычный журнал. Его название «Мир природы». Этот журнал живой. Каждая страница имеет очень большое значение для жизни человека. Знания о природе помогают людям умело использовать ее богатства.
Первый лист голубого цвета. Давайте отгадаем загадку и тогда мы поймем, о чем говорится на этой странице.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Воздух.)
Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.
Что такое воздух?
Воздух это смесь газов.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает.
Посмотрите, что же это такое? как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить наше небо, чтобы наша планета выздоровела?
Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы?
-А как загрязняется воздух?
Источником загрязнения воздуха является дым фабрик и заводов. А также выхлопные газы автомашин, дым от костров при сжигании мусора и во время пожаров.
Правильно, дети. Мы сейчас посмотрим видеоролик «Как загрязняется воздух?»
Видео.
Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащиеся отвечают на вопрос.) Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества. Поэтому в больших го родах должно быть много зелени.
А где самый чистый воздух?
Самый чистый воздух в лесу и у моря, так как в нем много кислорода и мало углекислого газа и примесей.
Мы уничтожили микробов, грязь и пыль — и небо снова стало чистым, голубым.
Если мы сумеем очистить небо над всей планетой — наша планета выздоровеет и будет счастлива!
Теперь следующая страничка нашего журнала. Слушайте загадку
.Если вы отгадаете её, то узнаете, о чём мы будем говорить на занятии. Слушайте внимательно.
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Юру – земляникой,
Таню – костяникой,
Настеньку – орешком,
Нуржана – сыроежкой,
Галымжана–опятами
Сабрину– маслятами
- Что это? Где человек может найти и собрать ягоды, грибы, орехи? Ответы детей. Конечно в лесу.
Зеленая страничка нашего журнала — страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают учащиеся.)
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам
Вспомните нашу загадку, что даёт лес человеку?
Леса украшают нашу землю. В лесу приятно и полезно отдыхать. В лесу собирают ягоды орехи и грибы.
В лесу растут разнообразные растения: деревья, кустарники, травы.
Бывают хвойные, лиственные и смешанные леса.
В лесу находят корм и укрытие многие животные: лоси, кабаны, медведи, лисы, зайцы, белки.
Лес приносит людям огромную пользу.
Лес дает людям древесину. Из древесины делают железнодорожные шпалы, на которые настилают рельсы. Древесину используют для изготовления мебели, бумаги, лаков.
Лес — это легкие нашей планеты, который очищает воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.
Учитель:
Когда человек гуляет в лесу, любуется природой, у него поднимается настроение. Чтобы поделиться своим настроением с другими люди рисуют природу, пишут стихи о лесе, сочиняют музыку. Например, великий русский художник Иван Шишкин нарисовал картину, которая так и называется «Лес».
-Вот видите, как много лес даёт человеку. - А как человек может помочь лесу и его обитателям?
Ответы детей.
Не ломать ветки деревьев в лесу. Не повреждать кору деревьев.
Не разорять муравейники и гнезда птиц. Не рвать паутину и не уничтожать пауков, они тоже полезны.
Не оставлять мусор в лесу, а вырыть ямку в лесу и закопать его. Не разжигать костров, беречь лес от пожара. В лесу стараться ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву.
В природе строгий порядок. Все в ней тесно взаимосвязано, живут по строгим законам и растения, и насекомые, и птицы, и рыбы, и звери. У природы нет ни плохих зверей, ни хороших. Все они нужны и все они важны. Посмотрим, как они устроены.
Все внимание на экран! Посмотрим, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные.
Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси! Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям
И вот что удивительно. Стоит только кого-нибудь убрать из этой цепочки, как вся экологическая система начинает разрушаться. Что бы произошло, если бы вдруг в лесу не осталось хищников
Если у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу — и лес погибнет! Кроме того, волки санитары леса, потому что питаются, в основном, больными и слабыми животными — ведь их легче поймать.
-А что будет, если не будет птиц?
-Если не будет птиц, то вредных насекомых станет еще больше.
Составьте пищевые цепочки в лесу.
Растения – гусеница –птицы
Растения –мышка-сова
Солнце –грибы–белки –лиса
Нектар –муха-паук-крестовик кукушка
Кто еще в лесу играет роль санитаров?
Сова уничтожает мышей и мелких грызунов.
Вне природы человек жить не может. Давайте мы сейчас составим пирамиду природы.
Солнце
Растения
Животные
Вода
Почва
Вот и мы и составили пирамиду, многоэтажный дом, в котором все этажи заселены по очереди. Нельзя никого выселить.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Место для охоты человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины
Следующая страничка посвящена- лекарственным растениям. Природа – это щедрая зелёная аптека. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве
ПОДОРОЖНИК применяется при желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине используют при порезах, нарывах.
А мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле?
В морях и океанах.
А где еще находится вода?
Снег — это тоже вода, и облака — вода.
В океане вода, какая? (Учащиеся отвечают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Ответы учащихся.)
От чего загрязняется вода?
Просмотр видео
Вода в реках, озерах и морях загрязняется от сточных вод заводов, фабрик и животноводческих ферм. Загрязняется вода и от разного мусора, стружки золы, выбрасываемых, в водоемы.
Чистую воду легко загрязнить, но трудно очистить. Надо экономно расходовать и беречь чистую воду.
В загрязненных реках гибнет рыба, в них нельзя купаться, брать воду для питья и полива растений. Грязная вода вредна для здоровья человека. В ней содержатся микробы, которые вызывают различные тяжелые заболевания.
Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду?
(не бросать мусор, экономно расходовать)
Следующая страница называется Музыка природы «С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев. Это музыка природы, музыка жизни. Умей слушать её, умей наслаждаться ею. И надо, научиться человеку поступать так, чтобы не нарушать этой музыки, музыки природы. Природа преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное.
Давайте посмотрим, умеете ли вы слышать звуки природы.
Звуки природы.
Следующая страничка нашего журнала красного цвета. Мы будем говорить о Красной книге. Как вы думаете, что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет — предупреждение об опасности.
Красный цвет –сигнал тревоги.
Учитель:
Охранять цветы и травы, животных помогает людям вот эта книга, она называется «Красная книга. Верно, красный цвет говорит о том, что растения и животные, занесенные в «Красную книгу» находятся в опасности, их осталось очень мало, мы должны беречь их и охранять.
Почему людям пришлось завести эту книгу?
Назовите животных и птиц, которые занесены в Красную книгу.
Снежный барс, гепард, желтая цапля, белый и черный аисты, фламинго, сапсан, джейран, беркут, архар и другие.
Ребята, какую помощь оказывает наше государство, чтобы сохранить редких животных и растений.
Создают заповедники. Что такое заповедники?
Заповедники –это островки спасения природы от человека.
Какие заповедники Казахстана вы знаете?
Слайд Заповедники. О каком заповеднике идет речь?
Последняя страница поможет нам узнать ваши знания о природе. И называется Конкурс знатоков природы. Делимся на две команды.
1. Первое задание. Отгадай, что в ящике
2. Перечисли насекомых.
3. Игра «Огонь Друг или враг?
5. Ветер. Польза и вред
6. Мудрые мысли».
Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились лишь с некоторыми страницами книги, в которой осталось ещё много непрочитанного. А изучив её до конца, вы научитесь видеть красоту природы и станете не только наблюдать, но и принимать активное участие в её спасении и приумножении, получите знания о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с человеком, умения правильно и грамотно действовать в любых ситуациях с минимальным риском для природы и для себя..
Слайд
Учитель предлагает детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,…
Я хочу, чтобы на нашей земле всегда была чистая вода чистая вода
Я хочу, чтобы редкие и красивые животные не погибли
Я хочу, чтобы птицы всегда радовали нас своим пением
Пусть вечно цветут цветы на нашей земле и радуют нас.
Я хочу, чтобы всегда сияло солнце
Давайте будем беречь птиц, насекомых, зверей.
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
Мы верим, что вы никогда не обидите «братьев наших меньших», и каждое посаженное дерево, каждая не брошенная на землю или в реку пластиковая бутылка или бумажка – это уже помощь. Природа ждёт вашего внимания и любви
Мы должны помочь природе. Ведь природа это бесценный дар!