Сценарий заседания клуба "КРЕПЫШ" "В гостях у этикета"
Сценарий заседания клуба "КРЕПЫШ" "В гостях у этикета"
Сценарий составлен для детей начальной школы. В нём представлен материал для проведения мероприятия на школьной сцене.
Цели:
Формировать знания и представления о здоровом образе жизни, правильном общественном поведении, социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Создать мотивацию правильного поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Формирование здорового образа жизни нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова.
Диагностика ситуации:
Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека его здоровьем, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязаны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и общественных местах.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, в детском саду. Более систематическим оно может быть в школе, где осуществляется определенная воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного формирования личности повышение уровня воспитанности, т.е. воспитание культуры поведения. Одновременно учитель формирует у детей бережное отношение к собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества в какой-то мере воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и.т.д. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности избранной темы.
Цели:
Формировать знания и представления о здоровом образе жизни, о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Создать мотивацию правильного поведения.
Задачи:
Формировать навыки здорового образа жизни;
Показать ребёнку нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками;
Раскрыть понятие «культура поведения» для детей младшего школьного возраста;
Научить вежливому поведению в общественных местах, в быту;
Развивать у младших школьников духовно-нравственных качеств;
Развивать коммуникативные навыки, речь;
Формировать навыки культуры поведения младших школьников в повседневной жизни;
Все столы были покрыты скатертями. На столах стояли салфетки, в вазах цветы, гроздь рябины, трава с белыми полосками, на стенах оформление плакаты «Руки мой перед едой», «Как правильно питаться», «Что полезно есть».
Советом школы был разработан перечень для оценки класса, во время обеда эти ребята оценивали каждый класс по следующим критериям:
Класс
Гигиена рук
Поведение во время приема пищи
Посадка за столы
Чистота столов после обеда
Конкурс
Итог
3 «А»
5
5
5
5
5555
40б. 1м.
Конкурс был разработан для младших и для старших (1-смена, 2-смена).
Как правильно сервировать стол (тарелка, ложка, вилка, нож, стокан).
Прочитайте основные правила сервировки стола. Определите как должно быть правильно, подчеркнув справа (слева).
Столовый нож около тарелки кладут (справа, слева), лезвием к тарелке, а вилку (слева, справа) вверх зубцами.
За тарелкой кладут (ложку, нож, десертную ложку)
Справа (слева) от тарелки ставят бокал для напитков или чашку слева (справа), тарелочки для хлеба слева (справа) может лежать салфетка.
Проверь себя - хорошо ли ты помнишь правила столового этикета.
Ответь на вопросы.
Для того, чтобы посолить блюдо у себя в тарелке можно:
А) достать соль из солонки руками;
Б) достать соль из солонки своей ложкой или вилкой;
В) достать соль из солонки специальной ложечкой
У тебя в чашке очень горячий чай, чтобы остудить его можно:
А) налить в блюдце и пить из блюдца;
Б) дуть на него и помешивать ложечкой;
В) немного подождать, чай остынет.
Длинные макароны, можно есть с помощью:
А) ножа и вилки;
Б) вилки и ложки;
В) вилки и кусочка хлеба
Арбуз едят с помощью:
А) рук;
Б) ножа и вилки;
В) ножа и кусочка хлеба.
Пирожное едят:
А) руками;
Б) с помощью десертной ложки;
В) с помощью ножа.
Персик:
А) откусывать от целого;
Б) откусывать от половинки;
В) отрезать десерт ножом.
Жареную рыбу:
А) специальным ножом и вилкой;
Б) вилкой и ножом;
В) вилкой и кусочком хлеба.
Звучит классическая музыка.
Входит господин «этикет»: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я господин Этикет! Что такое этикет? Знать должны вы с детских лет. Это нормы поведения(4 кл) Как ходить на день рожденья?(3 Б) Как вести себя в театре?
(2 А) Как знакомиться?
(1 Б) Как есть?
(2 Б) Как звонить?
(1 Б) Как вставать, собраться в школу?
(3 А) Как сесть? (за стол)
Как здороваться со взрослым?
-много разных есть вопросов
-и на них даёт ответ
Этот самый Этикет
Сегодня мы должны дать ответы на эти вопросы
Особое внимание обратим на этикет.
(на экране) «В гостях у этикета»
ДТП, беспорядок в доме, бегают в школе - зачем нам нужны правила?
-Представьте себе и посмотрите, что было бы, если бы не было правил?
-так, где нам необходимы правила?
Подготовил ученик - В жизни: в школе, в больнице, в столовой, театре, спальне, куда бы мы ни пошли – без правил не обойтись!
Этикет Ваши учителя и воспитатели с первых дней рассказывали вам о правилах поведения в школе, но не все их помнят и соблюдают! Давайте же сегодня повторим эти правила.
Сценка № 1.
Конец урока
учитель Борко Милена: - Дети, запишите домашнее задание. Вы хорошо поработали на уроке, наш урок окончен.
Звонок (на перемену)
Милена Стих «Перемена»
Перемена, перемена!-
Заливается звонок
Первый Сёма непременно
Вылетает на порог
Вылетает на порог
Всех сбивает с ног
Кристина Неужели это Сёма
Продремавший весь урок?
Неужели это Сёма
5 минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то несомненно,
С ним большая перемена
ДаринаНе угонишься за Сёмой!
Ой, гляди какой бедовый!
Он за 5 минут успел
Переделать кучу дел.
Он подставил три подножки
Сашке, Кольке и Серёжке.
Аня Л. Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог!
Звонок с перемены
ТаняНу а тут – опять звонок
Сема в класс поплёлся снова
Бедный! Нет лица на нём
«Ничего- вздыхает Сёма-
На уроке отдохнём!»
Частушки
Мы весёлые частушки
Пропоём лдя вас сейчас
О себе, о лружбе нашей
И о кое-ком из нас.(хором вместе)
Целых 45 минут
Ждём мы перемены,
Только зазвенел звонок
Затрясутся стены.
Николай пример решал
А Сергей ему мешал
Вот, ребята, вам пример
Как нельзя решать пример.
Попросила я мальчишку
Показать свой грузовик,
А мальчишка, как мартышка
Показал в ответ язык.
Федя ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки-
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
« Ты заправь свою кровать!»,
А лентяйка: « Маменька,
Я же ещё маленька!
Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее
Мы старались от души.(хором вместе)
Этикет: Долгожданный звонок прозвенел, как набат!
Возвращаются в класс, кто в поту, а кто в мыле.
Извините, дети, но кажется мне, что что-то важное вы забыли.
Какие правила поведения на перемене мы можем сформулировать?
Ответ учеников- Можно играть в спокойные игры, читать, рисовать.
Не бегать. Не кататься на перилах, не толкать друг друга, не драться.
Этикет - Чтобы в нашей школе не происходило плохих поступков ,вы
должны знать и строго выполнять следующие правила:
ПРАВИЛА НА ЭКРАНЕ
Читает взрослый
В школу надо проходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу не толкайся, не спеши опередить всех.
Перед входом, хорошо вытри ноги. Приноси с собой сменную обувь. Мальчики при входе в школу снимают шапки.
Когда входишь в класс, поздоровайся. Идя по школе, здоровайся со всеми преподавателями и техническими работниками.
Берегите свою парту, не ломай её, ничего на ней не пиши, не царапай, не порть острым предметом.
На перемене в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают класс и выполняют распоряжения учителя.
В перемену не забудьте зайти в туалетную комнату, не отпрашивайся с урока. После посещения туалета вымойте руки.
Сценка № 2.
«Так ли надо в школу собираться»
Этикет: К нампришли гости из лесной школы. Они покажут, как надо собираться в школу.
Мишка в школу собирался.
Собирался Мишка в класс,
Взял он мёда про запас
Взял учебники, тетрадки,
Положил в портфель пенал,
Ручку, краски, книжку взял.
-Положил карандаши
И точилку тоже.
Взял он куклу и волчка
Сунул осторожно.
Положил в портфель альбом
Кисточку, машинки.
И блестящий туесок полненький малинки.
- И довольный очень Мишка щелкнул весело замком
В школу побежал вприпрыжку он берёзовым леском.
Этикет: А так ли надо в школу собираться?
ПРАВИЛА НА ЭКРАНЕ.
Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Вы должны уметь сами: чистить свои брюки и ботинки; пришивать пуговицы, штопать носки; иметь всегда чистый носовой платок расчёску.
Содержать в порядке школьные вещи. Положи тетради в папку, чтобы не помялись. Книги оберни. Ручка, карандаш, линейка должны быть в пенале.
У любой вещи должно быть своё место.
Отдыхаем игра «Вежливые слова с залом»
Этикет: Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!
Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома - Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче ….(здравствуй)
Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать …(пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны) Будьте ….(добры)
Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите: ... (до свидания) Когда я что-то подарю, Мне говорят:...(благодарю)
Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить:...(Спасибо)
Играл Медвежонок на кухне в футбол И перебил ненароком посуду. К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!
Сценка №3.
«Правильно- неправильно»
Приветствие.
А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первыми не когда не помешает.
-Здравствуйте, привет, доброе утро
А со взрослыми «Здравствуйте».
С детских лет должны мы знать древнюю науку. Первым должен подавать старший младшим руку.
Для прощания и встречи Много есть различных слов: "Добрый день!" и "Добрый вечер!", "До свиданья!", "Будь здоров!", "Я вас рада видеть очень", "Мы не виделись сто лет", "Как дела?", "Спокойной ночи", "Всем пока", "Прощай", "Привет", "Буду рад вас видеть снова", "Не прощаюсь!", "До утра!", "Всем удачи!", "Будь здорова!" И "Ни пуха, ни пера!".
А умеете ли вы, ребята, говорить по телефону?
Сценка « Телефонные страдания»
1.Ой, я бедный телефон,
Что мне делать, как мне быть,
От пустых ненужных слов
Волком хочется завыть!
2.Создан я для нужных дел,
Сообщенья передать,
Но, похоже, мой удел-
Дать возможность лишь болтать!
3.Пухнет трубка от тоски,
Бесконечных «да» и «ну»,
Как не плавятся мозги,
Ничего я не пойму…
А использовать меня,
Не назвавшись самому,
Это грубая ошибка
Не нужна ведь никому!
5.Не смешно, а грустно мне
Злые шутки изрекать,
И обиднее вдвойне
О лживых фактах сообщать!
6.Разговоры ни о чём,
Я от них с ума схожу!
Ой, я бедный телефон,
Помогите мне, прошу!
7.Дайте, люди, отдохну,
Номер мой прошу забыть,
Хоть минуточку одну
Умоляю не звонить!
Выходят семь учеников и дают правильные совет
1.Телефоный аппарат-не игрушка для ребят!
2.Вы с подружками без толку не болтайте слишком долго!
3.Если ты кому-то позвонила, вежливо представься: «Это-Мила!»
4.Если кто-то случайно твой номер набрал, объясни про ошибку без гнева.
5.Когда эвенит не вовремя звонок, бросать не стоит трубку без ответа.
« Я вам перезвоню через часок»-, пообещай и не забудь про это.
6.Два гудка… Четыре…Десять… Вновь и вновь звонок звенит…Трубку лучше бы повесить-, друг, наверно, крепко спит.
7.Ранним утром и вечером поздним звонить без особых причин запрещается.
Приглашаем всех в театр.
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,
— Ребятам я сказала.
Правила поведения в театре и кино:
Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса. Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок, поправить платье и причёску.
Нельзя в театре и кино занимать чужие места. Проходя на своё место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.
В зрительном зале нельзя: вертеться, свистеть, громко разговаривать, топать, шуршать бумагой. Не есть и сорить во время действий спектакля
У вас есть друзья? А кто такой друг? Спросим у мудрой книги:
«Тот, кто связан с каким ни будь взаимным доверием, преданностью, любовью, предлагаю спеть песню «О друге».
Если с другом вышел в путь Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть-чуть Без друзей меня чуть-чуть А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной.
Там где трудно одному Там где трудно одному Справлюсь вместе с вами Где чего-то не пойму Где чего-то не пойму Разберем с друзьями
Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной.
На медведя я друзья, На медведя я друзья, Выйду без испуга, Если с другом буду я, Если с другом буду я, А медведь без друга.
Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной.
Ура! Мы идём в гости.
На день рождения, в гости.
Когда дети дружат, они приглашают друг друга в гости.
Сценка «В гостях у друга».
Ребята, вы ходите друг к другу в гости?
-а знаете ли вы правила поведения в гостях?
1. Не опаздывай в гости, но не приходи слишком рано. На день рождения приятно приходить с подарком. В подарке главное не стоимость, а внимание к человеку. В гостях будь приветлив и весел. Выходя из-за стола, надо сказать «спасибо».
2. Если к тебе придут гости, то подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь предложить им. Умей приветливо встретить и проводить гостей. Выйди в прихожую, помоги им раздеться и одеться.
3. Есть надо без торопливости, но не слишком медленно, не отставать от других. Некрасиво оставлять пищу в тарелке. Не следует читать во время еды.
Серёжа 5 раз в день мы приходим в нашу столовую и очень важно соблюдать этикет в столовой. Через неделю у нас будет проходить День столового этикета, где члены актива школы будут наблюдать, какой класс лучше выполняет правила этикета в столовой, поэтому особенно внимательно посмотрите и запомните эти действия
(Практика. Мастер-класс).
Милена Чтобы гостей встречать, надо правила много знать Этикет и эстетику соблюдать.
Кристина Прежде чем гостей за стол усадить надо скатерть застелить.
Столовый прибор правильно установить.
Серёжа Что с начала, что потом разберёмся мы втроём.
Кристина Очень важно чтоб всегда была вкусная, полезная еда, т.к от хорошего правильного питания зависит здоровье.
Милена Но для еды нужна чистая, красивая посуда, без неё не обойтись.
Сережа
1) В центре стола ставят хлеб – т.к. «Хлеб-всему голова», для украшения стола и создания хорошего настроения и аппетита в центр ставят цветы и салфетки, чтобы ими вытирать губы и руки во время еды и после.
Милена Быстро мы накрыли стол, вот уже обед готов. Что бы правильно поесть ты должен на минуточку присесть и послушать наш наказ, который уже целый мир потряс.
Выходит «Этикет» - и читает выдержку из книги «Юности честное зерцало».
Культура поведения за столом.
Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Когда, что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
Руки твои не лежат на столе, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей пока пищу, не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Ешь, что перед тобой лежит, а нигде не хватай. Не чавкай как свинья и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба. Руками по столу не колобродить, есть смирно.
Такие правила поведения за столом были более 300 лет назад. А мы с вами посмотрим как надо сидеть за столом сейчас.
(видео урок)
Во время заседания клуба «Крепыш» мы думаем, вы с дружились и получили для себя много полезной информации, которую примените с пользой для себя, будете помнить правила этикета и их выполнять Дадим клятву этикету!
(группа детей читает)
Клянёмся вежливыми быть
Всегда спасибо говорить
Клянемся
Добрый день и до свиданья
Нет в мире лучшего знанья
Все клянёмся
Клянёмся добрыми мы быть
А лень и грубость позабыть
Клянемся
Учиться этикету
Науку помнить эту
Клянемся
Клянёмся добрыми мы быть!
Дружбой, миром дорожить
Клянемся
Вот вы и сами ответили на мои вопросы. Я доволен вашими ответами.