kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Святочные обычаи на Рязанщине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный - урок "Святочные обычани на Рязанщине"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Святочные обычаи на Рязанщине»

«Святочные обычаи и обряды на Рязанщине»

(музейный урок )

Урок разработала: Пушкина Е.И. методист по музейно- образовательной деятельности МУК «Музейный историко- культурный комплекс отдел «Заряна» р.п.Шилово Шиловский район Рязанская область.

ВЕДУЩАЯ1: Праздничная культура русского народа богата и разнообразна. Каждый регион имеет свои обрядовые особенности. И тема нашего сегодняшнего урока «Святочные обычаи и обряды на Рязанщине».

Январский народный календарь открывает необычное время - Святки.

Зимние Святки продолжались целых две недели: от Рождества до Крещения. Это были весёлые дни, наполненные разными обрядами, играми, гаданиями.

Целых две недели творились по русской земле необыкновенные чудеса, люди верили, что в это время открывается небо и можно узнать будущее.

В одном из духовных стихов, записанных в Шилово говорилось:

Вот раскрылось небо – ангелы поют,

Рождества Христова добры люди ждут,

А праведны души по краю стоят,

Из садов из райских на живых глядят…

ВЕДУЩАЯ 2: Надеясь на то, что грядущее принесет счастье и изобилие, крестьяне выполняли обряды, завещанные предками. Так в с. Лубонос считали, что обязательно на столе должно быть сладкое тесто (лакомство) – тогда лён уродится долгий; а в Борке варёное мясо на рождественском столе сулило обилие его в течение всего года.

        Канун Рождества, 6 января по новому стилю, называется «сочельником». А в нашей местности его в старину ещё называли «колядой»

Коляда – древняя богиня жизни, смерти и судьбы, покровительница женского рукоделия. Колядой рядился кто-либо из взрослых: надевал шубу, страшную маску, в руки брал корзину с клубками и палку или ухват. И в таком виде Коляда ходила по домам…

Кто такая Коляда уже никто не помнит. По предположению исследователей, когда-то в древности Коляда была, скорее всего, богиней женского рукоделия, однако можно предположить, что это божество судьбы, связанное с рождением и смертью. Как бы там ни было, боялись Коляды страшно, особенно маленькие дети.

      ВЕДУЩАЯ1:  Образ чудища, пришедшего из потустороннего мира, рисуется и в песенках-колядках, которые исполнялись ряжеными.

        В колядке, записанной в селе Федосеева-пустынь, облик Коляды содержит много   звериных черт:

                               Коляда - Муляда!

                               Пришла перёд Рождества:

                                Ноги телячьи, зубы волчачьи,

                                Уши свинячьи, руки жеребячьи…

                                Кто дома живёть?

Заходила Коляда в дом и спрашивала, помогали ли дети матери: пряли ли девочки, мотали ли клубки, плели ли ребята лапти. Матери, как правило, показывали Коляде заранее приготовленные клубки и лапти: ведь  в противном  случае Коляда могла стукнуть нерадивого ребёнка.

      ВЕДУЩАЯ2:  Кроме Коляды в ряде сёл по домам ходили толпой ряженые-колядовщики, старавшиеся одеться как можно чуднее и несуразнее. И Коляда и колядовщики исполняли особые песенки-колядки. При всем имеющемся разнообразии текстов колядок, мы можем выделить тексты-пожелания, тексты - поздравления. Магические тексты - пожелания известны, например, в с. Юшта:

                                                     Коляда - Карачуй,

                                                     Приди дома заночуй!

                                                     Там люди живут богатые,

                                                     Там деньги гребут лопатами:

                                                     Деньги чужие, лопаты худыя…

                                                                                                    

Как поясняли местные жители, чужие люди гребут лопатами деньги чужие, т.е. хозяина дома, но поскольку лопаты-то у них худые, то выгрести эти деньги подчистую не возможно –  вот вам и пожелание богатства. Кстати, встречающийся в этой колядке «карачуй» видимо видоизмененное название «карачун» или «корочун». На Руси  «карачуном» называли смерть. У южных славян «карачун» – название вечера, накануне Рождества

ВЕДУЩАЯ1: Интересно и то, что в с. Дубровка в 1925 году была записана колядка, где Коляда выступает не в женской, а в  мужской ипостаси:

                                                     Коляда за рекой, Коляда за быстрой,

                                                     Коляда, Коляда – он капусту ломал,

                                                     Коляда, Коляда – приговаривал:

                                                     Ты расти моя капуста, бела и вила,

                                                     С кочаном ровна…

 

В этот же рождественский вечер совершали свой магический обход домов пастухи. «Обсевая» - обсыпая зерном хозяев и избу - пастухи совершали древний обряд пожелания плодородия. В зависимости от того, какие это были пастухи, менялся  соответственно текст заклички.

(Раздаёт заклички детям).

Так овечьи пастухи приговаривали:

                                                  Ярки на боярки,

                                                  Живущие на плодущи,-

                                                  Хозяевам на здоровье.

                                                         (Пушкина Е.Д., с. Тырново)

Закличка коровьих пастухов звучала так:

                                                  Бычицы на тялицы,

                                                  На кудрявые хвостицы,

                                                  На живущи, на плодущи,-

                                                  Животам на здоровье

                                                                                   (Новикова П.Г., с. Березово)

      ВЕДУЩАЯ2:  Глубокой ночью 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому, согласно библейской традиции произошло рождение  Спасителя. Радостное событие Рождества Христова сопровождалось пением ангелов, - отсюда и происходит традиция в рождественскую ночь и в светлый праздник Рождества ходить «Славить Христа». В деревне  Ванчур обход начинался часа в три ночи, в других селениях района – немного позже. В большинстве сёл и деревень славить Христа ходили маленькие дети, преимущественно – мальчики. Славильщики носили с собой иконы или специально сделанные «звёзды». В Шилово рождественскую звезду делали из реечек и бумаги, а в д. Ванчур – из решета. 

(Исполняется кондак и тропарь «Рождество»)


ВЕДУЩАЯ1: По указу Петра 1, русский народ с 1700 года стал встречать Новый год с первого января, на европейский манер. Празднование Нового года совпало с православным праздником – днём Василия Кессарийского (или Великого). Канун Нового года (31 декабря по ст.ст., 13 января по н.ст.) назывался Васильевым вечером или Авсенем До настоящего времени среди учёных нет единого мнения о том, кто такой Авсень (Овсень). Есть много предположений, одно из них, что Авсень – это древний бог плодородия.

  Характерные черты Авсеня, как праздника – группы ряженых, совершающих обход    деревни или села от дома к дому. «Когда кликали авсень, наряжались как можно смешнее: надевали лапти, намазывали лицо сажей, выворачивали шубу, надевали маски. Главной задачей ряжений было «чтобы не узнали»:   авсенщики меняли голоса, изменяли походку. Кликать авсень могли все, независимо от пола и возраста, но сохранились ещё воспоминания, что в старину ходили кликать в разное время разновозрастные группы: с утра  - дети, а к вечеру уже взрослые.

       ВЕДУЩАЯ2: В настоящее время большинство древних текстов авсеней уже забыто – остались только фрагменты, где авсенщики выпрашивают подаяние.

Вы, наверняка, знаете песенку – авсеньку, а кто-то и сам ходит кликать Авсень. Предлагаем сейчас вам вспомнить самую известную авсеньку.

(Дети исполняют авсеньку)

           Большинство исследователей отмечают, что на Рязанщине авсеньки называли ещё и «таусеньками».

В начале ХХ века в селе Свинчус краеведом Грушиным Е.Ф. был записан такой текст   «таусеня»:

                                                  Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять.

                                                  Таусень! Таусень! – По святым вечерам.

                                                  Таусень! Таусень! – К отцу-дьякону зашли.

                                                  Таусень! Таусень! – Иво дома нет.

                                                  Таусень! Таусень! – Он уехал у поля.

                                                  Таусень! Таусень! – Пашаницку сеять.

                                                  Таусень! Таусень! – Зароди ему  Бог

                                                  Таусень! Таусень! – Из полу  зерна – пирог,

                                                  Таусень! Таусень! – А из цельнава – хлеб…

                                                  Авсень! Авсень! – Кишки да жалудки

                                                  Авсень! Авсень! – У пецы сидели

                                                  Авсень! Авсень! – У кошель глядели.

                                                  Авсень! Авсень! – Давай ножку совсем!

                                                                                    (НАЦНТ, Ф. – №  4)

ВЕДУЩАЯ1: Обратите внимание на следующую особенность: пока шло описание будущего урожая, в качестве запева повторялось слово «таусень». Как только речь пошла о необходимом подаянии – в запеве зазвучало «авсень».  Получается, что «авсень» и «таусень» - два разных слова, имеющих, вероятнее всего, и разный смысл.

           Вообще авсеньщиков одаривали самой разнообразной  снедью, в том числе и свиными ножками. Свиные (реже бараньи или телячьи) ножки были не только излюбленным и традиционным угощением авсенщиков и новогоднего стола, - из мелких фаланговых косточек в Ерахтуре, например, делали «таусеньки» для игры, напоминающей городки. В других местах косточками играли как шашками, а в с. Инякино и д. Ванчур из них делали «бурчалки» - особые музыкальные инструменты. Если не было косточек, бурчалки делали из разных предметов. Например, из пробок или даже пуговиц.

(Показывает бурчалки, потом дети самостоятельно делают бурчалки из пуговиц и ниток и играют на них)

     ВЕДУЩАЯ2:  Еще одна закличка, не менее древняя, сохранилась в с. Тырново:

                                                 Ширым – пырым!

                                                 Дайте чушку с жиром!

                                                 Не дадите чушку-

                                                 Мы стащим телушку.

                                                 Не дадите пирога –

                                                 Мы быка за рога.

                                                 Быки пёстрые, рога вострые!

                                                У  в овраг пихнем,

                                                Помялом приткнем. 

                                                Мы ширяли, мы пыряли –

                                                 Все на  чушку собирали.

                                                                                     (НАЦНТ, Ф. - № 412)

«Чушка» - это особый пирог с мясной начинкой, которым одаривали  авсенщиков. Собранное вместе съестное авсенщиками либо делилось, либо поедалось на совместной трапезе.

           В русской традиции во все Святки  принято гадать.  О гаданиях  можно говорить много и долго: гадали малые и старые, гадали на урожай, и на замужество.   Не совсем  обычным и редким для нашего края было подблюдное гадание. Собравшись вечером в чьей-либо избе, девушки складывали на блюдо колечки, серьги – т. е. любой  мелкий предмет. Блюдо закрывалось платком, и ведущая  по одному доставала с закрытого  блюда вещи. При этом девушки пели специальную подблюдную песню, каждый куплет которой сулил какое-либо определенное событие.

ВЕДУЩАЯ1: К сожалению, в Шилово удалось записать только несколько куплетов:

                                                    Хлебу да соли долог век –

                                                                 Слава!

                                                    Барышне нашей боле того –

                                                                Слава!

                                                    Кому мы спели – тому добро,

                                                    Кому вынется – тому сбудется,

                                                    Кому сбудется – не минуется,

                                                                Слава!

                                                                            (куплет сулит благополучие)

Сегодня вы и сами исполняли песенку – авсеньку и слушали разные варианты авсенек. А вот теперь скажите, какие музыкальные особенности всех этих песенок вы заметили? Это и ритмичность, и монотонность исполнения. Все эти тексты исполняются практически на двух нотах. В то же время здесь сохраняются и общие для всех народных песен черты: белый стих, старинная грамматика (неправильное с точки зрения современного человека произношение слов).

На этом наш урок закончен. До новых встреч!

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Святочные обычаи на Рязанщине

Автор: Пушкина Екатерина Ивановна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства