Просмотр содержимого документа
«Святочные обычаи на Рязанщине»
«Святочные обычаи и обряды на Рязанщине»
(музейный урок )
Урок разработала: Пушкина Е.И. методист по музейно- образовательной деятельности МУК «Музейный историко- культурный комплекс отдел «Заряна» р.п.Шилово Шиловский район Рязанская область.
ВЕДУЩАЯ1: Праздничная культура русского народа богата и разнообразна. Каждый регион имеет свои обрядовые особенности. И тема нашего сегодняшнего урока «Святочные обычаи и обряды на Рязанщине».
Январский народный календарь открывает необычное время - Святки.
Зимние Святки продолжались целых две недели: от Рождества до Крещения. Это были весёлые дни, наполненные разными обрядами, играми, гаданиями.
Целых две недели творились по русской земле необыкновенные чудеса, люди верили, что в это время открывается небо и можно узнать будущее.
В одном из духовных стихов, записанных в Шилово говорилось:
Вот раскрылось небо – ангелы поют,
Рождества Христова добры люди ждут,
А праведны души по краю стоят,
Из садов из райских на живых глядят…
ВЕДУЩАЯ 2: Надеясь на то, что грядущее принесет счастье и изобилие, крестьяне выполняли обряды, завещанные предками. Так в с. Лубонос считали, что обязательно на столе должно быть сладкое тесто (лакомство) – тогда лён уродится долгий; а в Борке варёное мясо на рождественском столе сулило обилие его в течение всего года.
Канун Рождества, 6 января по новому стилю, называется «сочельником». А в нашей местности его в старину ещё называли «колядой»
Коляда – древняя богиня жизни, смерти и судьбы, покровительница женского рукоделия. Колядой рядился кто-либо из взрослых: надевал шубу, страшную маску, в руки брал корзину с клубками и палку или ухват. И в таком виде Коляда ходила по домам…
Кто такая Коляда уже никто не помнит. По предположению исследователей, когда-то в древности Коляда была, скорее всего, богиней женского рукоделия, однако можно предположить, что это божество судьбы, связанное с рождением и смертью. Как бы там ни было, боялись Коляды страшно, особенно маленькие дети.
ВЕДУЩАЯ1: Образ чудища, пришедшего из потустороннего мира, рисуется и в песенках-колядках, которые исполнялись ряжеными.
В колядке, записанной в селе Федосеева-пустынь, облик Коляды содержит много звериных черт:
Коляда - Муляда!
Пришла перёд Рождества:
Ноги телячьи, зубы волчачьи,
Уши свинячьи, руки жеребячьи…
Кто дома живёть?
Заходила Коляда в дом и спрашивала, помогали ли дети матери: пряли ли девочки, мотали ли клубки, плели ли ребята лапти. Матери, как правило, показывали Коляде заранее приготовленные клубки и лапти: ведь в противном случае Коляда могла стукнуть нерадивого ребёнка.
ВЕДУЩАЯ2: Кроме Коляды в ряде сёл по домам ходили толпой ряженые-колядовщики, старавшиеся одеться как можно чуднее и несуразнее. И Коляда и колядовщики исполняли особые песенки-колядки. При всем имеющемся разнообразии текстов колядок, мы можем выделить тексты-пожелания, тексты - поздравления. Магические тексты - пожелания известны, например, в с. Юшта:
Коляда - Карачуй,
Приди дома заночуй!
Там люди живут богатые,
Там деньги гребут лопатами:
Деньги чужие, лопаты худыя…
Как поясняли местные жители, чужие люди гребут лопатами деньги чужие, т.е. хозяина дома, но поскольку лопаты-то у них худые, то выгрести эти деньги подчистую не возможно – вот вам и пожелание богатства. Кстати, встречающийся в этой колядке «карачуй» видимо видоизмененное название «карачун» или «корочун». На Руси «карачуном» называли смерть. У южных славян «карачун» – название вечера, накануне Рождества
ВЕДУЩАЯ1: Интересно и то, что в с. Дубровка в 1925 году была записана колядка, где Коляда выступает не в женской, а в мужской ипостаси:
Коляда за рекой, Коляда за быстрой,
Коляда, Коляда – он капусту ломал,
Коляда, Коляда – приговаривал:
Ты расти моя капуста, бела и вила,
С кочаном ровна…
В этот же рождественский вечер совершали свой магический обход домов пастухи. «Обсевая» - обсыпая зерном хозяев и избу - пастухи совершали древний обряд пожелания плодородия. В зависимости от того, какие это были пастухи, менялся соответственно текст заклички.
(Раздаёт заклички детям).
Так овечьи пастухи приговаривали:
Ярки на боярки,
Живущие на плодущи,-
Хозяевам на здоровье.
(Пушкина Е.Д., с. Тырново)
Закличка коровьих пастухов звучала так:
Бычицы на тялицы,
На кудрявые хвостицы,
На живущи, на плодущи,-
Животам на здоровье
(Новикова П.Г., с. Березово)
ВЕДУЩАЯ2: Глубокой ночью 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому, согласно библейской традиции произошло рождение Спасителя. Радостное событие Рождества Христова сопровождалось пением ангелов, - отсюда и происходит традиция в рождественскую ночь и в светлый праздник Рождества ходить «Славить Христа». В деревне Ванчур обход начинался часа в три ночи, в других селениях района – немного позже. В большинстве сёл и деревень славить Христа ходили маленькие дети, преимущественно – мальчики. Славильщики носили с собой иконы или специально сделанные «звёзды». В Шилово рождественскую звезду делали из реечек и бумаги, а в д. Ванчур – из решета.
(Исполняется кондак и тропарь «Рождество»)
ВЕДУЩАЯ1: По указу Петра 1, русский народ с 1700 года стал встречать Новый год с первого января, на европейский манер. Празднование Нового года совпало с православным праздником – днём Василия Кессарийского (или Великого). Канун Нового года (31 декабря по ст.ст., 13 января по н.ст.) назывался Васильевым вечером или Авсенем До настоящего времени среди учёных нет единого мнения о том, кто такой Авсень (Овсень). Есть много предположений, одно из них, что Авсень – это древний бог плодородия.
Характерные черты Авсеня, как праздника – группы ряженых, совершающих обход деревни или села от дома к дому. «Когда кликали авсень, наряжались как можно смешнее: надевали лапти, намазывали лицо сажей, выворачивали шубу, надевали маски. Главной задачей ряжений было «чтобы не узнали»: авсенщики меняли голоса, изменяли походку. Кликать авсень могли все, независимо от пола и возраста, но сохранились ещё воспоминания, что в старину ходили кликать в разное время разновозрастные группы: с утра - дети, а к вечеру уже взрослые.
ВЕДУЩАЯ2: В настоящее время большинство древних текстов авсеней уже забыто – остались только фрагменты, где авсенщики выпрашивают подаяние.
Вы, наверняка, знаете песенку – авсеньку, а кто-то и сам ходит кликать Авсень. Предлагаем сейчас вам вспомнить самую известную авсеньку.
(Дети исполняют авсеньку)
Большинство исследователей отмечают, что на Рязанщине авсеньки называли ещё и «таусеньками».
В начале ХХ века в селе Свинчус краеведом Грушиным Е.Ф. был записан такой текст «таусеня»:
Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять.
Таусень! Таусень! – По святым вечерам.
Таусень! Таусень! – К отцу-дьякону зашли.
Таусень! Таусень! – Иво дома нет.
Таусень! Таусень! – Он уехал у поля.
Таусень! Таусень! – Пашаницку сеять.
Таусень! Таусень! – Зароди ему Бог
Таусень! Таусень! – Из полу зерна – пирог,
Таусень! Таусень! – А из цельнава – хлеб…
Авсень! Авсень! – Кишки да жалудки
Авсень! Авсень! – У пецы сидели
Авсень! Авсень! – У кошель глядели.
Авсень! Авсень! – Давай ножку совсем!
(НАЦНТ, Ф. – № 4)
ВЕДУЩАЯ1: Обратите внимание на следующую особенность: пока шло описание будущего урожая, в качестве запева повторялось слово «таусень». Как только речь пошла о необходимом подаянии – в запеве зазвучало «авсень». Получается, что «авсень» и «таусень» - два разных слова, имеющих, вероятнее всего, и разный смысл.
Вообще авсеньщиков одаривали самой разнообразной снедью, в том числе и свиными ножками. Свиные (реже бараньи или телячьи) ножки были не только излюбленным и традиционным угощением авсенщиков и новогоднего стола, - из мелких фаланговых косточек в Ерахтуре, например, делали «таусеньки» для игры, напоминающей городки. В других местах косточками играли как шашками, а в с. Инякино и д. Ванчур из них делали «бурчалки» - особые музыкальные инструменты. Если не было косточек, бурчалки делали из разных предметов. Например, из пробок или даже пуговиц.
(Показывает бурчалки, потом дети самостоятельно делают бурчалки из пуговиц и ниток и играют на них)
ВЕДУЩАЯ2: Еще одна закличка, не менее древняя, сохранилась в с. Тырново:
Ширым – пырым!
Дайте чушку с жиром!
Не дадите чушку-
Мы стащим телушку.
Не дадите пирога –
Мы быка за рога.
Быки пёстрые, рога вострые!
У в овраг пихнем,
Помялом приткнем.
Мы ширяли, мы пыряли –
Все на чушку собирали.
(НАЦНТ, Ф. - № 412)
«Чушка» - это особый пирог с мясной начинкой, которым одаривали авсенщиков. Собранное вместе съестное авсенщиками либо делилось, либо поедалось на совместной трапезе.
В русской традиции во все Святки принято гадать. О гаданиях можно говорить много и долго: гадали малые и старые, гадали на урожай, и на замужество. Не совсем обычным и редким для нашего края было подблюдное гадание. Собравшись вечером в чьей-либо избе, девушки складывали на блюдо колечки, серьги – т. е. любой мелкий предмет. Блюдо закрывалось платком, и ведущая по одному доставала с закрытого блюда вещи. При этом девушки пели специальную подблюдную песню, каждый куплет которой сулил какое-либо определенное событие.
ВЕДУЩАЯ1: К сожалению, в Шилово удалось записать только несколько куплетов:
Хлебу да соли долог век –
Слава!
Барышне нашей боле того –
Слава!
Кому мы спели – тому добро,
Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется,
Слава!
(куплет сулит благополучие)
Сегодня вы и сами исполняли песенку – авсеньку и слушали разные варианты авсенек. А вот теперь скажите, какие музыкальные особенности всех этих песенок вы заметили? Это и ритмичность, и монотонность исполнения. Все эти тексты исполняются практически на двух нотах. В то же время здесь сохраняются и общие для всех народных песен черты: белый стих, старинная грамматика (неправильное с точки зрения современного человека произношение слов).