Оборудование: Гусли, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Технологическая карта занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы обучения и воспитания
Планируемые результаты
(формируемые
на данном этапе занятия)
1. Мотивационный этап
- В этот чудесный день-добрый день!
Дружно здороваться нам не лень.
Руки протягивай, не зевай,
Песню веселую запевай!
- Дети повторяют слова песни и движения за учителем. При этом желают друг другу доброго дня.
Эмоциональный настой на учебную деятельностью
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;(Л2)
2. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня у нас не обычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Но для начала вы должны ответить мне на вопросы:
- Вы готовы отправиться в путешествие? - Вы будете помогать друг другу?
- Если на пути вашем встретятся преграды, вы будете их преодолевать?
- Дети слушают учителя!
- Готовы
-Готовы
-Готовы
Беседа.
Ситуация успеха
формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
3. Организация музыкальной познавательной деятельности
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)
- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно отгадать анаграмму. ( йенок хытолоз орп аднегел)
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
- Кто такие золотые кони?
-Мы отправляемся с вами в путешествие.
- Легенда про золотых коней
- О конях
- Кони.
Беседа
Метод проблемной ситуации.
принимать и сохранять учебную задачу;(РУУД)
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;(РУУД)
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;(ПУУД)
3.2. Построение проекта выхода из затруднения
- Ребята, вы знаете о чем же говорится в этой легенде?
- Давайте и узнаем!
- ОЙ, ребята, мы не можем пока узнать об этой легенде, пока мы не разгадаем ребус.
Может нас пропустят дальше.
- Молодцы ребята. Как вы быстро справились с этим заданием.
- Ребята, а у нас еще одно задание.
Давайте посмотрим.
Нам необходимо прослушать песню и дать ее характеристику.
- Приготовились к слушанию.
(По дону гуляет Казак молодой)
- Ребята, так давайте же узнаем, кто такие казаки. И начнем мы с детства.
Приложение 1
-Ребята, а мы продолжаем свой путь дальше.
Нам предлагают поиграть в игры, которые в казачестве были популярны.
Приложение 2
- Нет.
- Дети разгадывают ребус.
Казак
- Слушают песню. Дают характеристику.
- Слушают учителя.
- Дети играют в игры.
Беседа
Беседа
Рассказ
Метод сопереживания
формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД)
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД)
3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности
- Также казаки любили танцевать. А танцевали они от души.
Давайте же посмотрим танец казаков.
При просмотре видеофрагмента, обратите внимание на то, как они двигаются. Какие костюмы. Какая музыка, под которую они танцуют.
- Ребята, я вам предлагаю разучить казачий танец. И дружно все вместе станцевать.
- Ребята, казаки не только хорошо танцуют, но и поют.
Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лёжа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен про казачьи подвиги, которые пел его дед. Казак и сам начинал петь, «играть» песни. Казаки поют не по нотам, а « играют» песню от души и сердца, научившись этому у своих дедов, бабушек и родителей.
Песни отражали главную обязанность казака –защищать Отечество. Но на первом месте в казачьих песнях стоит беззаветная преданность Родине и своему долгу. Песенный герой готов пострадать за другого, пожертвовать собой в минуту опасности ради брата и товарища.
Главной песней казаков был гимн, который был создан на основе песни Ф. И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», написанной в 1853 году. Эту песню пели донские казаки ещё в русско–турецкую войну.
- Я предлагаю вам послушать Гимн Ф. И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»
- Ребята, какие нам показались казаки? - Какими качествами должен обладать настоящий казак?
- Вот теперь, пришло время узнать Легенду про золотых конях. Послушайте о чем она.
Приложение 3
И теперь я вам предлагаю спеть песню казачью.
- Сначала прослушайте, затем будем петь.
- Ребята, о чем поется в этой песне?
- Какой характер у казаков?
- Просмотр видео.
-
- Дети разучивают казачий танец. Повторяют за учителем.
- Слушают учителя.
- Слушают гимн Ф. И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»
- Слушают легенду.
- Слушают, а затем поют песню.
- О казаках
- Казаки храбрые, гордые, сильные, мужественные. Готовы постоять за Русь.
Беседа
Метод эмоциональной драматургии
Рассказ
формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД)
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД)
3.4. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, что нового узнали вы на занятии?
- Пригодятся ли эти знания в дальнейшей жизни?
- Что было интересным для вас?
- Кто такие казаки . Легенду про золотых коней
- Да
формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД)
4. Рефлексия
Оцените себя:
- Занятие было…
- На занятии я узнала…
- на занятии у меня получилось…
В древности казаки говорили: « Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории, культуры, не любящий свою родину, не знающий обычаи и традиции малой родины, обречён на исчезновение.
- Ребята, берегите себя и свою культуру.
- На этом наше занятие окончено. До новых встреч!
- Дети оценивают себя на занятии.
Беседа, обсуждение
Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»
Интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1)
Умение использовать жизненно –
музыкальный опыт
в процессе знакомства
с музыкой; (Л2)
музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально
-ценностном отношении
К музыкальному искусству. (Л3)
Приложение 1
Детство – возраст учения. Много надо узнать человеку в детстве. Мы потомки славного и свободного племени – казачества. Обычаи и обряды казаков касались и полевых работ, и службы, и семейной жизни, передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и внукам.
Воспитанию детей в казачьих семьях уделялось большое внимание. С детских лет в казачке воспитывали сознание того, что она будет хозяйкой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. С малолетства казачке внушалось – самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Девочки с раннего возраста начинали работать: помогали матери по хозяйству, были няньками, учились вышивать, вязать на спицах и крючком.
С материнским молоком и с воздухом Родины казачата воспитывали качества, необходимые воину: развивали силу и ловкость, сообразительность и смелость. Сына воспитывали гораздо строже, чем дочь, жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С самого рождения казаки закаливали своих детей, приучали мальчиков к походной жизни. С пяти лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось.
Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Но самой главной задачей казачонка была учёба. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно.
Приложение 2
ИГРА «Плетень». (1-Й ВАРИАНТ).
Отряды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:
Мы плели ( первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день ( вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались ( обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее построится, выигрывает .)
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Приложение3 Легенда про золотых коней.
Там, где море Цимлянское теперь разлилось, запрятан, сказывают, в месте, никому не ведомом, клад хана Батыя. Батый много золота и камней драгоценных награбил в походах разбойных. Приказал он слугам своим отлить из сокровищ тех – коней таких же, как настоящие, и внуку своему их подарил.
Когда внук ханом стал, затеял он себе столицу на Волге строить – Сарай-Берке. Коней золотых, что ему дед подарил, у главных ворот поставил.
После сечи на Куликовом поле бежал Мамай с позором от воинов русских в Сарай-Берке. Там и умер, и, когда похоронили его, одного из коней золотых в могильный курган с ханом вместе положили.
А второй конь достался русичам. Собрались ордынцы с силой, погоню за русичами отправили. Конь тяжёлый был, тащить его нелегко. Решили тогда русичи спрятать трофей захваченный , а сами в бой с преследователями вступили. Только неравными были силы, и пали русичи все до одного. С ними и тайна погибла. Искали коня татары, да так и не нашли. Говорила молва, что конь, будто, спрятан на дне маленькой речушки, что Россошкой зовётся. Ещё и на речку Царицу указывали, и на Аксай. Не так просто тот клад отыскать.