kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «За идеал добра и красоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: - расширить круг чтения учащихся;

                     - познакомить с поэзией поэтов Саратовской

                      области;

                     -воспитывать у учащихся лучшие нравственные

                       качества: стремление к добру, красоте, правде,

                     - прививать чувство любви к матери, родному

                       краю, его природе и людям

 Тип урока: нетрадиционный (урок-концерт)

Оборудование: - иллюстрации;

                           - портреты поэтов Саратовской области;

                           - выставки книг «Почерпни из родного

                             колодца»

                           - музыкальное сопровождение. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «За идеал добра и красоты»»

Урок внеклассного чтения в 5-7 классах


Составитель: Комарова Лариса Александровна – учитель средней школы поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.


Тема урока: «За идеал добра и красоты»

Цель урока: - расширить круг чтения учащихся;

- познакомить с поэзией поэтов Саратовской

области;

-воспитывать у учащихся лучшие нравственные

качества: стремление к добру, красоте, правде,

- прививать чувство любви к матери, родному

краю, его природе и людям

Тип урока: нетрадиционный (урок-концерт)

Оборудование: - иллюстрации;

- портреты поэтов Саратовской области;

- выставки книг «Почерпни из родного

колодца»

- музыкальное сопровождение.

Эпиграф:Как часто эти найденные строки

Для нас таят бесценные уроки…

В. Шекспир.


Ход урока

Под звуки музыки (вальс А.С. Грибоедова или «Саратовский вальс» Е.М. Бикташева)

Вступительное слово учителя.

-Ребята! Сегодня у нас час любимого стихотворения. Мы познакомимся с современными поэтами нашего края, замечательными лириками земли саратовской

Интерес к поэзии - показатель духовного богатства человека, ведь настоящая поэзия – это выражение добра, красоты, правды.

Вот почему и тема нашего урока озаглавлена словами Н.А. Некрасова «За идеал добра и красоты.»

Мы сегодня с вами получим бесценные уроки любви к Родине, к матери, к природе родного края, всему, что нас окружает «почерпнув из родного колодца», т.е. из поэзии наших земляков.

Поэзия- это лучик

В самом начале дня,

Поэзия- это ключик

От жизни и от меня.

Сестрой красоты назвал поэзию Махсуд Шейхзаде. Послушайте.

1-й чтец: «Поэзия- сестра красоты»

Мне жаль сердец, где места нет стихам

Там поутру заря не разгорится.

Под вечер звезды не заблещут там

Весной там не защебечут птицы.


Где нет стихов и смеха не слыхать .

В таких домах жильцы - мрачнее тучи

К ним не пробьется солнца благодать,

И бой часов звучит для них тягуче.


Мне жалко тех, кто в ссоре с красотой,

С поэзией- сестрой ее меньшою

Родник в себе отыщет золотой

Тот, кто ее полюбит всей душою.

1-й ведущий: Слово о матери

Мама… Это самое прекрасное слово на земле, первое слово, которое произносит человек. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет - 5 или 50 - тебе всегда нужна мать, ее ласка и внимание. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

2-ой чтец: И. Шишкин «Мать»

До рассвета

матери не спится.

Свет в окне,

задумчивое лицо,

И тихонько

вздрагивают спицы,

И лежит в сторонке

письмецо.

День за днем

зачитывала строчки,

Хоть на память

знала их давно,

За окном

потрескивают почки,

И весна врывается в окно.

И уже чуть слышны

у забора

Озорных мальчишек голоса.

Зашумят сады

в деревне скоро.

По лугам

зарыскает коса.

И пойдет

страдная суматоха,

И никто

меж будничных забот

Не услышит

сдавленного вздоха,

Материнской грусти

не поймет.

Ну а мать,

распутывая нитку,

По привычке

сядет на крыльцо И, с надеждой

глядя на калитку, Будет ждать от сына письмецо.

3-ий чтец. Н. Палькин «МАТЬ»

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит мать.

«Вы скажите, добры люди,

Где мне сына отыскать?»


Ей в ответ вздыхает Волга:

«Крепко спит в земле герой.

Не буди его напрасно

И ступай себе домой».


Повернулась, распрямилась,

Непреклонна и горда:

« Не гони меня отсюда,

Не уйду я никуда.


Стану камнем на кургане,

Подыму священный меч

И останусь возле сына,

Чтоб покой его беречь»

И стоит она над Волгой,

И ликуя и скорбя.

И все матери погибших

Видят в ней самих себя.

1-й ведущий: Маме – самому дорогому и близкому человеку посвятил свои строки Александр Борисович Амусин.

АМУСИН АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ

Александр Амусин родился в 1959 г. в с. Долина Фёдоровско­го района Саратовской области. Окончил Саратовский сельско­хозяйственный институт. Работал журналистом в газетах «Степ­ные просторы», «Комсомольская правда», «Орбита».

В настоящее время - заместитель главного редактора газеты «Земское обозрение».

Автор книг «Жажда дождя» (1999), «Долина» (2000), «Этюды времени» (2007). Публиковался в журнале «Волга - XXI век» (2007).

Член Союза писателей России. Председатель Ассоциации са­ратовских писателей.


4-й чтец. - Что такое тишина? -

Я спросил у сына.

И ответил мне малыш:

- Тихо, когда спим мы.

- Что такое тишина?

-Я спросил у брата.

- Если в мире нет войны,

А в семье всё ладно.

- Что такое тишина?

-У отца спросил я.

- Если в дом вошла беда,

Справиться нет силы...

И у деда я спросил,

Дед ответил грустно:

- Если жизнь твоя пройдёт,

А на сердце пусто..-

Мама, милая, скажи,

Тишина - какая?

И ответила мне мать:

- Странно, но не знаю...


2-ой ведущий: Не случайно мудрость народа слово «мать»

поставила с другим великим словом «Родина».


Родина… Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и гордого, ежеминутного и

вечного. «Родимая сторона-мать, чужая мачеха»,- говорит пословица. И верно: родимая сторона дает силы, чужая отнимает.

Вот как выразил свое отношение к стороне родной

известный всем вам поэт Николай Палькин:

Отчий край удваивает силы.

И под звон застенчивой ольхи

Мне опять березы и осины

Помогают сочинять стихи.

Гнется месяц тонкою подковой,

Луговая стелется трава.

И Хопер водою родниковой

Промывает старые слова.

1-й ведущий: «Моя родина- село Большой Мелик на Хопре. Еще в младенчестве я оказался с родителями в Балашове, в селе, можно сказать, и не жил, но оно навсегда осталось для меня тем заветным местом, куда и чувства. Когда бываю с друзьями в Большом Мелике или стою на незнакомой с детства горе, откуда открывается изумительный вид на заливные луга, на зеленые леса, на дальние поля, на белую ленту шоссе, бегущую к селу, я с гордостью говорю, что эта прихоперская красота и есть моя родина»,- вспоминает Николай Палькин. (Н.Палькин. «Почерпни из родного колодца», Саратов, 1984 г., стр 4).

5-й чтец. Отчий дом

В этом доме

Думают,

Гадают

Обо мне

Мои отец и мать...

В этом доме

Ждёт меня годами

Прибранная, чистая кровать.

В чёрных рамках -

Братьев старших лица

На белёных

Глиняных стенах...

Не скрипят,

Не гнутся половицы,

Навсегда

Забыв об их шагах...

Стар отец,

И мать совсем седая...

Глохнут дни

Под низким потолком...

Год за годом

Тихо оседает

Под дождями

Мой саманный дом.

Под весенним –

Проливным и частым,

Под осенним –

Медленным дождём...

Почему же

Всё-таки я счастлив

Всякий раз,

Как думаю о нём?!

Что ещё

Не все иссякли силы,

Не погасли

Два его окна,

И встаёт

Дымок над крышей

Синий,

И живёт над крышею

Луна!


1-й ведущий.

ПЕРЕДРЕЕВ АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1932 - 1987)

Анатолий Передреев родился в 1932 г. в деревне Новый Сокур Татищевского района Саратовской области. В 1933 г. семья Передреевых переехала в г. Грозный. В 1950 г. А. Передреев окон­чил школу рабочей молодежи. Позже учился в Грозненском не­фтяном институте, затем - на филологическом факультете Сара­товского государственного университета.

Впервые стихи А. Передреева опубликованы в местной перио­дической печати в 1959 г. Тогда же были написаны многие произ­ведения, впоследствии входившие во все книги поэта.

В июле 1959 г. А. Передреев уехал в Сибирь. Работал бетон­щиком, слесарем-монтажником, сотрудником газеты «Огни Ан­гары». Несколько стихов были отправлены в «Литературную газету» и уже через несколько дней опубликованы с «напутствием» Н. Асеева. В 1960 г. поэт переезжает в Москву и учится в Литин-ституте (1960 - 1965). После защиты дипломной работы прохо­дит практику в журнале «Знамя», становится заведующим отде­лом поэзии. В эти годы А. Передреевым создана значительная часть стихов, опубликованных в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Молодая гвардия».

Учитель: с завораживающей простотой и душевной откровенностью рисует утро на Волге саратовский поэт В. Гришин.


6-й чтец. «Волжское утро»


УТРОМ РОСЫ БЛЕСТЯТ...


Заря роняет первые росинки

на перепутье тропок и дорог.

И тает над березовою синью

едва прилетный утренний дымок.


Какая тишь!

Боюсь пошевелиться,

чтоб ненароком не спугнуть покой.

Доверчивый цветочек медуницы

подрагивает зябко под рукой.


В лучах рассветных высыхают росы.

Звук самолета тает вдалеке...

И, как девчонка,

моет ива косы

в прохладной успокоенной реке.

Учитель: Трепетный свет любви к природе родного края, к Отечеству озаряет лучшие страницы поэзии Е. Грачева.

Послушайте его стихотворение «Лесная Русь»


7-й чтец. ЛЕСНАЯ РУСЬ

Сосны, сосенки да ели —

Величавый древний бор:

После утренней метели –

Белокаменный собор.

Я спущусь к нему со склона,

Оживив лесной пейзаж.

Шапка - царская корона,

Лыжи - царский экипаж.

Еду тропкой еле-еле,

Восхищаюсь и горжусь.

Сосны, сосенки да ели...

Хороша лесная Русь!


НА ХОПРЕ

Очарует рассвет Хопра

Ранним утром грибного лета.

Мы спешим, нам идти пора.

Унести б тишины и света!


Воздух в соснах - нектарный мёд,

У тебя на губах улыбка.

К нам не солнце рекой плывёт –

К нам плывёт золотая рыбка.

1-й ведущий.

ГРАЧЁВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Евгений Грачёв родился в 1959 г. на Изнаире в Прихопёрье. Живёт в Саратове.

Е. Грачёв служил в ракетных войсках стратегического назначе­ния на Украине и в Забайкалье. Окончил филологический фа­культет Саратовского государственного университета. Работал в газете «Сельская новь», собственным корреспондентом «Лите­ратурной России» в Поволжье.

В настоящее время Е. Грачёв - ведущий радиопрограммы го­сударственной телерадиокомпании «Саратов».

За первый стихотворный сборник «Отавушка» (1994) поэт был удостоен Государственной литературной стипендии.

В конце 1994 г. Е. Грачёв побывал в Дагестане, Азербайджане, Нагорном Карабахе и Армении. Впечатления от поездки отрази­лись в стихотворном цикле «Ленинаканский дневник».

Е. Грачёв - автор книг «Отавушка» (1994), «Падала антонов­ка в саду» (1995), «Предсказание» (2005), популярной серии книг о волшебной стране детства Смеходрон. В 2007 г. в серии (Библиотека АСП» вышла его поэтическая книга «Легенды Изнаира».

Е. Грачёв - лауреат Всероссийского литературного конкурса «Писатели - детям» (2000) и Международного литературного Интернет-конкурса, посвящённого развитию космонавтики. По­эма «Письма о нас» в 2003 г. получила 2-е место на Всероссийс­ком конкурсе «Моя малая Родина».

Печатался в журналах «Юность», «Московский вестник», «Рос­сийский колокол», «Солдаты России», «Волга — XXI век», «Иные берега» (Финляндия), «У» - Бруклинском литературном журна­ле (США), «Невском альманахе», газете «Литературная Россия»,

Член Союза писателей России, Ассоциации саратовских писа­телей.


Учитель: Волга…

Кажется, трудно найти другую такую реку, которая была бы столь глубоко изучена, описана и прославлена. И, взявшись за перо, каждый из поэтов нашего края рассказывает нам о тех чувствах, которые испытывал он к Великой русской реке.

Борис Дедюхин назвал Волгу «главной улицей России», а для Бориса Клячко Волга – это место, где рождаются тысячи звезд.


8-й чтец. Борис Клячко «Ночью на Волге»

Прямо в небо ныряю с разбега,

И рождаются тысячи звезд.

Я легко проплываю от Веги

До созвездия Малый Пес


Выхожу я по камешкам донным

Из зеркальной, как смоль, воды,

И плотвичками бьются в ладонях

Зазевавшихся две звезды.

9-й чтец. Н. Федоров «Как часто Волга выручала»

Как часто Волга выручала;

День — непригляден,

Нехорош,

Придешь

И встанешь у причала,

Глядишь,

И снова оживешь.

Там, где с душой соприкасались

И даль небес,

И глубь воды,

Такими мелкими казались

Причины суетной беды.

Смотреть и жить учили проще

Лугов прибрежная трава,

Волна,

Осиновые рощи,

И голубые острова.

Учитель. Воспевая красу родной природы, поэты саратовского края описывают русскую березу как символ России, как женщину, как мать…

Давайте послушаем.

9- чтец. Н. Палькин «У каждого в жизни береза своя»


У КАЖДОГО В ЖИЗНИ БЕРЕЗКА СВОЯ

У каждого в жизни березка своя.

В каком бы я ни был краю,

Всегда и повсюду я помнил, друзья,

Родную березку свою.

Не раз я от дома бывал далеко,

И горькой разлука была.

Но мне оттого становилось легко,

Что дома березка ждала.

Спешу к ней навстречу знакомой тропой

В сиянии вешнего дня.

И снова родная березка со мной,

И снова цветет для меня.


10-й чтец. Геннадий Голобоков (1935-1978)

БЕРЕЗКА

Не звучит для меня, как прежде,

Звон зеленой твоей красы.

И не даришь ты ранью свежей

Мне зарю с холодком росы.

Заросла ковылем дорожка,

По которой к тебе ходил...

Ты прости, ой прости, березка,

Что тебя я почти забыл.

Зноем, ветрами опаленный,

С огрубевшей стремниной сил,

Видишь —

Вечно в тебя влюбленный —

Я опять тебя навестил.

В берег бьются все те же волны,

Та же к плесу с обрыва тень.

Только вместо звенящей кроны —

Одинокий

И мертвый

Пень...

Учитель. Ребята, сегодня мы, «почерпнув из родного колодца», узнали, как в своих произведениях поэты земли саратовской воспевают добро и красоту…

Поэтов ждут еще ненаписанные страницы поэм и стихотворений, а нас, читателей, новые литературные знакомства и открытия…









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «За идеал добра и красоты»

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 16.12.2018

Номер свидетельства: 490984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методическая разработка урока "Идеал прекрасного в понимании Л.Толстого в романе "Война и мир"" "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-idieal-priekrasnogho-v-ponimanii-l-tolstogho-v-romanie-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "230671"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442231323"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Образ женской красоты в стихотворениях А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил»."
    ["seo_title"] => string(80) "obraz_zhienskoi_krasoty_v_stikhotvorieniiakh_a_s_pushkina_ia_pomniu_chudnoie_mgh"
    ["file_id"] => string(6) "374240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482950918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-issliedovaniie-idieinyi-zamysiel-v-m-garshina-v-skazkie-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "148632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419788060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Реферат на тему: Философская и поэтическая сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц""
    ["seo_title"] => string(80) "riefierat_na_tiemu_filosofskaia_i_poetichieskaia_skazka_antuana_die_sient_ekziup"
    ["file_id"] => string(6) "445161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513631099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства