kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театрализованное мероприятие «Республика Беларусь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • расширить знания учащихся о белорусском народе;
  •  познакомить с историческими  фактами;
  • воспитывать толерантное отношение к другому народу. В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, татары, чеченцы, азербайджанцы, казахи, украинцы. Но ваши родители родились и проживали свою молодость на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Каждая из 15 республик Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство. В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. На территории СССР разгорается межнациональные конфликты. Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к проектированию Союзного договора, существенно расширяющего права республик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театрализованное мероприятие «Республика Беларусь».»

4


Театрализованное мероприятие

«Республика Беларусь».

Цели:

  • расширить знания учащихся о белорусском народе;

  •  познакомить с историческими фактами;

  • воспитывать толерантное отношение к другому народу. 


Ведущий 1: Дзень добрыi,

Дарагiя сябры!

Мы вельми рада

Бачыць Вас!


Ведущий 2: Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте и гости нашего мероприятия. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы узнать немного больше о такой замечательной республике – Беларусь.

Чтец1: Белоруссия - вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше, за гранью
Окунуться опять в этот рай!

Ведущий 1: В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, татары, чеченцы, азербайджанцы, казахи, украинцы. Но ваши родители родились и проживали свою молодость на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Каждая из 15 республик Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство. В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. На территории СССР разгорается межнациональные конфликты. Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к проектированию Союзного договора, существенно расширяющего права республик.


Ведущий 2: Таким образом, Белорусская ССР, бывшая в составе СССР , 19 сентября 1991 года приняла решение о том, что выходит из его состава и становится независимой, принимая отныне статус - Республика Беларусь. После распада СССР белорусы возродили экономические связи с Россией. В стране пришел к власти человек, который обещал взять на себя ответственность за судьбу республики и ее граждан. Как и каждая страна, Беларусия имеет свой герб, флаг и гимн, своего президента, официальную валюту.


Ведущий 1: Белорусы, крывічы, літвіны, ліцьвіны или тутэйшыя — восточнославянская народность, основное население Белоруссии. Считается, что название получили ещё во времена Российской Империи. Белорусы — «одно из трёх племён русского народа, населяющее западную часть Европейской России — Белоруссию». Разговаривают преимущественно на белорусском языке, который произошёл от русского языка. В Белоруссии распространены также русский, польский и литовский языки. В настоящее время значительная часть белорусов в повседневной жизни использует русский язык.


Ведущий 2: Беларусь занимает площадь 208 тыс. км2. По размерам территории республика занимает 6-е место среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана). Население Беларуси на 2003 год составляло 11 млн человек. На территории Беларуси проживают представители более 100 национальностей.

Беларусь граничит с пятью государствами: Россией, Украиной, Польшей, Литвой, Латвией. А с 6 октября 2007 года Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.


Ведущий 1: Давайте поговорим о национальных традициях и быте белорусов. И начнём с одежды, так как каждый народ всегда старается сохранить культуру и творчество своих предков. Белорусские костюмы начали формироваться еще в средние века, и приняли свой окончательный образ только в конце 19 века. Характерными цветами белорусских костюмов являются белый и красный. Широкое распространение получили такие натуральные ткани, как шерсть и лен.


Ведущий 2: Белорусский костюм для мужчин состоит из брюк, рубахи и жилета. Дополнить образ можно различными традиционными головными уборами (брыли, магерки) и разнообразной обувью, которая менялась в зависимости от ситуации (сапоги, лапти). Неотъемлемой частью белорусских костюмов является пояс, он необходим для исполнения различных обрядов и ритуалов. Белорусские костюмы для мужчин имеют свою изюминку - это кожаная сумочка, ее носят на поясе или через плечо.

Белорусские костюмы для женщин выглядят намного самобытнее и ярче. Костюм белорусской женщины состоит из искусно вышитых фартука и сорочки, которые прекрасно гармонируют по декору. Юбка имеет особое значение и много вариантов: саян, понева, андарак, летник. Комплект можно дополнить жилетом, который украшают множеством декоративных вышивок. Как и у мужчин, в женском костюме обязательно должен присутствовать пояс. Обувь женщины представлены постолами, лаптями или чаривичками.

Ведущий 1: В Белорусии, как и в другой стране отмечают государственные и национальные праздники. Вот некоторые из них: 4 марта — День белорусской милиции, 15 марта — День Конституции, 9 мая — День Победы (Дзень Перамогі), Второе воскресенье мая — День Государственного герба и флага Республики Беларусь, Последнее воскресенье июня — День молодёжи, 3 июля — День Независимости Республики Беларусь (Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь). Так как белорусы верующий народ, то существуют у них и религиозные праздники, которые существует только у белорусов – Радуница (3 мая) — один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду, устраивают причитания и игрища.

Ведущий 2: Существует у белорусов красивый обряд – свадьба. Это глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Всю белорусскую свадьбу условно можно разделить на несколько частей давайте разберем их поэтапно. Ну, во-первых, вступали в брак только совершеннолетние. Свидетельством наступление совершеннолетия у молодых людей служила такая традиция: парень, которому исполнилось шестнадцать лет, должен был пожертвовать рубль старшим парням. Таким образом, они принимали его в свой круг. Если молодой человек не совершал этот обряд, то и не имел права свататься и жениться. Парни, приняв товарища в свой круг, ходили по улицам с песнями, шутками и плясками. Девушки же в этот момент принаряжались, украшали свои головы цветами и «каясніками». Они уже, согласно традициям, имели право ходить на «гулянні», «вячоркі» и сборы, где и начиналось знакомство молодежи.

Ведущий 1: Сватовство совершалось обычно во вторник, четверг и субботу. В сваты ходили компанией в три-пять человек. В Беларуси перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. Сваты приносили с собой и угощения: карамбабулю, каравай, мед.
Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: «Мы купцы, ці няма ў вас тавару?», «Ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок». Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: «Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду». Сват был подвязан соломенным скрутком. В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого со словами «маладых было лягчэй разам спутаць», давая ему понять, что исход дела удачный. После удачного сватовства он просил подарок для жениха – залог согласия.


Ведущий 2: Признаком начала свадьбы являлась выпечка каравая. Каравай пекся и в доме жениха и в доме невесты, чаще всего только замужними женщинами, а незамужние девушки его украшали. Очень часто на каравай молодой сверху прикреплялась утка из теста, а на каравай молодого – гуся, вокруг этих фигурок клали яйца – символ деторождения у белорусов.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а свечу брали с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути.


Ведущий 1: А тем временем родные молодой готовилась встречать гостей: ставили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества: подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату. Поверх неё крепили венок. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности.

Ведущий 2: Когда жених с процессией приезжал к невесте, то ее родственники и друзья не пускали их во двор. Тогда между гостями жениха и невесты разгоралась забавная шуточная борьба, которая сопровождалась торгами, т. е. выкупом. Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Важен был результат — пробиться к невесте.

Ведущий 1: Отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть, поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Ведущий 2: В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находиться слева от жениха. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

По приезду домой, молодых встречали родители, которые держа на руках полотенце с хлебом-солью, предлагают поцеловать каравай и приглашают в дом. Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей подружке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

Ведущий: Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Свадебный стол, по поверью, должен был буквально ломиться от еды и выпивки. По традиции считалось, чем богаче будет свадебный стол, тем богаче будет будущая жизнь молодых. Молодым во время гуляния за столом, почти не разрешалось, есть и пить. По обычаям, первые три бокала, молодожены должны были не выпить, а вылить их за себя, чтобы всего у них было в достатке. Еще одна примета говорит о том, что молодожены должны сидеть не на разных стульях, а на одной скамейке, как единое целое.


Ведущий: Один из самых популярных является свадебный хоровод. Он проходит так. Под хоровое пение гостей новобрачным завязывают глаза и пускают ходить по кругу, при этом молодая жена дает свой венок какой-либо из девушек, а молодой муж цветок из петлицы — одному из парней. Эта игра должна будет предсказать следующую свадьбу. Давайте попробуем угадать, чья свадьба будет следующей. Девочки становятся в одну сторону, а мальчики – в другую.


На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.


Ведущий 1: От того, с какой страной граничит Республика Беларусь, зависит и кухня страны. Но отличительной особенностью белорусской кухни всё-таки является широкое распространение блюд из картофеля, а также использование разнообразных круп, грибов и свинины. Основу национальной белорусской кухни составляют блюда из тёртого картофеля: драники, колдуны, картофельные запеканки, бабка.


Чтец 2: Ах, картошка - объеденье,

Детей и взрослых идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошку не едал.


Чтец 3: Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.


Ведущий 2: Картофель также часто используется при приготовлении салатов. Среди мясных блюд популярен бигус — мясо, тушёное с капустой, цеппелины (колдуны) — мясо, запеченное в картофеле. Также популярны зразы, полендвица, сальтисон, мачанка, шкварки. Популярны уха, картофельный, грибной, гороховый супы. Среди белорусских алкогольных напитков популярен - крамбамбуля - горячий напиток на основе водки и мёда. Среди выпечки — блины, коржи, оладьи. Белорусский квас — закисший березовый сок. В качестве десерта служат различные виды студней.

Ведущий 1:  В фольклоре Белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления Белорусов о происхождении мира. Вашему вниманию представляем белорусскую народную сказку «Як я гляну на твой нос, дык успомню пра свой хвост».

Жыў сабе на сьвеце бедны селянін. Яму ў жыцьці не шанцавала. Гаспадарка ня ручыла, скаціна не вялася, дзеці хварэлі, жонка была сварлівая і ў хаце быў заўсёды неспакой і звадка. Адно ў яго было шчасьце, што ён быў добры музыка і меў добрую скрыпку. Як толькі ў яго находзілася вольная хвіліна, ён браў сваю скрыпачку, выходзіў за гумно на ўзгорачак, садзіўся на каменьчыку і іграў на сваей скрыпачцы рознымі галасамі. Ён тады забываўся на сваю беднасьць, гора і на сваю язычлівую жонку. Аднаго разу, калі ён так іграў, з норкі выскачыла яшчарка. Калі скрьшачка выдавала жаласьлівыя гукі, яшчарка стаяла спусьціўшы галаву і слухала, а калі ён іграў вясёлыя танцы, дык яшчарка танцавала і датуль скакала, пакуль музыка ня пераставаў іграць, а за добрую ігру кажны раз яшчарка выплёўвала чырванца, ветліва кланялася і хавалася ізноў у сваю норку. Час ідзе, а музыка прыходзе на гэта месца іграць. У яго ўжо і грошы завяліся, ён разбагацеў, і дома пачало шанцаваць: скаціна стала вясьціся, дзеці перасталі хварэць і жонка паспакайнела. Цяпер толькі жонка прыставала да музыкі, каб сказаў, адкуль бяруцца ў яго грошы. Сьпярша ён маўчаў, але што раз яна горш прыставала і выпытвала і нарэшце не сьцярпела ды спытала:

— Ці ня красьці ты ходзіш або можа забойствам займаешся?

І тады ён мусіў прызнаццца жонцы і расказаў ёй усю праўду. Жонка даведаўшыся праўду, пачала яго яшчэ горш лаяць і нехтаваць.

— Ды дзе-ж гэта відана, каб яшчарка давала чырванцы? Гэта яшчэ горш як зладзейства ці разбой. Гэта-ж мабыць нячысьцік у выглядзе яшчаркі табе грошы дае. Ты, відаць, сам запрадаўся нячыстай сіле і нас усіх хочаш запрадаць.

А музыка спакойна адказвае.

— Я іграў сабе, каб разьвесяліць сваё гора, а калі яна паскакала і заплаціла мне чырванца, то й дзякуй ёй, я-ж у яе платы не дамагаўся. Але жонка і слухаць не хацела, толькі крычыць:

— Вазьмі з сабой сякеру і ідзі іграць на тое самае месца, а калі яшчарка выскача з норкі, то тады вазьмі ды засячы сякерай.

Музыка паслухаў жонкі, узяў сякеру за пояс і скрыпачку ў рукі ды пашоў іграць. Сеў на каменьчыку, а сякеру выняў з-за пояса і паставіў ля ног. Калі пачаў іграць, то яшчарка, як і перш, выбегла і пачала танцаваць.

Музыка ўспомніў загад жонкі, але ніяк ня мог падняць сякеру на нявінную вясёленькую яшчарку. Калі музыка скончыў іграць, яшчарка ветліва пакланілася, выплюнула чырванца і зьвярнулася да свае норкі, але ў гэты мамэнт музыка схапіў сякеру і сякануў па яшчарцы, але пасьпеў адсеч толькі хвост. Яшчарка тады як крутнулася назад, ды як падскочыла да твару музыкі і адкусіла яму нос, а сама спакойна зьвярнулася і спаважна палезла ў сваю норку, а музыка ўзяў сваю скрыпачку і пайшоў да хаты. Пасьля гэтага ён доўга лячыў свой нос, доўга хадзіў па леках, растраціў усё сваё багацьце. А калі абяднеў, то скаціна зноў ня стала вясьціся, дзеці зноў сталі хварэць і жонка больш ранейшага стала грызьціся. Музыка, каб разьвесяліць сваё гаротнае жыцьцё, пайшоў зноў на той самы камень іграць.

І калі ён зайграў жаласную песьню, яшчарка зноў вылезла з свае норкі і стала спусьціўшы галаву слухаць дзіўную музыку. А калі музыка ізноў зайграў вясёлыя танцы, дык яшчарка пусьцілася ў скокі. Калі музыка перастаў іграць, яшчарка зноў пакланілася, выплюнула чырванца і павярнулася ў сваю норку. Гэтак ізноў завялося сяброўства ў бязносага музыкі і бясхвостай яшчаркі. Музыка зноў стаў багацець.

Аднаго разу музыка, пасьля свае ігры і танцаў яшчаркі, пачаў перапрашаць яшчарку:

— Выбачай, мілая яшчарка, што я, паслухаўшы сваей старой бабы, спаганіў тваю аздобу, адсекшы твой хвост.

А яшчарка кажа:

— Ат нічога, я ані ня гневаюся на цябе за тваю распусту, а даўно забылася праз гэта: толькі: — Як я гляну на твой нос, дык успомню пра свой хвост.


Ведущий 2: На этом хотелось бы закончить наше знакомство с Белоруссией. Надеемся, что вам понравилось, и вы узнали много нового и интересного. До встречи.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Театрализованное мероприятие «Республика Беларусь».

Автор: Чечурина Наталья Вячеславовна, Силантьева Виталина Николаевна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285027


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства