kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является  родительское собрание.  Родительское соб­рание проводится 2 раза в учебном году. На  родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного про­цесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и колледжа, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и про­ведении родительского собрания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ» »


ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является родительское собрание. Родительское соб­рание проводится 2 раза в учебном году. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного про­цесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и колледжа, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и про­ведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими;

- итоговыми;

- общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руково­дителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Для колледжных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники колледжного психологического центра: психологи, логопеды, социаль­ные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

Этап I. Организация родительского собрания. Этот этап, несомнен­но, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование клас­сного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведе­ния учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тре­вогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмос­феру ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее офор­мить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элеган­тный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель луч­ше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части роди­тельского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Зна­комя участников родительского собрания с мнением педагогов-

предметников, следует помнить о повышенной тревожности ро­дителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционально­го климата в классе. Классный руководитель делится наблюдени­ями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важ­ный, чем сумма знании. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что зада­ча повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педаго­гической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собра­ний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впос­ледствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей,

причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Инфор­мация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть акту­альна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать яр­лыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагоги­чески полезным и хорошо подготовленным. Советы психологов:

- перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

- перед началом родительского собрания объявите вопросы, кото­рые планируете обсудить;

- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);

- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их по­тенциальных возможностей;

- доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «пло­хой человек».

- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Тематика родительских собраний определяется классным руково­дителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

1. Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17 лет).

2. Взаимодействие и общение детей и родителей.

3. Трудный ребенок. Так ли это?

4. Конфликт поколений... Можно ли его избежать?

5. Как наладить общение с ребенком в семье.

6. Принуждение. Может ли оно быть эффективным?

7. Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.

8. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.











































Сценарий тематического родительского собрания

«Психофизиологические особенности

раннего юношества (15-17 лет)»

Цели

1. Развитие у родителей потребности в приобретении психологи­ческих и педагогических знаний.

2. Информационное обеспечение.

Ход собрания

На собрании присутствует школьный психолог: он или ведет соб­рание, или помогает отвечать на вопросы родителей.

I. Информация ведущего о возрастных особенностях старше­классников.

Сегодня мы поговорим о психофизиологических особенностях ран­него юношества (15-17 лет).

Данный возраст является ответственным переходным периодом в жизни любого человека. Не случайно этот период называют кризисным, он связан с трудностями роста и требует особенно внимательного под­хода со стороны родителей и педагогов. Отличительную особенность этой ступени онтогенеза можно выразить словами: «Уже не ребенок, но еще и не взрослый».

Личностные изменения проявляются в поведенческих реакциях и суждениях. Это - нигилизм, максимализм, эгоцентризм. А между тем стремление быть не таким как все - это удовлетворение потребности утвердиться, заявить о себе как о личности. Самос главное, такая по­зиция - верный способ быть услышанным взрослыми!

Данные проявления обусловлены как физиологическими, так и психологическими особенностями в развитии.

В данный переходный период нервная система все еще имеет не­которую слабость, именно поэтому молодой человек сравнительно быстро может переходить из состояния возбуждения к торможению, отсюда перепады (резкие) настроения.

В это время в организме нарастает функционирование желез внут­ренней секреции: щитовидной, половой, гипофиза. Именно этот факт влияет на гиперсексуальность и повышенный интерес к противопо­ложному полу.

Период полового созревания связан с появлением вторичных и тре­тичных половых признаков. Гиперсексуальность ведет к упрощенному восприятию объекта желания, и поэтому задача родителей - предуп­редить возможность просвещения молодого человека со стороны, зна­комство с «грязным» сексом -- порнографией.

Родители должны знать, что скрытность подростка отчасти сопря­жена с тем, что ребенок начинает мастурбировать, и это вполне естес­твенно. Характерно прежде всего для юношей.

Как известно, гипофиз влияет на рост костей. Движения угловатые, неуклюжие, это может быть причиной комплекса неполноценности, так как у одних процессы взросления проходят быстрее, а у других медленнее. А если родители упрекают молодого человека за то, что он, к примеру, разбил чашку, то, безусловно, реакцией на такие упреки будет грубость или скрытость. Здесь происходит наложение неполно­ценности, а это - гремучая смесь.

Еще одна проблема связана с физиологией - рост костной ткани превышает рост мышечной массы, поэтому родителям необходимо

обеспечить правильное питание молодого человека. В ответственные периоды, связанные со сдачей экзаменов и т. д., важно включать в рацион продукты повышенной биологической ценности: рыбу, мясо, натуральные фруктовые соки и кисломолочные продукты.

Повышенная утомляемость, вследствие неразвитости сердечно-сосу­дистой и нервной системы, может выражаться в негативных поведенчес­ких реакциях: от агрессивности до полной апатии к происходящему.

Не следует систематически давать ребенку препараты седативно-го действия для снятия нервно-психического напряжения, поскольку, во-первых, организм привыкает к искусственной стимуляции, и, во-вторых, снижаются естественные механизмы защиты.

(Информацию об особенностях личностного развития учащихся 10-П-х классов см. в параграфе «Возрастные особенности юношес­кого возраста».)

И. Ведущий предлагает родителям задать вопросы, отвечает на них.

Сценарий тематического родительского собрания «Взаимодействие и общение детей и родителей»

Цели

1. Информационное обеспечение родителей.

2. Развитие педагогической культуры.

3. Поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.

Ход собрания

I. Информация ведущего об общении.

Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избе­гают общения со взрослыми в силу собственного взросления. Новое практически всегда входит в конфликт со старым. И все-таки потреб­ность юношей и девушек во взрослении, а также их желание скрыть свои слабые стороны личности перед окружающими, выражаются в острой необходимости к доверительному общению с близкими-взрос­лыми, родителями.

Основной смысл любого общения подростков со взрослыми - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует.

В силу возрастной дистанции перед родителями стоят одни пробле­мы, а перед детьми - другие. Естественно, различаются и их потреб­ности. Так что же мы удивляемся, почему дети вырастают не такими, как нам хотелось бы? Одна из причин в том, что мы не понимаем себя,

пытаясь понять своего ребенка. Давайте выясним, какие позиции в общении с ребенком мы чаще всего занимаем, а для этого рассмотрим эти позиции.

Позиции в общении

Жертва. Человек в позиции жертвы всегда разговаривает так, что­бы снискать себе расположение других, вызвать сострадание к себе и попросить о помощи. Фразы: «Что же мне делать, он меня совсем не слушает? Я ничего не понимаю?» И, наконец, «Я так плохо себя чувс­твую» - излюбленная фраза жертвы..

Прокурор. Человек в позиции прокурора всегда разговаривает свы­сока. Он учит, приказывает, осуждает. Фразы: «Ты всегда такой! Я знаю что лучше! Ты виноват во всем! и т. д.»

Статист. Человек в позиции статиста комментирует события, дей­ствия. Особенность в том, что все фразы, начинаются одинаково «если бы...». А далее-размышления о третьих лицах. Длинные, витиеватые фразы: «Я не могу поступить иначе, ведь ты не сделал того, что мог сделать, даже должен отвечать за свои поступки». Он часто ссылается на высказывания великих людей, народную мудрость (поговорки, пос­ловицы). В отличие от прокурора тон разговора холодный.

Названные позиции в общении деструктивны по своей сути. Они способны вызвать у ребенка такие негативные чувства, о которых мы, взрослые, даже не подозреваем.

(Из книги Р.В. Овчаровой «Школьный психолог и семья ученика».)

II. Практическое задание для родителей «Общение с детьми в

семье».

Ведущий раздает родителям каталоги. В этих каталогах перечис­лены возможные способы общения родителей с детьми в семье и их последствия (эффекты). (Родители получают один каталог на двоих -работа в двойках.)

При обсуждении ведущий просит родителей подумать над вопро­сами:

1, Какие способы общения используются вами чаще всего? Почему?

2. Какие способы не используется? Почему?

Каталог эффектов, оказывающих влияние на развитие личнос­ти ребенка

1. ПРИКАЗАНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКТИРОВАНИЕ, КОМАНДА

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства и потребности не важны для родителей, он должен соглашаться и исполнять все в соот­ветствии с чувствами и потребностями родителей. (Меня не волнует, что ты там хочешь делать, возвращайся домой сию же минуту.)

Родители не принимают ребенка таким, какой он сейчас. (Хватит

суетиться!)

Сообщения вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу от того, кто больше и сильнее его. (Ступай к себе в комнату, если не пойдешь - я тебя туда отправлю.)

Они могут вызвать у ребенка чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышек раздражения, противо­стояния родительской воле.

Они могут говорить ребенку, что родитель не доверяет его сужде­ниям и не полагается на его компетентность. (Не трогай эту тарелку! Отойди от маленького брата!)

2. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, УГРОЗА. Эти сообщения могут заставить ребенка почувствовать страх и по­корность. (Если ты так сделаешь, то пожалеешь об этом!)

Они могут вызвать сопротивление и жестокость, точно так же, как и приказание, команда, инструктирование. (Если ты сейчас же не пой­дешь спать, я тебя отшлепаю!)

Они могут говорить об отсутствии у родителя уважения к желаниям и потребностям ребенка. (Если ты не прекратишь стучать по барабану, я рассержусь на тебя.)

Эти сообщения также как бы провоцируют ребенка на то, чтобы он проверил меру серьезности угрозы родителей. Дети иногда испы­тывают соблазн сделать то, что им запрещали лишь для того, чтобы посмотреть последует ли наказание.

3. ПОУЧЕНИЕ, УВЕЩЕВАНИЕ, МОРАЛИЗИРОВАНИЕ, ПРО­ПОВЕДЬ

Подобные сообщения опираются в своем воздействии на ребенка на власть внешнего авторитета, долга, обязанностей. Дети могут отвечать на «должен», «обязан», «надо» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции.

Такие высказывания могут заставить ребенка почувствовать, что родитель не полагается на иное суждение, что он считает: правильно поступать - это поступать так, как поступают другие. (Ты должен пос­тупать правильно.)

Они могут стать причиной актуализации чувства вины в ребен­ке - чувства, что он «плохой». (Ты не должен так думать.)

Могут заставить ребенка чувствовать, что родители не доверяют его способности обоснованно оценивать планы и других людей. (Ты всегда должен уважать своих учителей.)

4. СОВЕТЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ Такие сообщения часто переживаются ребенком как свидетельство того, что родитель не доверяет оценке ребенка или его способности найти правильное решение.

Они могут оказать на ребенка такое влияние, что он прекратит сам думать и решать проблемы - станет зависимым от родителей. (Что я должен делать, папочка?)

Иногда дети сильно сопротивляются советам и идеям родителей: «Дай мне самому нарисовать!», «Я не хочу, чтобы мне говорили, что делать».

Совет иногда как бы сообщает ребенку о вашем превосходстве. (Твоя мать и я знаем, что лучше.) Дети могут даже приобрести чувство собственной неполноценности. (Почему я не подумал об этом? Ты всегда лучше знаешь, что делать.)

Совет может вызвать у ребенка чувство, что родители совсем не по­нимают его. (Ты бы не предлагал этого, если бы знал, что я чувствую.)

Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовывать идеи и советы родителей, исключая развитие своих собственных идей.

5. НОТАЦИИ, НАСТАВЛЕНИЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТА­ЦИЯ

Попытка учить другого часто вызывает у того, кто учится, чувство собственной неадекватности, уничтожения того, что вы стремитесь подчинить его себе. (Ты всегда думаешь, что ты все знаешь.)

Логика и факты часто вызывают у ребенка сопротивление и... за­щиту. (Ты думаешь, я не знаю этого?)

Детям, как и взрослым, редко нравится показывать, что они не пра­вы. Соответственно они бескомпромиссно защищают свою позицию. (Ты не прав, прав я! Ты не можешь убедить меня).

Дети обычно ненавидят родительские наставления. (Они говорят и говорят, а я должен сидеть и слушать.)

Часто дети уже слишком хорошо знают те факты, на которых на­стаивают родители, читая им наставления, и сопротивляются предпо­ложению родителей об их недостаточной информированности. (Я все это знаю, и тебе вовсе не нужно мне об этом рассказывать).

Иногда дети часто прибегают к отчаянным методам, например обес­цениванию фактов, к которым апеллируют родители. (Ну, ты слишком стар, чтобы разбираться в этом. Твои идеи слишком стары и давно вышли из моды. Ты старомоден.)

Иногда дети предпочитают игнорировать факты. (Мне все равно. Пусть так. Со мной это не случится.)

6. ОСУЖДЕНИЕ, «ПРИГОВОР», КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, ПО­РИЦАНИЕ, УПРЕКИ

Эти сообщения, вероятно, в наибольшей степени, чем другие, за­ставляют детей чувствовать себя неадекватными, зависимыми, глупы­ми, недостойными, плохими.

«Я-концепция» ребенка формируется под влиянием оценок и суж­дений родителей. Как родитель оценивает ребенка, так во многом и ребенок оценивает себя. (Я так часто слышал, что я плохой, что по­чувствовал, что должен быть плохим.)

Негативная критика вызывает контркритику. (Я вижу, что ты дела­ешь то же самое! Тебе можно, я мне нельзя? К себе ты не так строг.)

Оценка сильно влияет на детей: они начинают скрывать и прятать свои чувства от родителей. (Если я расскажу им, они будут меня осуждать.)

Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы их оценивали отрицательно. Они отвечают обороной только для того, чтобы защитить свой «образ Я». Часто они испытывают злобу и чувство ненависти к оценивающему их родителю, даже если наказание и справедливо. 7. ПОХВАЛА, СОГЛАСИЕ

В противоположность общепринятому мнению о том, что похвала всегда полезна ребенку, похвала часто дает негативные эффекты.

Позитивная оценка, которая не соответствует «образу Я» ребенка, может вызвать враждебность: «Я не хорошенькая, я уродлива», «Я не­навижу свои волосы», «Я не играла хорошо, я была отвратительна».

Дети делают заключение, что если на этот раз родители оценили их положительно, то в следующий раз они могут оценить их и отрицательно. Кроме того, отсутствие похвалы в семье, где похвала используется часто, может быть интерпретировано ребенком как осуждение. (Вы не сказали ничего хорошего о моей прическе, значит, она вам не понравилась.)

Похвала часто воспринимается ребенком как попытка манипули­ровать им - хитроумный способ заставить его сделать то, что хотят родители. (Вы так сказали, чтобы я старательнее учился.)

Дети иногда делают заключение, что родители не понимают их, когда хвалят. (Ты бы никогда не сказал так, если бы знал, что я дейс­твительно думаю о себе.)

Дети часто стесняются и чувствуют дискомфорт, получая похвалу, особенно в присутствии своих друзей. (О, папа, ведь это неправда!)

Дети, которых много хвалят, могут стать зависимыми от тех, кто их хвалит, от похвалы и даже требовать ее. (Ты ничего не сказала о том, как я убрал свою комнату. Я хороший маленький мальчик? Как я выгляжу, мама? Правда, хороший рисунок?)

8. РУГАНЬ, НАСМЕШКА, ПРИСТЫЖИВАНИЕ, «ОБЗЫВАНЙЕ» Подобные сообщения могут оказать разрушительное воздействие на «образ Я» ребенка. Они могут заставить ребенка почувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым.

Наиболее частая реакция детей на подобные высказывания - бу­мерангом вернуть их родителям. (А ты - большой ворчун. Еще надо посмотреть, кто из нас лентяй.)

Когда ребенок получает подобное сообщение от родителя, стре­мящегося повлиять на него, - маловероятно, что это влияние будет реализовано. Вместо этого ребенок может оправдать себя и свести на нет родительскую несправедливую оценку. (Я вовсе не выгляжу вуль­гарно, покрасив глаза. Это несправедливо и смешно!)

9. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА Такие сообщения говорят ребенку, что родитель его разгадал, вы­числил, знает, каковы мотивы ребенка и почему он так ведет себя. Подобный родительский «психоанализ» может угрожать ребенку и вызывать фрустрацию.

Если анализ или интерпретация родителя оказываются правильны­ми, ребенок может почувствовать себя в смущении и замешательстве из-за того, что его выставили напоказ. (Тебе никто не назначает сви­даний, потому что ты слишком застенчива. Ты так ведешь себя, чтобы привлечь внимание!)

Когда интерпретация родителя оказывается ложной (а так бывает в большинстве случаев), ребенок чувствует злость из-за несправедливого обвинения. (Я не завистлив, это абсурдно!)

Дети часто приобретают установку превосходства родителей. (Ты думаешь, что ты так много знаешь.) Родители, часто анализирующие поступки своих детей, как бы говорят им о своем чувстве превосходс­тва, то, что они умнее и мудрее.

Высказывания типа «Я знаю, почему...» и «Я вижу тебя насквозь» зачастую сразу же обрывают дальнейшую коммуникацию и приучают ребенка воздерживаться от обсуждения своих проблем с родителями.

10. УТЕШЕНИЕ, УСПОКАИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ПОДДЕРЖ­КА, ПОМОЩЬ

Такие сообщения вовсе не так полезны, как считает большинство родителей. Успокаивание и утешение ребенка, когда он взволнован чем-то, может просто убедить его в том, что вы не понимаете его. (Ты не стал бы так говорить, если бы знал, как мне страшно.)

Родители утешают и успокаивают потому, что они испытывают дискомфорт, когда их ребенок огорчен, разочарован, ему больно, обидно и т. п. Подобные сообщения говорят о том, что вы просто хотите, чтобы он перестал испытывать эти чувства и переживания. (Не переживай, и вес будет в порядке.)

Дети могут усмотреть в утешении попытки изменить их и часто не доверяют взрослым. (Ты так говоришь, чтобы заставить меня чувс­твовать себя лучше.)

Обесценивание чувства, которое испытывает ребенок, и успокаи­вание его часто прерывает дальнейшую внутреннюю работу, потому что ребенок чувствует, что вы хотите, чтобы он перестал испытывать то, что чувствует в данный момент (непринятие чувств ребенка).

11. РАССЛЕДОВАНИЕ, ДОПРОС, ВОПРОСЫ

Вопросы, которые вы задаете, могут восприниматься детьми как недостаток доверия, подозрение или сомнение. (Ты вымыл руки, как

я тебе сказала?)

Кроме того, дети рассматривают некоторые вопросы как попытку поставить их в трудное положение, «загнать в угол», повод, чтобы «пилить» их. (Сколько времени ты учил уроки? Только час. Прекрасно, ты вполне заслуживаешь «тройку» на предстоящем экзамене.)

Дети часто ощущают угрозу, исходящую от вопросов, особенно если они не понимают, почему родители спрашивают их. Заметьте, как часто дети говорят: «Почему ты спрашиваешь об этом?» или «К чему ты клонишь?»

Когда вы задаете вопросы ребенку, решающему с вами проблему, он может заподозрить, что вы собираете данные, чтобы решить эту пробле­му за пего, давая ему свое собственное решение. (Когда ты это почувс­твовал? Это имеет отношение к школе? Что случилось в школе?)

Дети, напротив, часто не хотят, чтобы родители преподносили им готовые решения их проблем: «Если я расскажу своим родителям, они тут же скажут мне, что я должен делать».

Когда вы задаете вопросы партнеру, разрешающему с вами про­блему, каждый ваш вопрос ограничивает свободу человека говорить о том, о чем он хочет, в том смысле, что каждый вопрос задает опре­деленное направление ответа. Когда вы спрашиваете: «Когда у тебя появилось это чувство'?», вы тем самым требуете от личности говорить только о начале чувства и более ни о чем. Именно поэтому возникает столь сильный дискомфорт, например, в суде во время перекрестного допроса человек ощущает, что должен рассказывать свою историю, точно следуя поставленным вопросам. В силу этого вопрос - вовсе не лучший метод облегчения коммуникации для другого и, например, может сильно ограничить его свободу.

12. УХОД, ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ЮМОР (попытка превратить в шутку)

Такие сообщения могут говорить ребенку о том, что вы не заинтере­сованы в нем, не уважаете его чувства или откровенно отвергаете его. Дети в большинстве своем совершенно серьезны и полны решимости, когда у них возникает нужда о чем-либо поговорить. Когда вы шутите над тем, что их волнует, они чувствуют себя обиженными и отвергнутыми. Отбрасывание и обесценивание чувств детей или отвлечение их внимания оказывается успешным в данной сиюминутной ситуации, однако чувства личности так легко не исчезают. Они часто неожидан­но обнаруживаются позднее. Отброшенные проблемы редко бывают решенными проблемами.

Дети, как и взрослые, хотят быть услышанными и понятыми с уважением. Если их родители будут отмахиваться от них, они скоро научатся обсуждать свои важные проблемы и чувства где-то и с кем-то вне родительского дома. Таковы они наши «взрослые» дети!

Внимание! Если аудитория по каким-либо причинам не готова к такой работе, обсуждение следует либо исключить, либо заменить на краткий письменный анонимный ответ (опрос)..

II. Заключение. Два «золотых» правила.

1) Выбирайте любой метод воздействия, главное - чтобы он соот­ветствовал ситуации и обстоятельствам.

2) Говорите о своих чувствах и не переходите на личности, то есть оценивайте не человека, а поступки.

Комментарий и рекомендации

Для реализации намеченных целей важно сформировать у участ­ников установку на оценку действий и поступков, а не на оценку пе­дагогических способностей родителей учащихся. Это важное условие, так как в противном случае сформируется спонтанная реакция само­защиты! Это поставит под угрозу срыва не только ход собрания, но и последующую работу в целом. Ведущему важно отслеживать динамику группы, и если деструктивные процессы будут усиливаться, то необ­ходимо предложить аудитории завершить работу и продолжить се на следующей встрече. Ведущему необходимо придерживаться тактики поплавка, то есть не выражать открыто соглашательскую позицию, но и не противопоставлять себя аудитории. Задача упрощается, если занятия будут вести два специалиста (классный воспитатель + психолог).






























Сценарий тематического родительского собрания «Трудный ребенок. Так ли это?»

Цели

1. Информационное обеспечение родителей.

2. Повышение педагогической культуры.

Ход собрания

I. Информация ведущего об отклоняющемся поведении.

Общение-это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.

Это набор следующих характеристик:

1) Активность (желание вступать в контакт).

2) Умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, под­держивать диалог),

3) Знания (правил по взаимодействию).

Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении-показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выра­жается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, за­стенчивости и др.

Давайте с вами рассмотрим по порядку данные негативные качества, особенности их проявления, а также подумаем, как на них реагировать при общении с ребенком.

Агрессивность - предрасположенность к насилию, если верить умению Дарвина «О происхождении видов», обусловлена природными задатками человека. Однако человек - существо разумное, поэтому помимо животных инстинктов он удовлетворяет эстетические потреб­ности, духовные, то есть высшие свои потребности.

Вспышки неповиновения, ярости с элементами агрессии наблю­даются у детей еще в раннем возрасте. Причиной такого поведения является неудовлетворение какой-либо потребности. И если в ответ на агрессию ребенок получает контрагрессию со стороны родителей, а она гораздо сильнее, то формируется стереотип поведения. Поэтому агрес­сия в старшем школьном возрасте чаще всего является формой протеста против действий родителей. Она может быть местью за эмоциональную холодность со стороны близких (родителям некогда общаться с ребен­ком, они зарабатывают деньги и заменяют общение подарками). Может быть еще и другое - когда ребенок просто усваивает данный способ взаимодействия, проецируя родительские отношение. Пример - частые ссоры между родителями, оскорбления, драки в присутствии ребенка. Иногда физическое насилие по отношению к ребенку.

Как правило, такое поведение характерно для молодых людей, ро­дители которых культивируют такие типы семейного воспитания, как эмоциональное отвержение или гипопротекцию.

Не стоит также забывать и о природной конституции ребенка: если он холерик или меланхолик, то агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то защитную. Это правила, но бывают и исключения.

Агрессия также может быть вызвана неудовлетворенностью потреб­ности в лидерстве. Чаще такая картина наблюдается у детей, избало­ванных родительским вниманием. Дома он лучший, а в классе?

Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформаль­ных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаи­модействия с окружающими - подчинение своей воле. Отсюда цинизм,

эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!

Советы родителям:

1) Запрет, а тем более «ор» лишь усугубит проблему.

2) Санкция должна соответствовать проступку.

3) Не допускайте вспышек агрессии в присутствии своего ребенка.

4) Используйте прикосновение (тактильный контакт).

5) Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6) Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7) Используйте удивление для переноса и отреагирования агрессии.

Конфликтность. О таких говорят, всем хорош, но задира, каких

мало. Причин, обусловливающих такое поведение множество, но спра­ведливости ради следует разобрать основные.

Такое поведение может быть следствием эгоцентричности молодого человека. Если с детства ребенок в центре внимания семьи, а тип вос­питания - потворствующая гиперпротекция, то он привыкает получать все, что только ни пожелает, при минимальных собственных затратах. Когда же такой ребенок встречается с пренебрежением к своим интере­сам со стороны окружающих, то он негодует и тем самым провоцирует конфликт.

Бывает и так что данный стереотип поведения усваивает ребенок, не получающий необходимого внимания со стороны родителей. Причин много, среди них можно выделить доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение.

Часто конфликтность наблюдается у вновь пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные периоды - конец 9-го, 11-го классов.

Конфликтность как способ привлечения внимания к себе исполь­зуют старшие дети (если в семье двое, трое детей). Причиной могут быть частые ссоры между родителями, а также вовлечение в процесс воспитания дедушек и бабушек.

Советы родителям:

1) Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте пос­пешных выводов (не выносите приговор).

2) Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.

3) Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

4) Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.

5) Не ссорьтесь между собой в присутствии ребенка.

6) Если у вас двое и более детей в семье, помните, что внимание не­обходимо каждому в равных долях, и в 17 лет - он ребенок (для вас)!

Тревожность проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребенка, а следствием бывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в учебе.

Каковы же типичные причины подобных поведенческих реакций? Тревожность, как правило, наблюдается у тех старшеклассников, ко­торые с детства всячески опекались близкими по поводу и без повода. Воспитание по принципу - кумир семьи. В результате - инфантиль­ность.

Также результатом тревожности может быть проекция одним из родителей, чаще матерью, своей тревоги на ребенка. В результате у старшеклассника формируется деструктивный стереотип поведения. Данное качество может быть следствием семейного неблагополу­чия (пьющий отец, чрезмерное внимание семьи к младшему ребенку, развод родителей, воспитание матерью без отца или, наоборот, чрез­мерность необоснованных требований и т. д.). Главное - боязнь поте­рять любовь близкого человека. Для юношей, воспитывающихся без отца, - отсутствие поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь не соответствовать мужскому типу.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в основе лежит страх! Если вовремя не изменить отношения в семье, то возможен переход тревожности в нервозность (навязчивые движения) и в психоз. А это уже состояние, когда необходимо врачебное вмешательство.

Отличницы и отличники через 2-3 года после окончания школы, удалившись от родителей, резко меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять столько накопившихся за эти годы потребностей.

Страх часто связан с комплексом вины, который вольно или не­вольно закрепляется в сознании молодого человека. Он формируется в семье, когда родители наклеивают ярлыки на его поведение, не разбираясь в истинных причинах тех или иных поведенческих реакций. Ощущая свою мало ценность, дети могут уйти из семьи. Лживость, изворотливость, даже нечистоплотность - все это производные ком­плексы вины!

Поэтому всегда следует искать причины, взвешивать «за» и «про­тив», а уже затем говорить или делать - воспитывать!

Советы родителям:

1) Выясните причину тревожности.

2) Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим

во всем.

3) Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.

4) Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка, так как он - другой человек (личность).

5) Не используйте своего ребенка в качестве инструмента реали­зации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

6) Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не ак­центируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.

7) Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоя­щем и будущем зависит от вас!

Застенчивость. В характеристике тревожности была названа одна из причин, которая деструктивно влияет на развитие личности молодо­го человека, - это формируемый или уже сформированный комплекс вины. Он, безусловно, оказывает влияние на закрепление комплекса неуверенности. В результате не удовлетворяется базовая человеческая потребность - чувство значительности или самоценности. Застенчи­вость мешает устанавливать социальные контакты, способствует раз­витию шизоидной акцентуации (уход в себя, в мир внутренних пере­живаний), нелюдимости и замкнутости.

Застенчивость характерна для флегматиков и меланхоликов. На закрепление данного качества влияет и тип семейного воспитания, связанный с наличием у родителей фобии утраты ребенка.

У таких детей наблюдается заниженная самооценка, но главное то, что их психология - это психология маленького человека и неудачни­ка. Для них характерны, с одной стороны, зависть к более удачливым, с другой - заниженное самоуважение.

Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт неудачного раз­решения той или иной ситуации. Неверие в свои силы плюс возможные физические недостатки делают старшеклассника неспособным разре­шить этот внутриперсональный конфликт. Именно поэтому родителям необходимо изменить отношение ребенка к самому себе.

Совет ы родителям:

1) Не давите на ребенка собственным авторитетом.

2) Не упрекайте по мелочам.

3) Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.

4) Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на не­достатках. (Какой неуклюжий. Ничего не можешь.)

5) Говорите об ошибках позитивно. (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)

6) Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.

7) Наметьте план действий с классным воспитателем.

II. Информация о способах отреагирования негативных эмоций.

1. «Груша» - в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напря­жение.

2. «Силовик» - выполните любое из силовых упражнений, напри­мер, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.

3. «Символ» - на листе бумаги изобразите в цвете (цветным каран­дашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмот­рите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.

4. «Штрихи» - на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.

Комментарий и рекомендации

В процессе работы у родителей закрепляется установка, что при­родная конституция человека по сути вторична, если речь идет о пове­денческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении.

Практика проведения занятий показывает, что родители старше­классников в процессе изложения ведущим информационного мате­риала задают вопросы, часто укоряя детей в недостатках, связанных с непониманием позиции взрослого. Для того чтобы убедить аудиторию в том, что разговор о позициях с ребенком способствует только усилению противоречий между родителями и детьми, непониманию и возникно­вению конфликта, следует привести пример из жизни. Показательным будет пример покупки (выбора) взрослым какой-либо вещи на рынке. В результате защищаются позиции, а результат вторичен.

Следует сообщить аудитории тему следующего занятия. Она связа­на с правилами и алгоритмом переговорного процесса, которые помогут взрослым находить взаимопонимание со своими детьми.































Сценарий тематического родительского собрания «Конфликт поколений... Можно ли его избежать?»

Цели

1. Информационное обеспечение родителей.

2. Развитие навыков и умений конструктивного взаимодействия.

3. Повышение педагогической культуры.

Ход собрания

I. Вступительное слово ведущего.

О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме произведение «Отцы и дети». Прошло более 100 лет, а проблема существует и поныне.

Конфликт поколений - это противоборство старого и нового, ре­альный факт, с которым каждый из нас сталкивается в повседневной

жизни. Это проблема актуализируется, когда наши дети становятся взрослее. Ситуация осложняется тем, что отсутствует преемственность поколений, базирующаяся на традициях. Мы с вами дети другого вре­мени, и этот факт глупо отрицать.

Для того чтобы успешно разрешать возникающие противоречия между поколениями, находить общий язык с ребенком и таким обра­зом влиять на динамику его развития, важно знать некоторые правила поведения и общения. Сегодня мы о них и поговорим.

П. Ролевая игра «Покупка».

Ведущий выбирает двух участников. Роль первого - продавец, роль второго - покупатель.

Инструкция

Покупатель приходит на рынок, для того чтобы приобрести верх­нюю одежду. Его задача - вести диалог с продавцом так, как он это делает в реальной жизни. Задача продавца - вести диалог с покупателем так, как это делает продавец вещи.

Начали - закончили! Спасибо!

III. Информация ведущего о позициях родителей и детей.

Чего бы ни касалось обсуждение - покупки, семейного конфликта или ссоры, люди занимают определенные позиции.

Ролевая игра - это яркий пример позиционного торга. Любой переговорный процесс должен:

- привести к разумному соглашению;

- быть эффективен;

- улучшить или по крайней мере не испортить отношения сторон. Когда участники спорят по поводу позиций (а в данной игре цель покупателя - приобрести товар по более низкой цене, а продавца - до­роже продать), они обычно сами загоняют себя в рамки позиций.

Чем больше вы пытаетесь убедить другого в невозможности изме­нения своей первоначальной позиции, тем труднее се реализовать.

Родители, исполняя роль покупателя, как правило, сбивают цену, говоря о низком качестве товара либо о нереально завышенной цене, а родители в роли продавца ревностно защищаются от нападок, пытаясь сохранить свое лицо.

В результате соглашение либо не будет достигнуто, либо будет до­стигнуто, но ценой серьезных уступок, когда задеваются (ущемляются) интересы другого!

При наличии многих сторон (переговоров) позиционный торг ведет к формированию коалиций. Пример - когда молодой человек прини­мается бабушками и дедушками и живет с ними.

Существуют два подхода в позиционном торге: мягкий и жесткий.

(Ведущий обращает внимание родителей на плакат «Три подхода. Алгоритмы действия», который заранее вывешивается на видном месте, плакат см. в приложении к сценарию.)

При мягком подходе - соглашение и уступки. Так в ролевой игре -« это покупка вещи» на условиях продавца; цель - сохранить как можно больше денег - достигается отчасти.

При жестком подходе - победа, давить самому и требовать усту­пок. В ролевой игре - это тупиковая ситуация, ущемление интересов противоположной стороны.

Существует ли конструктивный подход?

Такой подход называется «принципиальным». Необходимо соблю­дать четыре базовых принципа:

1. Отделяйте человека от проблемы.

2. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях.

3. Обдумывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на объективных критериях. Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

1. Отделяйте человека от проблемы — это прежде всего означает, что ни в коем случае не нужно переходить на личности.

Пример. «Опять двойку получил» - проблема обозначена и будет воспринята, будьте уверены, как личное обвинение. Как и что ответит ваш ребенок, догадаться несложно. Он будет оправдываться и защищать свою позицию и свое «Я». Результат?

Шаг 1. Поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, что он чувствует и чего хочет. Понять точку зрения другого не означает согласиться с ней.

Шаг 2. Не делайте вывода о намерениях человека, исходя из соб­ственных опасений. (Пример: «Ты ничего не хочешь делать».)

Шаг 3. Ваша проблема - не вина других. («Никогда меня не слуша­ешь».) В данном примере вы говорите о своей проблеме, так как именно вы неспособны найти эффективные способы воздействия на ребенка.

Шаг 4. Обсуждайте восприятие друг друга. Если это делать ис­кренне, не обвиняя другого, то разговор может показать серьезность намерений. Говорите о том, что вы чувствуете. (Пример: «Я расстроен (а), тем, что ты получил плохую оценку».)

Шаг 5. Ищите возможность для неожиданных действий с точки зрения другого человека. Удивите своего ребенка, сказав: «Это наша общая ошибка. Я была занята по хозяйству, а ты не хотел меня отры­вать от дел».

Позвольте другой стороне сделать ставку на результат, предоставив верную возможность участвовать в процессе: «Что ты намерен пред­принять для исправления ситуации?» Т. е. задавайте вопросы.

Шаг 7. Дайте шанс ребенку спасти свое лицо. Это значит, что ребе­нок в любой ситуации должен выговориться, в том числе отреагировать отрицательные эмоции.

Шаг 8. Поддерживайте дух конструктивного взаимодействия. Пов­торяйте ключевые слова собеседника при построении собственной фразы или опирайтесь на последние его слова. (Пример: «Я знаю, что тебе трудно по этому предмету иметь хорошую оценку», «Ты не мо­жешь иметь «пятерку». Правильно ли я тебя понял (а)?» и др.) 2. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Шаг 1, Примите интересы, а не позиции. (Пример: молодой че­ловек собирается на улицу гулять, он оделся стильно, но вам надо, чтобы он оделся тепло. Предложите альтернативу: «Ты можешь идти так, но одень под (предположим) рубашку вот эту майку, ее не вид­но». Результат: интересы совпали, реализованы цели и родителей, и ребенка.)

Шаг 2. Интересы определяют проблему. Позиция - это ваше ре­шение. Интересы - это мотивы, в основе которых лежат потребности. Помните - запрет не решает проблему!

Шаг 3. Ищите общее. Нет противоположных проблем. Игра «Я хочу...»; Предложите человеку эту игру в русле значимой проблемы. Задача - поочередно начинать фразу и слушать друг друга. Через минуту или две вы обнаружите общие проблемы.

Шаг 4. Осознайте - у каждой стороны множество интересов. Обыч­ная ошибка родителей заключается в том, что им кажется, что у детей те же самые интересы, что и у них. Однако является ли для вас ценностью диск с группой «Рамштайн»?

Шаг 5. Говорите об интересах - объясняя ваши интересы, покажите их жизненную важность.

Шаг 6. Признайте интересы ребенка частью проблемы. Для этого задавайте вопросы, употребляя ключевые слова. Заканчивайте свои мысли фразой: «Правильно ли я тебя понял?»

Шаг 7. Сначала сформулируйте проблему, а уже потом предлагайте ее решение,

3. Обдумывайте взаимовыгодные варианты.

Шаг 1. Ищите третий (взаимоприемлемый) вариант. Для этого привлекайте значимых других (авторитетный человек поможет в раз­решении сложной ситуации).

Шаг 2. Используйте технику «Плюсы и минусы» (лист делится на две части «-», «+», заносятся мнения сторон).

Шаг 3. Не ставьте диагноз: не выносите преждевременных сужде­ний, не ищете единственного ответа, мнения.

Шаг 4. Расширяйте подходы (в случае с исправлением «двойки» предложите несколько вариантов: самостоятельная работа, помощь учителя и т. д.).

Шаг 5. Решение должно быть выполнимым (в случае с «двойкой» задайте планку в четыре балла).

4. Настаивайте на объективных критериях.

Шаг 1, Рассуждайте и будьте открыты для доводов ребенка (под­готовьте для обсуждения свои критерии оценки и примите общее ре­шение).

Итоги

Вы познакомились с правилами и принципами конструктивного разрешения проблемы (проблем).

IV. Заключение. Несколько слов о манипуляции.

Если ваш ребенок обвиняет вас в непонимании (разные формы) или же винит себя, вызывая к жалости, - это манипуляция. Использование базовой потребности родителя в любви своего чада - удар ниже пояса для любого родителя. Это способы ухода от решения проблем.

Если молодой человек не хочет участвовать в разрешении пробле­мы, задайте ему три вопроса, с помощью которых можно сосредоточить его внимание на особенностях дела:

Что можете сделать вы?

Что может сделать он?

Что может сделать третья сторона?

Правила - задавайте вопросы и делайте паузы, человек будет вы­нужден отвечать.

Комментарий и рекомендации

Содержательная сторона работы - это попытка адаптировать книж­ный вариант работы Роджера Фишера и Уильяма Юри в контексте педагогической проблематики.

Достоинство в том, что приводятся не только техники и приемы ре­шения проблем, но и алгоритм действий, связанный с решением любых педагогических ситуаций, спорных и конфликтных в том числе.

Данная проблематика актуальна для всех участников педагогичес­кого процесса и в первую очередь взрослых.

Материал можно использовать в качестве базового для обучения родителей навыкам и умениям решения проблем. Алгоритм переговор­ного процесса может с успехом использовать классный воспитатель в практике проведения консультаций с родителями, а также для решения конфликтных педагогических ситуаций в системе «учитель - роди­тель - ученик». Это универсальные знания!

Приложение. Плакат «Три подхода. Алгоритмы действия»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тема: «ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ»

Автор: Омашева Галия Молдатаевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методика организации и проведения родительских собраний в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodika-orghanizatsii-i-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "237464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444318594"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Родительское собрание как аспект тесного сотрудничества школы и родителей»"
    ["seo_title"] => string(74) "roditelskoe_sobranie_kak_aspekt_tesnogo_sotrudnichestva_shkoly_i_roditelei"
    ["file_id"] => string(6) "508089"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1555952863"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Родительское собрание "Семья – здоровый образ жизни""
    ["seo_title"] => string(47) "roditielskoiesobraniiesiemiazdorovyiobrazzhizni"
    ["file_id"] => string(6) "282842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453737617"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект родительского собрания на тему "Родителям о внимании и внимательности""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_roditieliam_o_vnimanii_i_vnimatiel_"
    ["file_id"] => string(6) "379058"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484331288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства