Тренинг для детей подросткового возраста "Учимся разрешать конфликты"
Тренинг для детей подросткового возраста "Учимся разрешать конфликты"
Цель: актуализация личного опыта подростков, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте. Самоанализ стилей поведения в конфликте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для детей подросткового возраста "Учимся разрешать конфликты"»
Тренинг для детей подросткового возраста
«Учимся разрешать конфликты»
Цель: актуализация личного опыта подростков, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте. Самоанализ стилей поведения в конфликте.
Оборудование:
- мультимедиа
- листы А4
- карандаши
- бланки для тестирования
Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников.
Ход тренинга:
Разминка
Ведущий:
- Часто ли у вас вспыхивают ссоры, возникают конфликтные ситуации в отношениях с товарищами, учителями, родителями? В чем вы видите их причину?
- Была ли у вас ссора за последнее время? Кто виноват в этом? Как и кем он был разрешен?
Завершите фразу словами, которые считаете наиболее подходящими в данном случае: «Я стараюсь не портить отношения с тем, кто …»
Основная часть
Старая узбекская пословица гласит: «Достаточно услышать, как человек спорит, чтобы определить все его достоинства и недостатки».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Жизнь постоянно ставит перед нами проблемы, вынуждая делать выбор, активно отстаивать свою точку зрения, свои убеждения или идти на компромисс, отступать от них.
В споре обнаруживается интеллектуальность человека, его вежливость, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к людям.
- Нужно ли избегать конфликтов?
И да, и нет. Конфликт конфликту рознь. Одни из них мешают совместному делу, взаимопониманию, сотрудничеству, подавляют активность личности. Другие помогают сплотиться, активизируют силу, разум, чувства на решение принципиально важных вопросов в коллективе.
Конфликт можно ликвидировать или избежать. Разрешать конфликты нужно тактично, не теряя чувства юмора.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Подростки делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- Почему нарисовали именно это?
- Кто что нарисовал?
- Как вам рисовалось?
Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации по-разному. Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.
Упражнение «Кулак»
Подростки делятся на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго – разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении нескольких минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.
Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов, шантажа до соревнования.
В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте:
- соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому);
- компромисс (для того, чтобы принять решение, которое устроит обе стороны, необходимо в чем-то уступить);
- избегание (как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей);
- приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого);
- сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон).
Методика «Определение ведущего типа поведения в конфликтных ситуациях» (см. Приложение).
Обговорить алгоритм разрешения конфликта:
Что я делаю?
Зачем я это делаю?
Какого результата я жду?
Как я узнаю, что я его достиг?
В споре придерживайтесь следующихправил:
Внимательно выслушайте своего противника, т. е. человека, который не согласен с вашим мнением.
Слушая, думайте не столько о контрответах, сколько о том, чтобы понять собеседника, его доводы.
Не спешите с возражениями, обвинениями, не употребляйте выражений, оскорбляющих достоинство человека.
Помните: уважайте право своего противника на собственное мнение.
Обсудить каждое правило: согласны или нет. Почему?
Мозговой штурм «Как можно погасить собственную агрессию»
Обобщить способы, например:
- побить подушку,
- порвать или помять газету,
- нарисовать свою злость в виде какого-нибудь чудовища и заштриховать его или порвать,
- а иногда просто посчитать до 10.
Какие способы используете лично вы? Эффективны ли они?
3. Рефлексия:
- Что запомнилось на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали раньше?
4. Итоговый вывод:
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой конфликт – это маленькая война, которая может идти продолжительное время. А любая война только разрушает. Поэтому наша задача – не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становится мудрее. Хочу завершить нашу встречу двумя афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова.
Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!
Приложение
Методика
«Определение ведущего типа поведения в конфликтных ситуациях»
(тест Томаса)
Ход исследования:
Испытуемым предлагается выбрать в каждом вопросе теста тот вариант поведения (из двух предложенных), который для него наиболее типичен при возникновении конфликтов с другими людьми и рядом с номером вопроса (в листе ответов) поставить букву (А или Б), соответствующую его варианту ответа.
1. А) Иногда я предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Пытаюсь уладить дело с учетом всех сторон.
3. А) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.
4. А) Стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого.
5. А) Регулируя спорную ситуацию, стараюсь найти поддержку другого.
Б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А) Пытаюсь избежать неприятностей для себя.
Б) Стараюсь добиться своего.
7. А) Стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
8. А) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и спорные интересы.
9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
Б) Предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А) Твердо стремлюсь достичь своего.
Б) Пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А) Первым делом стараюсь ясно определить в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
Б) Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.
12. А) Избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А) Предлагаю среднюю позицию.
Б) Настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А) Сообщаю свою точку зрения и спрашиваю о взглядах другого.
Б) Пытаюсь показать логику и преимущества моих взглядов.
15. А) Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.
Б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А) Стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б) Я отстаиваю свои желания.
23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия, имя ________________________________________________________