Занятия могут состоять как из отдельных «профориентирующих» упражнений и игр так и из специально разработанного тренинга профессионального самоопределения, проведение которого является наиболее предпочтительным.
В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументированно выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли и т.д.
Помогая разумному планированию карьеры, тренинг оказывается средством коррекции профессиональных намерений и установок школьников на последующее самоопределение. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе карьеры.
При планировании тренинговых встреч ведущий должен проанализировать всю предшествующую информацию об учащихся с тем, чтобы подобрать игры с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Для создания безопасной атмосферы ведущий, как обычно, вводит специальные нормы общения в группе и в дальнейшем следит за их соблюдением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинги по профессиональному самоопределению»
ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Занятия могут состоять как из отдельных «профориентирующих» упражнений и игр так и из специально разработанного тренинга профессионального самоопределения, проведение которого является наиболее предпочтительным.
В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументированно выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли и т.д.
Помогая разумному планированию карьеры, тренинг оказывается средством коррекции профессиональных намерений и установок школьников на последующее самоопределение. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе карьеры.
При планировании тренинговых встреч ведущий должен проанализировать всю предшествующую информацию об учащихся с тем, чтобы подобрать игры с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Для создания безопасной атмосферы ведущий, как обычно, вводит специальные нормы общения в группе и в дальнейшем следит за их соблюдением.
Занятие 1. Помечтаем о будущей карьере
Цель занятия: создание благоприятных условий для работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в тему тренинга. (Перед началом занятия ведущий предлагает каждому участнику сделать нагрудную карточку с именем (настоящим или игровым) и надеть ее. Все садятся в круг.)
1. Психотехническое упражнение «Приветствие».
Тренер предлагает всем встать и поздороваться друг с другом, высказывая пожелания на сегодняшний день. Каждый здоровается со всеми за руку, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то поздоровались дважды. Главное — никого не пропустить. Все снова садятся в круг.
Вопрос: «Как вы себя чувствуете?»
2. Самопрезентация.
Каждый участник называет свое имя и говорит о своем самом нелюбимом и самом любимом деле в жизни.
При обсуждении тренер обращает внимание на то, что у каждого участника есть свои пристрастия. То, что больше всего привлекает одного, для другого, возможно, нечто чуждое.
3. Тренер кратко сообщает о цели тренинга, методах обучения, правилах.
Цель занятий — сформировать у участников группы психологическую готовность к самостоятельному осознанному выбору карьеры.
Методы обучения объясняются с помощью «окна Джогари»: самораскрытие — обратная связь — экспериментирование.
4. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.
Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трех секунд.
Вопрос: «В чем были затруднения?»
5. Упражнение «Мечты».
Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить свое профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.
Каждый участник группы делится своими впечатлениями.
Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь. 6. Ожидания и опасения участников группы.
Каждый высказывает собственные ожидания и опасения. Когда все выскажутся, тренер проясняет смысл той работы, которая будет происходить «здесь и теперь».
7. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности».
Участники садятся по кругу, а ведущий встает в центр круга. Он предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом», — и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится ведущим.
8. Актуальное состояние участников.
Тренер обращается к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете в данный момент?»
9. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников. Договор о будущей встрече: когда, где.
Занятие 2. Тайны собственного Я
Цель занятия: дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я—концепции»; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
1. Приветствие ведущего, установление контакта глазами с участниками группы.
2. Сообщение об актуальном состоянии каждым членом группы.
3. Разминка «Делай как я!».
Все встают в шеренгу за ведущим, который начинает двигаться по кругу со словами: «Делай как я!» и показывает движение. Все повторяют это движение, пока один из участников не скажет: «Делай как я!» и предложит новое движение. Желательно каждому участнику что-то предложить для всех.
4. Психотехническое упражнение «Комплимент».
Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше — в одно слово.
5. Упражнение «Самореклама».
За 25 — 30 минут написать работодателю письмо с предложением своих услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.
6. Упражнение «Молекулы и атомы».
Представим себя атомами. Они выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. Не называются числа, при которых один участник группы может остаться один вне молекулы. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.
7. Тренер задает вопрос об актуальном состоянии участников группы.
8. Подведение итогов.
Домашнее задание: побольше узнать о выбираемой или интересующей профессии для подготовки к публичному выступлению.
Занятие 3. Мое видение будущей профессии
Цель заняткя: более подробное представление о различных профессиях.
1. Приветствие ведущего и вопрос об актуальном состоянии каждого участника группы: физическом и психологическом.
2. Психотехническое упражнение «Стража».
Необходимо нечетное количество участников. Все рассчитываются на «первый—второй». Вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев. Оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача, используя только неречевые средства общения, переманить к себе на стул кого-нибудь из участников. Задача тех, кто стоит за спинками — удержать своих «подопечных», успев положить руку на плечо того человека, который сидит на их стуле, в тот момент, когда они заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом «подопечного» не стоит. 3. Упражнение «Покажи, кто он?».
На доске записывают 10—12 нравящихся участникам Группы профессий. Ведущий называет каждую из выбранных профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.
4. Упражнение «Выступление у микрофона».
Представитель одного из учебных заведений (средних специальных, профессиональных, высших) предлагает выпускникам средней школы получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы в конце выступления. Представителем по очереди становятся все участники. Обсуждение представленных профессий.
5. Психотехническое упражнение «Бип».
Группа сидит по кругу. Один из участников с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать: «Бип», желательно, «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, То этот участник тренинга начинает водить, а предыдущий садится на его место;
Все участники обнимаются за плечи и одновременно медленно садятся, лицом к центру круга. Затем встанут, также держась за плечи друг друга.
7. Актуальное состояние участников.
8. Итоги дня. Вопросы участников.
Занятие 4. Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!
Цель занятия: получить знания, обходясь без слов. Обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченности, взаимного доверия.
1. Приветствие ведущего.
2. Упражнение «Мое внутреннее состояние».
Кидая друг другу мяч, называют имя того, кому бросают. Тот, кто получает мяч, принимает позу, отражающую его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя эту позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека. Вопрос: «Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?» После того, как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сказал, какое у него состояние.
3. Упражнение «Надпись на спине».
Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, чтобы участник с карточкой на спине угадал, что написано на листочке.
4. Упражнение «Скульптор».
Работа в парах. «Скульптор» «лепит» из участника группы представителя той профессии, которая, с его точки зрения, наиболее соответствует данному человеку. Затем — обмен ролями.
5. Упражнение «Крокодил».
Группа разбивается на две команды. Первая — загадывает какую-либо профессию, а вторая делегирует своего участника (с его согласия) или игроки первой группы могут сами назвать того, кому они сообщат загаданную профессию. Последний должен изобразить ее только с помощью жестов и мимики, а его команда пытается понять, что было загадано. Команды загадывают профессии по очереди.
Обсуждение: что помогло справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?
6. Упражнение «Барьер».
Каждый из участников тренинга мысленно представляет то, что является препятствием — барьером на пути достижения ближайшей профессиональной цели. Этот барьер представляется в виде членов группы, которые, сжав в кольцо участника, мешают выбраться ему из круга- Прорыв означает преодоление препятствия. Участник может выйти из круга, уговорив одного из препятствующих. Обсуждение.
7. Упражнение «Укачивание».
Участник группы ложится на стулья (на пол). В этом горизонтальном положении его поднимают и раскачивают вверх — вниз. Эту процедуру повторяют по очереди с каждым. Перед упражнением ведущий делает следующее замечание: «Очень важно испытать доверие, а также нашу зависимость от других членов группы. Следующее упражнение даст нам такую возможность».
8. Актуальное состояние участников.
9. Итоги дня.
Занятие 5. Ваши мнения о профессиях
Цель занятия: научиться аргументированно высказывать свою'' точку зрения, осознавать свои ожидания, взгляды и отношение к профессиональной карьере.
1. Приветствие ведущего.
2. Актуальное состояние участников.
3. Психотехническое упражнение «Анабиоз».
Участники делятся на пары. Распределяют между собой роли; один застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с каменным лицом и пустым взглядом. Другому надо оживить напарника, не прикасаясь к нему и ничего не говоря. Все, чем он располагает, — это взгляд, жесты, мимика и пантомимика. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики напарника, его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. На задание дается 1 минута.
Обсуждение. Что мешало вести себя свободно, раскованно? Не подыгрывали ли «реаниматорам»? Почему?
4. Упражнение «Хвастовство».
По кругу каждый участник говорит: «Я лучше всех знаю ..., умею ...» и т.д. до тех пор, пока не останется самый большой хвастунишка.
5. Упражнение «Диалог о профессиях» — «Да, но ... ». ,
Участники делятся на пары. В каждой паре выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Диалог строится по принципу «да, но ... »:
1-й: «Мне нравится профессия ..., потому, что ...»
2-й: «Да, но...»
Кто сможет более аргументированно доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику? Затем — обмен ролями. Обсуждение в круге. Впечатления о состоявшемся диалоге.
6. Упражнение «Силачи».
Участники делятся на две команды. Встают друг напротив друга. По знаку ведущего встречаются в центре и упираются друг в друга ладонями. Нужно сместить партнера к стене. Резких толчков делать не следует.
7. Упражнение «Встреча через 10 лет».
Все участники делятся на пары. Тренер говорит: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в ... году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в город, где учились в школе. Идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Вам дается 8 минут». Когда беседа закончена, все садятся По кругу и представляют каждого участника всей группе. Обсуждение.
8. Упражнение «Мое внутреннее состояние».
Все садятся в круг, разводят руки в стороны. Правая ладонь — вниз, левая — вверх. Берутся за руки. Закрывают глаза. Минуту прислушиваются к своему внутреннему, душевному состоянию. Затем обмениваются впечатлениями.
9. Подведение итогов дня.
Занятие 6. У меня все получится!
Цель занятия: отработка приемов уверенного поведения.
1. Приветствие ведущего.
2. Актуальное состояние. Цветом описать свое состояние.
Все садятся по кругу, правая рука каждого находится на коленях сидящего справа, а левая —на коленях сидящего слева. Произнося последовательно звуки «до», «ре», ... , «си», передают хлопки по кругу, постепенно увеличивая темп. Играют гамму.
4. Упражнение «Мои достоинства».
Инструкция ведущего: «Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».
5. Ролевая игра «Приемная комиссия».
Ведущий знакомит участников с инструкцией: «Все вы скоро будете куда-то поступать — в училище, техникум, вуз, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а достаточно пройти собеседование с приемной комиссией, которая решит, зачислять вас или не зачислять. Приемная комиссия будет состоять из 5 человек. Остальные будут пытаться пройти собеседование. Посмотрим, многим ли удастся поступить? Поступающий называет учебное заведение или предприятие, в котором он собирается учиться (работать). На подготовку отводится 5—10 минут. На попытку пройти собеседование — от 5 до 15 минут. Обсуждается поведение и беседа поступающего с комиссией, а также действия (игра) членов «Приемной комиссии».
6. Психотехническое упражнение «Футболист».
Одному из участников предлагается выйти в центр круга. Ему завязывают глаза, а приблизительно в метре от него кладут надувной шарик. Поворачивают «футболиста» на месте несколько раз. Предлагают сделать несколько шагов и ударить по мячу.
7. Актуальное состояние участников.
8. Итоги дня.
Занятие 7. Нет проблем!
Цель занятия: дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
1. Приветствие ведущего, контакт глазами с участниками тренинга.
2. Упражнение «Комплимент» (модификация).
Все сидят по кругу. Тренер просит одного из участников выйти в центр круга, посмотреть на присутствующих и сказать одному из участников группы какой-нибудь комплимент. Если человек, которому предназначается комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг, а предыдущий участник садится на его место. Вышедший в центр в свою очередь выбирает одного из круга и говорит ему комплимент и т.д.
3. Упражнение «Реклама товара».
Участникам тренинга дается 15 минут на то, чтобы придумать рекламу какого-нибудь товара и предъявить ее группе. Обсуждение. Вопрос: «Какие трудности возникли при рекламировании товара? Реклама какого товара особенно запомнилась (понравилась) и почему?»
4. Ролевая игра «Убеди "предков"».
Группа делится на тройки: отец — мать — подросток. Задание: провести беседу с родителями, аргументированно убедив их в целесообразности своих профессиональных планов.
5. Обсуждение в круге.
6. Упражнение «Жмурки».*
Одному из участников завязывают глаза, раскручивают на месте и отпускают. Он ловит присутствующих, которые помогают ему хлопками. Пойманного надо узнать на ощупь, и, если угадал, кто это, угаданный становится «жмуркой».
7, Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Все садятся в круг. Каждый по очереди Говорит соседу слева о его состоянии на данный момент. Например: «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован в происходящем», или: «Мне кажется, что ты утомлен» и т.д. Тот, кому это сказали, в свою очередь говорит всем о своем состоянии на данный момент, затем высказывает свое предположение о состоянии своего соседа слева и т.д.
8. Итоги дня. Что понравилось? Что нет? Что полезного для себя взяли?
Занятие 8. Поговорим о жизненных ценностях
Цель занятия: осмысление своих жизненных ценностей.
1. Приветствие ведущего.
2. Актуальное состояние участников.
3. Упражнение «Тропинка».
Все встают в шеренгу в затылок друг другу и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий ведет всех по тропинке, обходя различные препятствия. По хлопку он встает в хвост «змейки». Игра продолжается, пока все не побывают в роли ведущего.
4. Психотехническое упражнение «Движение по кругу».
Все встают в Круг друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Закрывают глаза. Ведущий может не закрывать их. Он передает какое-нибудь движение руками впереди стоящему, а тот передает это же движение следующему по кругу и т.д. Затем обсуждается, кто какие движения получил, и где произошло искажение.
5. Упражнение «Конверт откровений».
Все садятся по кругу. Тренер предлагает, как на экзамене, тянуть «билетик» и, прочитав его вслух, высказать свое мнение относительно написанного. Заранее заготавливается 30 вопросов по теме тренинга. Например: «Что для тебя является смыслом жизни?» или: «Почему многим людям так и не удается сделать карьеру? Назови несколько причин.» В конверте должны быть и «полусерьезные» вопросы. Например: «За человека какой профессии ты хотела бы выйти замуж?» и т.п.
6. Упражнение «Что у меня там на спине?».
Участники сидят по кругу. У тренера в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, «деньги», «босс», «безработный» и т.д. Он прикалывает карточку на спину одному из присутствующих, но так, чтобы тот не видел, что на ней написано. Участник группы с карточкой на спине подходит к некоторым членам группы {по своему выбору) и те, к кому он подошел, невербально показывают ему, что написано у него на карточке. Задача участника — угадать, что написано на карточке.
7. Упражнение «Анкета «голубых воротничков».
Каждому члену группы вручается листок бумаги с инструкцией:
«В 1974 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. В нашем упражнении мы рассмотрим ответы рабочих — людей в возрасте 20 лет — выпускников школ, не закончивших колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 позиций:
1) видеть результаты своего труда;
2) возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег;
3) возможность не слишком утруждать себя;
4) возможность проявить умственные способности;
5) интересная работа;
6) от меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят;
7) участие в перспективном деле;
8) хорошая оплата;
9) не требует тяжелой физической работы;
10) возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности;
11) признание хорошо исполненного дела;
12) общественно-полезная работа;
13) участие в решениях, касающихся производства;
14) хорошее пенсионное обеспечение;
15) не стать винтиком в огромном безличном механизме.
Ваше задание — расположить эти позиции в том порядке, в каком, как вам кажется, это сделали бы ваши современники. Используйте числа от 1 до 15, определяя предпочтения».
Когда все члены группы выполнят задание по ранжированию, ведущий приглашает 6—7 человек для образования команды по принятию решений. Команде за 15-2О минут надо прийти к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.
Когда задание выполнено, ведущий составляет таблицу, в которую заносятся индивидуальные показатели всей группы, командный показатель по каждому утверждению и данные, действительно полученные в этом исследовании (позиции 3, 8, 13, 4, 1, 14, 10, 2, 15, 5, 7, 11, 6, 9, 12 по списку).
Обсуждается решение команды.
8. Актуальное состояние участников.
9. Итоги дня.
Цель занятия: отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
1. Приветствие ведущего.
2. Актуальное состояние участников.
3. Психотехническое упражнение «Василий сказал».
Участники садятся по кругу. Тренер дает инструкцию: «Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами «Василий сказал». Например, если я говорю: «Василий сказал, поднимите правую руку, то вы делаете это, если же я скажу: «Поднимите руку» или: «Я прошу вас поднять руку», — то эти действия совершать не надо.
4. Упражнение «Угадай, чье это мнение?».
Один из участников выходит за дверь. Остальные на листочках пишут свое имя и одну черту вышедшего человека, которая больше всего привлекает и выделяет его среди окружающих. Листочки сдаются ведущему, который зачитывает каждую реплику, не называя автора, угадать его должен вошедший.
5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Участники тренинга рисуют солнце. В центре солнечного круга пишут свое имя и рисуют свой портрет. Вдоль лучей записывают все свои достоинства, все хорошее, что знают о себе.
Обсуждение важности позитивной самооценки, позитивного мышления для достижения жизненных целей.
6. Упражнение «Железное алиби».
Инструкция тренера: «Все неудачники схожи в одном: они знают все причины неудач и представят вам железное алиби, почему они сами ни в чем не преуспели. Некоторые из этих объяснений остроумны, а отдельные даже подтверждаются фактами. Давайте попробуем перечислить наиболее часто употребляемые причины, которые называют окружающие в собственное оправдание. Каждую фразу будем начинать со слов «Если бы...». Например: «Если бы у меня были деньги...», «Если бы я мог делать, что хочу...», «Если бы я родился под счастливой звездой...» и т.п. Один психолог насчитал 55 таких алиби. А сколько знаем мы?». После перечисления тренер предлагает всмотреться в себе внимательно и определить, сколькими из перечисленных алиби пользуется каждый здесь присутствующий, полагая, что это — исключительно его собственное изобретение. Американский ученый Элберт Хаббардсказал так: «Для меня всегда оставалось загадкой, почему люди столько времени тратят на самообман, создавая алиби для покрытия своих слабостей. Этого времени как раз хватило бы на исправление недостатков и алиби были бы не нужны».
7. Упражнение «Клубок проблем»
Участники встают близко друг к другу, образуя тесный круг и протягивают руки к середине круга. По команде ведущего все одновременно берутся за руки. При этом нельзя брать за руки тех, кто стоит рядом. После того, как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать, что задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из 3-х вариантов:
1) Все участники окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, а кто-то спиной. Это не важно. Главное, чтобы все последовательно образовали круг.)
2) Участники группы образуют 2 или больше независимых круга.
3) Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.
Время, затрачиваемое участниками на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: от 3 — 5 минут до 1 часа.
Подводя итог, тренер говорит, что это была как бы имитация клубка проблем, с которым иногда каждый из нас сталкивается. Надо иметь терпение, приложить соответствующие умственные усилия, и тогда находится способ преодоления любой препятствующей ситуации. В данном случае все участники попробовали и победили, справившись с «запутанным» заданием.
8. Упражнение «Рукопожатие».
Участники встают в круг. Первый участник подходит к любому другому участнику, пожимает ему руку и говорит, что нового он обнаружил в нем, работая сегодня в круге. Желательно кратко. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подходит к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из участников не получит положительную обратную связь о себе.
9. Актуальное состояние участников.
10. Итоги дня.
Занятие 10. Пожелайте мне доброго пути
Цель занятия: получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
1. Приветствие ведущего.
2. Актуальное состояние участников.
3. Психотехническое упражнение «Сплоченность».
Ведущий называет любую цифру, не превышающую количества участников. Именно столько человек должно встать одновременно. Повторяется несколько раз.
(Другой вариант. По команде ведущего требуется указать рукой на кого-нибудь в группе. Дважды на одного и того же локазывать нельзя.).
4. Психотехническое упражнение «Ловля моли».
Ведущий указывает на одного из участников группы, представляясь, как «хозяин, который пригласил нас в гости». У него дома развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы мы все вместе помогли ему избавиться от моли. Далее всем предлагается «убить по 10 молей». Ведущий демонстрирует «убивание» хлопками в воздухе, хлопками по плечам, по головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращается упражнение ведущим с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
5. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем, как расстаться, соберем «чемодан». Мы работали вместе, поэтому и «собирать чемодан» будем вместе. Содержимое «чемодана» будет особым. Так как мы занимались проблемой профессионального самоопределения, то туда мы «положим» то, что поможет еще раз каждому из вас задуматься, «взвесить», критически оценить свое решение о первоначальном выборе карьеры. «Чемодан» будем собирать в отсутствие человека. Когда мы закончим, то пригласим его и вручим «чемодан», который он унесет с собой, не задавая вопросов. Собирая «чемодан», мы будем придерживаться четырех правил:
1. В «чемодан» надо «положить» одинаковое количество качеств, имеющихся и отсутствующих, но необходимых для получения предполагаемой профессии, достижения цели.
2. Каждое качество будет «укладываться» в «чемодан» только с согласия всей группы. Если хотя бы один не согласен, то его либо пытаются убедить в правильности решения, либо, если это не удастся сделать, Отказываются «положить» качество в «чемодан».
3. «Положить» в «чемодан» можно только те качества, которые проявились в ходе работы в группе.
4. «Положить» в «чемодан» можно только те качества, которые поддаются изменению.
Руководить сбором «чемодана» будет каждый из участников по очереди. Не забывайте о правилах сбора. Будьте доброжелательны друг к другу, давая напутствие в дорогу».
Далее ведущий раздает всем листочки, на которых участники пишут свои напутствия. Листочки передаются тому, кому они написаны, пока каждый не получит послания от участников группы.
6. «Лимонадник». Сладкий happy end. Обмен впечатлениями о сегодняшнем дне и в целом о тренинге.
Приложение
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К ОТДЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Занятие 1. Комментарий к методике «МОЙ ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
Согласно многочисленным исследованиям адекватный выбор своего возраста как наиболее предпочтительного свидетельствует о высоком уровне самосознания и самооценки и выступает показателем личностной зрелости.
Можно поговорить с учащимися о внутреннем ощущении возраста (психологический возраст). На сколько он отличается от реального? Сильно ли «перетягивают» ожидаемые события будущего настоящее и прошлое? Многое ли еще ожидается от жизни? Ощущение молодости возникает, когда прошлое оказывается «легковеснее» будущего. Однако и значимое, весомое прошлое может укоротить ощущение реального возраста, когда на волнах успеха порождаются новые надежды, планы. Превращаясь в снежный ком, прошлое катится в будущее, растет. И тогда цифра внутреннего возраста уменьшается. Чем наше будущее желаннее, богаче, осмысленнее, тем мы моложе.
Занятие 2. Комментарии к методике «Кто Я?»
Количество ответов, которые успел записать учащийся, говорит об уровне самопрезентации (самопредъявлении). Чем больше ответов — тем выше уровень предъявления себя.
Если учащийся закончил писать где-то в середине отведенного времени, считая, что все возможное о себе уже высказал, это может означать, что он ограничил себя жестким кругом представлений и не пользуется возможностью заглянуть за эту границу.
Если ответов не более 8, то это может означать, что учащийся не хотел предъявлять себя даже самому себе (почему? что пугает?) или просто не задумывается о себе и использует лишь некоторые, чаще наиболее простые и очевидные характеристики. Ему этого достаточно?
9—17 ответов — средний, умеренный уровень. Что-то определенное о человеке сказать трудно. Вероятнее всего, ответивший Не очень хорошо себя знает, не очень много о себе думает. Предложите поразмышлять тем, у кого низкий и средний уровень самопрезентации. Что помешало им ответить? Чего им не хватило? Умения сделать над собой усилие —надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? Слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Не хватило слов для выражения своих чувств?
От 18 до 20 ответов —высокий уровень самопрезентации. Человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Надо обратить внимание на то, что могут встретиться повторяющиеся ответы. Это может свидетельствовать о том, что человека волнует какая-то одна тема. А если посчитать повторы за один ответ и опять определить уровень самопрезентации? Обратите внимание подростка на эту важную для него тему. Почему он «застрял» на ней?
Более 20 ответов. Может быть тестируемый стал писать что попало, лишь бы набрать желаемое количество ответов? Может быть он принял тест за соревнование, в котором надо обязательно выиграть? Пусть перечитает ответы и отметит, сколько из них написано случайно, просто так? Те, кто прячутся от себя или стараются угадать, что надо сделать, стремясь добиться лучшего результата, имеют либо низкий (или ближе к низкому), либо, наоборот, очень высокий уровень самопредставления. Однако этот показатель все же достаточно формальный. майте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы. заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Комментарии к занятию 4 (пункт III)
III. Графическое изображение профессионального типа личности.
Для построения графика по оси абсцисс (профессиональный тип личности) отмечают 6 делений, соответствующих каждому типу, а по оси ординат — максимально возможное количество набранных баллов по каждому типу (14 делений).
Строятся шесть точек, соответствующих количеству набранных баллов по каждому из 6 профессиональных типов личности. Точки соединяются друг с другом прямыми линиями, начиная с первой, соответствующей реалистическому типу, и заканчиваясь на шестой (артистический тип). Полученный график представляет собой индивидуальный профиль профессионального типа личности учащегося.