(На слайде фотография Э.Н. Успенского.) -Ребята, какое настроение у человека на портрете? -Какой взгляд у человека на портрете? -Что запоминающегося в его лице? -Вы узнали этого человека? -Какие произведения, написанные им, вы знаете? -Нам в путешествии будет помогать карта. Обратите внимание на слайд -У нас 5 остановок: 1.»Интересные факты из биографии Э.Н. Успенского»; 2.»Мир героев»; 3.»Проверочка»; 4.»Пословицы о дружбе»; 5.»Дом дружбы». За каждую пройденную остановку и активную работу на ней, вы получите карточку с буквой, а в конце занятия нам нужно будет сложить из этих букв слово. -Итак, начнём наше путешествие! Первая наша остановка: «Интересные факты из биографии Э. Успенского». (факты сопровождаются иллюстрациями на слайде) -Сначала мы прослушаем факты из биографии, а вы подумайте, какие факты вам запомнилась больше всего. Слушаем внимательно. Эдуард Николаевич родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области. Закончил МАИ по специальности «авиационный инженер». Заинтересовался писательством в институте, в студенческом театре МАИ. Э. Н. Успенский автор телепередач: «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли», а «Спокойной ночи, малыши!» подрастающее поколение смотрит до сих пор. В 2010 году Э. Н. Успенский был удостоен премии имени К. И. Чуковского, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Топ-лист Э.Н. Успенского (из интервью журналу Maxim): любимая книга – «Маленькие трагедии»; любимый актер – Олег Табаков; любимый город – Переславль-Залесский; любимое блюдо – суп; любимое животное – собака; любимая игрушка – печатная машинка; любимый сериал – «Доктор хаус»; любимая книга собственного сочинения – «Жаб Жабыч Сковородкин», а особенно «Жаб Жабыч метит в президенты». Первая книга про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Э. Н. Успенский работал библиотекарем в детском лагере. Именно там он начал придумывать историю про Простоквашино. В книге Э.Н. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» указывается, что Печкин в своём письме подписывается так: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». По-видимому, имеется в виду Можайский район Московской области. Единственный в России населённый пункт с официальным названием Простоквашино расположен в Тонкинском районе Нижегородской области. Э. Н. Успенский стал национальным героем Японии благодаря Чебурашке, который очень полюбился японцам. Как Э. Н. Успенский сам рассказывает историю появления Чебурашки. Однажды в Одесском порту он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось написать о каком-нибудь уютном, но незнакомом зверьке. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за ее неуклюжих падений. С 2003 года в Москве ежегодно во вторые-третьи выходные августа проходит благотворительная акция для детей-сирот «День рождения Чебурашки». В 2005 году в связи с проведением данной акции Э. Н. Успенский объявил, что день рождения Чебурашки 20 августа. Книга Э.Н. Успенского «Школа клоунов» родилась из учебной радиопередачи для детей – «АБВГДейки». Даже имена отдельных клоунов остались, например, клоун Саня. В книге клоуны узнают правила грамматики и арифметики, проходят программу первого класса. -Итак, ребята, что вам больше запомнилось? -Как факты из биографии повлияли на творчество Э.Н. Успенского? -Почему он пишет о детях и для детей? -Молодцы! За пройденную остановку и активную работу, вы получаете карточку с буквой (буква «а»). -Мы прибыли на остановку: «Мир героев» -Я предлагаю вам такое задание: в произведениях Э.Н. Успенского найти информацию о герое и составить по ней небольшой рассказ по плану о герое с примерами из текста. План анализа литературного героя: Описание внешности; Поведение, поступки героя; Речь – о чём и как говорит; Отношения героя к окружающим; Отношение окружающих к герою. Класс делится на две группы, каждая группа должна составить рассказ о герое: Крокодиле Гене, Чебурашке. Возьмите книги и начинайте выполнять задание. Я вам даю 7 минут. (Представляют рассказ о героях, на слайде изображение героев). -Итак, мы узнали, что крокодил Гена и Чебурашка лучшие друзья, это было доказано словами из текста. Они ищут друзей, строят «дом дружбы», помогают друг другу в трудных ситуациях, они делают хорошие дела. -Ребята, вы активно работали, и за это получаете карточку с буквой (буква «б»). -А мы, тем временем оказались уже на остановке: «Проверочка» -Обратите внимание на экран. (на экране тест по произведениям Э.Н. Успенского) Вам предлагается ответить на 10 вопросов по произведениям Э.Н. Успенского за определённое количество времени, чтобы определить как вы знакомы с героями и произведениями нашего автора. Перед началом опроса, вспомните героев, их характеристику, особенности. Итак, начинаем. Вопросы на слайде: 1. Когда Эдуард Успенский был маленьким, у него было три любимых игрушки. Это… 2.Соотнести героев с их именами? 3.Указать место работы перечисленных героев? 4.Кого в детском театре сыграл Крокодил Гена вместо Гали, когда она болела? 5.Какие вредные дела творила старуха Шапокляк? 6.Из-за чего старуха Шапокляк объявила войну Гене, Чебурашке и Гале? 7.Кто помогал крокодилу Гене строить «Дом дружбы»? 8.Что друзья сделали с «Домом дружбы», когда закончили его строительство? 9.Правда ли, что Чебурашку отдали в детский сад игрушкой? 10.Что случилось со злой старухой Шапокляк? -Как вы относитесь к поступку героев, строившие Дом дружбы? А ваш класс можно назвать Домом дружбы? -Какие вопросы были интересными? -На сколько важно строить дружеские отношения, помогать друг, другу, на сколько важно всем вместе добиваться какой-либо цели? -Права ли девочка Галя сказав, «Надо их всех передружить» -Молодцы, ребята вы справились с этим заданием! - Ребята, вы активно работали, и за это получаете карточку с буквой (буква «у»). -А мы, тем временем оказались уже на остановке: «Пословицы о дружбе» -Сейчас вы будете продолжать работать в группах. Пододвиньте к себе конверты.(в конверте по две пословицы) Ваша задача собрать эти части в целую картинку, прочитать и объяснить смысл каждой из пословиц. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и водой не разольёшь. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Без друга жить туго. Друг познаётся в беде. -О чём пословицы? - А с кем можно дружить? - А есть ли друзья у вас? - Почему вы считаете их друзьями? -Ребята, вы активно работали, и за это получаете карточку с буквой (буква «д»). -И последняя наша остановка: «Дом дружбы» Какими качествами должен обладать настоящий друг? (на слайде фраза) -Давайте вспомним, что построили герои в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? -Пододвиньте к себе изображение домика. Подумайте и напишите, какие на ваш взгляд, самые главные качества, без которых дружба состояться не может. - Итак, без каких же качеств, по вашему мнению, настоящая дружба не получится? - На что мы обратили внимание? - Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - Почему вы так думаете? - А какие общие интересы есть у настоящих друзей? - Я вам предлагаю встать в орлятский круг и спеть песню про дружбу. -Для начала повторим слова песни «Про дружбу» из мультфильма Бременские музыканты. Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги, Нам любые дороги дороги. Ла-ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла Ла-ла-ла-е е-е е-е Мы своё призванье не забудем - Смех и радость мы приносим людям. Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы, Не заменят никогда свободы. Ла-ла-ла-ла-ла-лала-ла-ла-ла-ла Ла-ла-ла-е е-е е-е Наш ковёр - цветочная поляна, Наши стены - сосны-великаны. Наша крыша - небо голубое, Наше счастье - жить такой судьбою, Наше счастье - жить такой судьбою. Ла-ла-ла-ла-ла-лала-ла-ла-ла-ла Ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла Ла-ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла Ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-е е-е е-е - А сейчас попробуем спеть эту песню вместе! (Звучит песня:»Вот что значит настоящий верный друг!») -Ребята, скажите, о чём эта песня? - Как вы думаете, людям нужны друзья? Почему? - Ребята, вы активно работали, и за это получаете карточку с буквой (буква «ж»). -На какой станции вы получили интересную информацию? -На какой станции вы получили познавательную -На какой станции вы получили необычную информацию? -Итак, мы прошли все станции и собрали карточки с буквами, теперь из них нам нужно составить слово. -Молодцы ребята! | -Весёлое, задумчивое. -Целеустремлённый, уставший. -Много морщин, большой нос, форма глаз. -Да, это Э. Н. Успенский. -»Крокодил Гена», «Дядя Фёдор, пёс и кот». Внимательно слушают и запоминают. Внимательно слушают и запоминают. Слушают факты из биографии. -Создание Чебурашки, им интересуются в Китае, что «Спокойной ночи, малыши» придумал он, по многим произведениям сняты фильмы и мультфильмы. -После летнего лагеря, началась его творческая жизнь. Он начал писать больше произведений после увлечения его произведениями читателей. -Работая летом в пионерском лагере, Э. Н. Успенский, чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал разные интересные книги. Потом все интересные книги неожиданно закончились, скучные - отряд слушать не захотел, и Э. Н. Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать. В детстве у него была игрушка, похожая на Чебурашку, и, после того, как он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона, начал писать произведения о детях и для детей. Внимательно слушают и запоминают. -Крокодил Гена. Ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу, курит трубку и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом. Его единственный родственник - бабушка живет в Африке на Ниле и поэтому долгое время Гена был одинок, и единственным развлечением в свободное время для него была игра в крестики-нолики с самим собой. Но однажды крокодил решил изменить свою жизнь, он понимал, что без друзей жить неправильно и развесил по всему городу объявления: «Африканский крокодил Гена. Возраст пятьдесят лет. Кормить и гладить разрешается». Крокодил Гена по характеру добрый, отзывчивый. Играет на гармошке: «Я играю на гармошке у прохожих на виду..».. Всячески борется с несправедливостью. Но не обладает знаниями в некоторых вопросах быта (испортил электросеть в трансформаторной будке и оторвал от речного судна якорь, приняв его за металлолом). Любит читать серьёзные книги. Также любит играть в шахматы и лото. Ненавидит одиночество, которое толкает его на оригинальные поступки (расклеивает по городу объявления о поиске друзей). Терпеливый: « Гена, тебе очень тяжело? «Ну как тебе сказать, Чебурашка… Очень».. Крокодил стремился помочь всем, кто в этом нуждался. в юности Гена играл в театральном кружке знаменитого сыщика Шерлока Холмса, и с тех пор как настоящий английский джентльмен он ходит в нарядном пальто или костюме, галстуке, шляпе и с тросточкой, уступает место пожилым людям в автобусе, умывается по утрам, а по вечерам читает газеты и курит трубку. По телефону крокодила Гену часто принимают за знаменитого сыщика или актера Ливанова. На скрипке Гена играть не может из-за коротких лап, но он научился хорошо играть на гармошке и петь приятным баритоном. Автор к герою относится доброжелательно, умилительно. Чебурашка. Маленький и симпатичный мохнатый звереныш с большими ушами и большими глазами. Приплыл в ящике с апельсинами на корабле из Африки. Свое имя он получает от продавца овощного магазина. Пытаясь в очередной раз усадить зверька, который все-время падал с края ящика, продавец восклицает: «Опять чебурахнулся!». Обычно утверждается, что слово «чебурашка» возникло от глагола «чебурахнуться» или «чебурахаться», то есть постоянно падать, спотыкаясь и опрокидываясь — «большие уши мешали и перетягивали». у Чебурашки нет ясно выраженного пола, расы и национальности, принадлежности к какому-либо известному виду животных. Правда, разговаривает он по-русски. Также Чебурашка поначалу не знает где он живет. Поселился в телефонной будке. Сначала читает разного рода записки и надписи « а потом он оказывается неграмотным. Чебурашка, по сравнению с Геной, существо довольно разбросанное, эмоциональное и легкомысленное, тогда как Гена всё-таки имеет склонность к упорядоченному, размеренному ходу жизни. «Глаза большие, вытаращенные, как у филина, голова круглая, хвост пушистый и короткий, а сам я весь коричневый, ну уж про уши я вообще молчу; в общем науке неизвестный зверь». Чебурашка очень добрый и отзывчивый, он постоянно попадает в какие-либо истории из-за своей невнимательности. При этом он с радостью берется за сложные задания, которые призваны помочь окружающим. Чебурашке удается подружиться со всеми, с кем его сталкивают приключения, ведь у него легкий характер и милая внешность. Лучшее, чему учит Чебурашка своих маленьких зрителей – это искренняя дружба и готовность помочь окружающим в решении их проблем. Автор этого героя называет ласкательно, симпатизирует ему. Внимательно слушают и запоминают. 1.Пластмассовая кукла Галя, плюшевый зверёк Чебурашка, резиновый крокодил Гена. 2.Крыса – Лариска, Собака – Тобик, Жирафа – Анюта, Обезьяна –Мария Францевна. 3.Крокодил Гена – в зоопарке, Чебурашка – в магазине уценённых товаров, Девочка Галя – в детском театре. 4.Красную шапочку. 5.Переходила улицу в неположенном месте, стреляла из рогатки, обливала прохожих водой. 6.Из-за того, что они строили «Дом дружбы». 7.Двоечник Дима, отличница Маруся, Жирафа Анюта. 8.Устроили в нём клуб, где по вечерам могли собираться друзья. 9.Да. 10.Она улетела на связке воздушных шаров. -Положительно, сами бы построили такой дом. -Да, мы друг за друга «горой». - Что случилось со злой старухой Шапокляк? - Что друзья сделали с «Домом дружбы», когда закончили его строительство? - Когда Эдуард Успенский был маленьким, у него было три любимых игрушки. Это… -Без друзей сложно жить. С компанией друзей никогда не страшно и не скучно, -Права, так как без друзей сложно. -Не права, у всех характеры, интересы разные. Внимательно слушают и запоминают. -Деньги не так ценны, как люди. -Даже если друзьям будут строить козни, лучшие друзья останутся ими же. -Без друзей жизнь не возможна. Не к кому обратиться за советом. -Друзьям настоящим можно отдать всё и не пожалеть об этом, т.к. ты знаешь, что это для него важнее, чем для тебя. -Не с кем поговорить, погулять, посоветоваться. -Если что-то с тобой сучилось, то друзья тебе помогут. - О дружбе. -С мамой, с папой, с мальчиками, с девочками, с учителем. -Да. -С ними весело, надёжно. -Дом дружбы. -Доверие, уважение, поддержка, юмор, честность, надёжность и т.д. -Качества повторяются. -Да. Отвечают на вопрос. -Песни, танцы и др. -Спеть песню. -О дружбе. -Да. Без них скучно. Отвечают на вопросы. -Дружба. | Метод: беседа, рассказ, иллюстрация. Приём: игровой (путешествие), работа с учебником. Средства: презентация, учебники с произведениями Э.Н. Успенского, карточки с буквами, интерактивный тест, конверты с карточками, изображение дома. |