Цель работы: раскрыть значение цветочных растений как экологического наследия природы.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся о цветочных растениях, показать многообразие растений в природе.
2.Формировать исследовательские навыки, поиск информации о цветочных растениях, занесенных в Красную книгу России.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение детей к цветочным растениям.
Мероприятие знакомит с названиями цветочных растений, занесенных в Красную книгу России, осуществляет воспитание нравственно-эстетических чувств, бережного отношения к природе, помогает узнать значение цветочных растений для человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ведущий №1: Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости! Мы рады видеть вас. В нашей жизни много сложностей и трудностей, порой не хватает времени, чтобы пообщаться со своими знакомыми и друзьями. А ведь минуты отдыха так необходимы! Поэтому мы и пригласили всех вам к нам на праздник.
Ведущий №2: Праздник наш посвящен цветам - прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы? Цветы – красивые наследники природы. Королевой всех цветов считается – роза.
Ведущий №1: И мы поведем сегодня речь о цветах, воспетых поэтами, музыкантами, художниками. Пусть праздник для вас станет источником добра и хорошего настроения. Итак, сегодня цветы – экологические герои.
Ведущий №2 Мы не можем представить жизнь без цветов. Всю жизнь цветы не оставляют нас. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так, древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане — незабудок и анютиных глазок, голландцы — тюльпанов.
Ведущий №1. У славян тоже раз в году был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это — праздник Ивана Купалы.
Ведущий №2. Следующий подарок весны — цветок, который мы знаем по древнерусской легенде: Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.
(Выходят ученики на сцену.)
Ученик 1
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень -
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим я и ты?
Ученик 2
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
Так звонишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы?
Ученик 3
В местах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный-
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где-то цветут орхидеи-
Большие, как бабочки, чудо-цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нем не найдёшь красоты.
Ученик 4
Когда на проселке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнешься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: «А ведь это Иван-чай,
Его когда-то наши предки пили!»
Ученик 5
Чернеет лес,
Теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Ученик 6
Девчонка гадает у тихой реки -
Ромашки лучистые губит
И, словно снежинки, летят лепестки:
Любит — не любит — любит.
Ты правду всю знаешь, цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За всё отвечаешь своей головой:
Любит — не любит — любит.
Ученик 7
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета.
Качает цветы ветерок на лугу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Ведущий №1. Мало кто помнит о том, что существует язык цветов. А ведь символика цветов была известна людям с давних пор. А вам знаком язык цветов?
(Перечень цветов на доске. Варианты ответов даны в свободном виде. Учащиеся находят правильный ответ, называют чувства, которые символизируют эти цветы записывают рядом с названием цветка.)
Язык цветов.
Астра — печаль
Василёк — изящество, деликатность
Гвоздика красная — пылкая любовь
Колокольчик — болтливость
Лилия белая — юность
Маргаритка — невинность
Мимоза — стыдливость
Пион — стыд
Роза красная — любовь, страдание
Сирень — влюблённость
Тюльпан — признание в любви
Ведущий №2. О цветах можно говорить до бесконечности. Цветы это музыка, это легенды, это стихотворения. Без цветов наша жизнь была бы скучной. Будьте чуткими, добрыми к цветам.
Не дарите любимым черемухи сноп Боль сирени и вопли жасмина Будьте щедры душой, не тревожа кустов Подарите звезду в небе синем Не губите цветы на лугах и в лесу Берегите красу первозданную. (В. Динабургский)
Ведущий №1. Древние утверждали, что корни добра уходят в природу - она первооснова красоты!
Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брошу я первоцветным лугом! Один или с хорошим давним другом, Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты - Все улеглось! Одно осталось ясно, Что мир устроен грозно и прекрасно, Что легче там, где поле и цветы.
Ведущий №2. Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ведущий №1. С каждым годом скудеют краски лугов и лесов. Цветы исчезают. И мы теряем красоту. Хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Остается там каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало,
А потом, в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Ведущий 2. Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Вывод: не будем рвать цветы, сохраним красоту природы! Ведь цветы – красота, а красота спасет Мир!
Ведущий 1. Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются хрупкие травы.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Ведущий 2. Но не только красоту теряют люди. Ведь во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.
Сценка
Девочка-ромашка.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой!
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
Девочка-ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!
Ведущий 2. Ох, уж эта травяная ведьма... Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Травяная ведьма.
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Девочка-ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ведущий 1. Запомните правило! Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Девочка-ромашка. Ребята! А кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно!)
Жалобная книга природы. Я - «Жалобная книга природы». Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее Другом и Помощником.
Ведущий 2. Наша природа в большой опасности. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это рана, нанесенная окружающей среде. Поступая так, люди, прежде всего, наносят огромный вред себе. Ведь природа дает нам воздух, воду, пищу, радует и восхищает своей красотой, охраняет наше здоровье.
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
А цветы разве знаем
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены - сеном.
И с деревьями то же.
Роща - в общем и целом.
Ель от пихты не можем
Отличить, грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось,
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой,
И отечество любим.
(А. Яшин)
Ведущий 1. А теперь послушаем, что нам скажет Природа!
Природа.
Я - Природа. Я - великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье
Одарить - в моей все это власти! -
Гриб в лесу, ромашка на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Ива над рекою... Наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец!
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам - мое творенье!
И у нас с тобой - одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире, что ни год, твои шаги.
Но не занимайся самоедством,
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся - ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Ведущий 2. Дорогие ребята! Мы надеемся, что после нашего утренника вы будете бережнее относиться к Природе. И прежде чем сорвать цветочек в лесу или в поле, отломить ветку дерева, затоптать крапиву или репейник, вы задумайтесь: надо ли это делать? Ведь охраняя природу, вы охраняете Родину, заботитесь о своем здоровье и здоровье других!
Список использованной литературы:
Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Корабельников В.А. Краски природы. М.: Просвещение, 1989.
Я познаю мир: Детская энцикл.: Растения. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.