Турнир по русскому языку для 5 класса по разделу "Лингвистика"
Турнир по русскому языку для 5 класса по разделу "Лингвистика"
Задания турнира составлены с учётом возрастных особенностей детей.Задача заинтересовать учащихся и в тоже время проверить знания по разделу "Лингвистика".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Турнир по русскому языку для 5 класса по разделу "Лингвистика"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Лингвистический турнир
по русскому языку
для 5 класса
Составитель: учитель русского языка
и литературы
Кулешова О.Н.
с. Чесменка
2016
Рекомендации:
Ряд заданий взяты из книги В.Волиной «Русский язык», о чём в сносках будет указано.
Делим уч-ся на 3-4 команды, по 5-7 человек.
Данный турнир рассчитан на 45 минут.
Наличие * около слов говорит о том, что перед вами пример.
Дано заранее домашнее задание: вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года (можно ограничить, например *Зима).
В приложении будет дан раздаточный материал, который вам нужно будет просто распечатать, разрезать и раздать детям.
ХОД ТУРНИРА
Домашнее задание. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года.
«Наборщик».Слово ПРОСТОКВАША. Придумайте слова из букв данного слова. Есть около 200 вариантов.
«Кто больше?»
Придумайте слова со звуком [й] :
в начале слова (*йод…)
в середине слова (*майка…)
в конце слова (*май…)
Придумайте слова, оканчивающиеся на -ль, типа соль, боль.
(Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово).
Угадайте слова, в которых всего три буквы, причём вторая и третья
-ук (*жук, *сук, *лук,*бук).
Придумайте слова, оканчивающиеся на –орт, типа порт, борт.
4. «Анаграммы». Придумайте слова, состоящие из этих же букв, но расположенные в другом порядке (*атлас-салат, *адрес-среда). Каждой команде предлагается 10 слов (здесь возможны варианты).
АРМИЯ (МАРИЯ) КУЛАК (КУКЛА)
АВТОР (ОТВАР, ТОВАР) КОРШУН (ШНУРОК)
ВЫБОР (ОБРЫВ) ЛАПОТЬ (ПАЛЬТО)
ВЕРНОСТЬ (РЕВНОСТЬ) МОШКАРА (РОМАШКА)
ГОРОДА (ДОРОГА) ИСТОК (КОСТИ)
5. «Кто внимательный?»
Сколько ёжиков? Подсчитайте, сколько раз встретится вам в стихотворении «ёж» ? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов.
Медленно читаем стихотворение.
Убежал от друзей без оглядки.
Сказал: « Поищите! Играю я в прятки ».
Сначала в норе ёж укрылся в одёжке.
Затем покатился клубочком по стёжке.
Нашёл под берёзкой кудряшки-серёжки.
Решил подарить их мальчишке Серёжке.
А дальше? А дальше и вы поищите.
Где ёж? Догадались? Да он в алфавите!
А Б В Г Д Е Ё Ж З …
6. «Грамматическая арифметика»
На доске объясняем задание:
*ЛИПА +НОТА = ЖИВОТНОЕ(*АНТИЛОПА)
На команду предлагается 5 вариантов:
ТОМ + ВАТА = ОРУЖИЕ (автомат)
РЫБА+ СОКИ = ФРУКТ (абрикос)
ВОДА + РИНГ = ЯГОДА (виноград)
ВОРОН + КОЖА = ПТИЦА ( жаворонок)
КАР + ГОРНОЕ СЕЛО = ? ( караул)
7. «Превращения»
На доске объясняем задание:
Как превратить ЛЁД в ПАР?
* ЛЁД – ЛАД – ЛАК – ЛИК- ПИК – ПИР - ПАР
Командам предлагается превратить
ЛИСУ в ЛУНУ
(*ЛИСА – ЛИПА – ЛУПА – ЛУНА )
ЛОСЯ в ВОЛКА
(* ЛОСЬ – ЛОСК – ВОСК – ВОЛК)
8. « Шутливые лингвистические вопросы»
Какую строчку не может прочитать ни один учёный?(выполненную на швейной машине)
Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичным, гаечным..)
В каком имени тридцать Я? (ЗОЯ)
В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
В каком слове 40 гласных? (сорока)
Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)
Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук…)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Какая река течёт во рту? (Десна)
Какой город самый сладкий? (Изюм)
9.Ребусы
ЯяЯяЯяЯ (семья )
Г ( гроза)
3.
ЕТА (ракета)
4.ТЕ
, (тепло)
5. ТЕМ , (темно)
Приложение
К заданию № 4 «Анаграммы».
АРМИЯ (МАРИЯ) КУЛАК (КУКЛА)
АВТОР (ОТВАР, ТОВАР) КОРШУН (ШНУРОК)
ВЫБОР (ОБРЫВ) ЛАПОТЬ (ПАЛЬТО)
ВЕРНОСТЬ (РЕВНОСТЬ) МОШКАРА (РОМАШКА)
ГОРОДА (ДОРОГА) ИСТОК (КОСТИ)
К заданию №6 «Грамматическая арифметика»
ТОМ + ВАТА = ОРУЖИЕ (автомат)
РЫБА+ СОКИ = ФРУКТ (абрикос)
ВОДА + РИНГ = ЯГОДА (виноград)
ВОРОН + КОЖА = ПТИЦА ( жаворонок)
КАР + ГОРНОЕ СЕЛО = ? ( караул)
К заданию №9 Ребусы
1.ЯяЯяЯяЯ (семья )2.Г ( гроза)
3.
ЕТА (ракета)
4.ТЕ
, (тепло)
5. ТЕМ , (темно)
Список литературы:
В.Волина. «Русский язык», М.,1998
Сборник интеллектуальных разминок (авт.-сост.Елизарова С.В.), Самара,2004