Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Богдашкинская средняя школа
Внеклассное мероприятие
Урок-детектив
«По следам КОРРУПЦИИ»
для учащихся 5 класса
Автор: учитель истории и обществознания Андреева Л.А.
Богдашкино
2014
Цель: воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции в отношении коррупции
Задачи:
1) содействовать распространению антикоррупционных знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
2) формирование нетерпимости к коррупции в обществе;
3) воспитание у обучающихся правовой культуры
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
Ход мероприятия
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание
Итак, как вы уже поняли, классный час у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?
(иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство». Слайд 2. (Музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)
В наше «Детективное агентство» обратились за помощью жители страны «Планета Земля».
Они прислали нам письмо. Вот о чём в нем говорится.
« Дорогие детективы. В нашей стране жили сестра с братом. Они были похожи друг на друга, только брат был честен и открыт, а сестра лжива и коварна. Сестру звали Коррупция, а брата Закон. Брат Закон всегда готов был помочь жителям нашей страны, он был очень справедлив. Сестра Коррупция постоянно всем вредила, вмешивалась в их дела. Они часто ссорились между собой, потому что сестра Коррупция хотела стать главной в нашем государстве.
Сестра Коррупция обратилась к злому колдуну, и он помог ей заточить брата Закона в замке. Теперь нам живётся очень плохо, мы страдаем, правды нет нигде. Помогите, пожалуйста». Слайд 3.
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны. Давайте представим себе, что случится, если мы не сможем помочь жителям страны и не вернем брата Закона обратно? (Ответы детей)
Мы срочно отправляемся в путь.
Как вы думаете, что мы будем делать с вами на нашем классном часе?
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы
Каждый детектив идет по следу преступников, расследуя преступление. А вот и первый след! А на нем наше первое задание. Слайд 4.
1. Задание. На слайде слова, связанные с коррупцией, в словах часть букв отсутствует, следует прочитать термины и объяснить их.
Вз--очн-----во, чи----ики, зло---треб----е, про-з-ол, вымо---ель---о.
Ответ: взяточничество, чиновники, злоупотребление, произвол, вымогательство
Перед нами второй след с заданием. Слайд 5.
2. Задание. Продолжите предложение:
Не бери взяток ……..
А вот и третий след. Слайд 6.
3. Задание. Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.
1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет цветов из своего сада.
2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.
3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.
4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
Следующий след с заданием. Слайд 7.
4. Задание. «Известные фразы о коррупции»
Перед нами известные фразы из кинофильмов, пословицы и поговорки, связанные с коррупцией, законом. Они все перефразированы, вам нужно их отгадать, используя антонимы.
Фразы:
1 Нога ногу чешет…
2 Владей одним долларом и не имей одного врага…
3 Трудящийся имеет право стоять на свободе…
4 На тебя подарком не угодишь…
Ответы:
1. Рука руку моет
2. Не имей сто рублей, а имей сто рублей
3. Вор должен сидеть в тюрьме
4. С меня взятки гладки
Физминутка для глаз. Слайд 8.
Чтобы тщательно обследовать место преступления и найти улики, у детектива должен быть зоркий глаз. Поэтому мы должны позаботиться о своём зрении.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.
А перед нами следующий след, значит мы идём в правильном направлении. Слайд 9.
5. Задание. Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Назовите причины коррупции?
Причины коррупции (возможные варианты ответов):
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
Преступница «Коррупция» была неосторожна и оставила много следов, вот ещё один. Слайд 10.
6. Задание. «Верю, не верю»
Верите ли вы, что первым в России смертную казнь за взятки ввел Иван Грозный? (Да).
Верите ли вы, что избирательное право женщинам в России было предоставлено раньше, чем в Англии и Франции? (Да).
Верите ли вы, что согласно действующему в Российской Федерации Уголовному кодексу уголовная ответственность граждан по преступлениям о коррупции наступает с 16 лет? (Да).
Верите ли вы, что в 196 г. до н. э. Ганнибал возвращаясь в Карфаген, и, стремясь наладить нормальную жизнь республики, он первым делом объявил войну гладиаторским боям? (Нет. Он объявил войну коррупции и обновил состав правительства).
Верите ли вы, что в 1912 году в бухгалтерских книгах одной московской фирмы была обнаружена статья расходов, специально отведенная на взятки? (Да).
Мы уже близки к цели, вот он – последний след. Слайд 11.
7. Задание. "О чем гласит народная мудрость?"
Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе и объясните их значение?
Примеры:
- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.
- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.
- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
Перед нами замок, в котором находится «Закон». Чтобы двери замка открылись, мы должны выполнить задание. Слайд 12. (Страшная музыка)
8. Задание. Написать синквейны со словами: коррупция, взятка, зарплата
Примеры синквейнов:
1. Коррупция
Бессовестная, нечестная,
Разоряет, обворовывает, разрастается,
Ведет к ослаблению российской государственности.
Преступление
2. Коррупция
Всепоглощающая, разоряющая
Разрушает, поглощает, растет.
Нарушает законы государства.
Предательство народу
3. Зарплата
Трудовая, честная
Обеспечивает, возрастает, радует.
Повышает качество жизни.
Благосостояние народа
Двери замка открыты и «Закон» снова на свободе. Но сестра «Коррупция» скрылась, чтобы она не натворила зла, мы должны помочь поймать её. Для этого вы должны нарисовать фоторобот «Коррупции» и описать её приметы. Слайд 13.
Ну вот «Закон» вернулся в свою страну «Планета Земля». Он стал править и в его стране больше нет места коррупции, здесь только добро. Слайд 14.(Детская песня «Дорога добра»)
Дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле, я хочу вручить вам удостоверение «Настоящего детектива». Слайд 15.
Список литературы:
mou59.ru›mo/publications/view/86
tineydgers.ru›load/osnovy_prava/otkrytyj_urok
6