"Среди лугов, охваченных холмами, лежит кусочек родины моей."
Цель урока:
Первый урок нового учебного года, как камертон, должен настроить учащихся на идею: при всех сложных процессах, тяжелых периодах истории России, её многонациональный народ выступал, и будет выступать как оплот справедливости и гуманизма, миролюбия, уважения человеческого достоинства.
Россия - страна победительница, её народ - победитель, преодолевший суровые испытания на всех этапах своего развития. Трудовые и ратные победы России складываются из побед её граждан, живущих во всех уголках огромной страны, достойных сынов и дочерей Отечества, и важнейшая опора этих побед - бережное отношение к истории и культуре своего народа, их сохранение и преумножение.
Задачи урока:
-раскрыть значение "малой родины" как важнейшего источника нравственного развития личности;
- расширение и систематизация знаний и представлений школьников о родном крае (топонимика, природа, геральдика, национальный состав, обычаи и традиции жителей и др.);
- продолжить знакомство учащихся с судьбами земляков, оставивших о себе добрый след в памяти потомков;
- формирование бережного отношения к культурно - историческому и природному наследию родного края, пробуждение желания посвящать свой труд, способности, таланты укреплению и процветанию родного края, России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Моя Малая Родина" »
Урок России
"Среди лугов, охваченных холмами, лежит кусочек родины моей..."
Цель урока:
Первый урок нового учебного года, как камертон, должен настроить учащихся на идею: при всех сложных процессах, тяжелых периодах истории России, её многонациональный народ выступал, и будет выступать как оплот справедливости и гуманизма, миролюбия, уважения человеческого достоинства.
Россия - страна победительница, её народ - победитель, преодолевший суровые испытания на всех этапах своего развития. Трудовые и ратные победы России складываются из побед её граждан, живущих во всех уголках огромной страны, достойных сынов и дочерей Отечества, и важнейшая опора этих побед - бережное отношение к истории и культуре своего народа, их сохранение и преумножение.
Задачи урока:
-раскрыть значение "малой родины" как важнейшего источника нравственного развития личности;
- расширение и систематизация знаний и представлений школьников о родном крае (топонимика, природа, геральдика, национальный состав, обычаи и традиции жителей и др.);
- продолжить знакомство учащихся с судьбами земляков, оставивших о себе добрый след в памяти потомков;
- формирование бережного отношения к культурно - историческому и природному наследию родного края, пробуждение желания посвящать свой труд, способности, таланты укреплению и процветанию родного края, России.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Урок начинается с просмотра небольшой видеопрезентации родного края.
На её фоне звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она -
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба -
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой -
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить.
Здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь -
здесь земля моя.
Вопрос к классу: Что для вас значат слова "Моя Земля", "Родина моя"? (ответы школьников)
Да, эта наша Малая Родина. Какого бы возраста и национальности каждый из нас ни был, Родина для каждого – это край, где ты родился.
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
В. Духанин
Учитель: Мы, здесь собравшиеся, такие разные, но всех нас объединяет то, что мы россияне!
" Россия...Какое красивое слово!
Вопрос к классу: Какие эмоции возникают у вас, когда вы слышите имя Россия? (при наличии времени можно дать школьникам задание нарисовать то, что возникает в их сознании, когда произносится имя Россия).
- А как называется край в котором мы живем? (Ульяновская область)
- Найдите и отметьте его на карте Российской Федерации.
- Как еще часто называют наш край? (Поволжье)
- Почему его так называют? (По названию реки Волга)
- Кого ещё в России называют волжанами? Назовите наших ближайших соседей. (Самарская область, Татарстан, Чувашия, Мордовия и др.).
- Часто можно услышать, что эти территории называют "Венок дружбы".
Проводится работа на выявление понимания, что такое символ.
Ребята говорят о значении слова, называют главные символы России - герб, флаг и гимн.
Далее целесообразно обратиться к рассмотрению герба Российской Федерации, Ульяновской области и муниципального образования.
Можно предложить школьникам проверить свои знания символики страны, попросив, к примеру, объяснить, какова история рождения государственного флага России и значение цветов триколора.
Красный, синий и белый - любимые цвета народа.
Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту.
Голубой означает величие , красоту, ясность.
Белый цвет - цвет чистоты и святости.
Далее идет работа с символами Ульяновской области и муниципалитета. Школьники высказывают предположения о значении каждого элемента символа.
Учитель: Хорошо иметь богатую историю родного края и знать её, похвально уметь разбираться в символах своей большой и малой Родины. Но все же историю ткут люди - своим каждодневным трудом, своими трудовыми и ратными подвигами, своим отношением к окружающей жизни. В каждом селе или городе жили, да и сегодня живут люди, о которых все вокруг говорят "Он очень уважаемый, очень достойный человек".
Вопрос к классу: "А что значит быть достойным человеком?" ( идет обсуждение. Ребята называют имена людей, прославивших место своего рождения.
Учитель: Есть такое выражение - "удивительное рядом". Сегодня у нас в гостях уважаемый и удивительный человек.
Он удивляет окружающих людей своим отношением к делу, которому служит, своим не безразличием к чужим проблемам, своей добротой и неиссякаемым оптимизмом. О таких говорят, что на них Россия держится.
Выступление приглашенного гостя (ребята задают вопросы, вместе размышляюто том, как сделать жизнь интересной, наполненной смыслом, нужной и полезной). У нас в гостях была ветеран педагогического труда, начальник Управления образования администрации МО «Карсунский район» Селянкина Л.П. Её муж, Селянкин В.М., был поэтом. Дети читают его стихи.
Учитель подводит ребят к мысли о том, что Родина - важнейшая жизненная ценность человека.
Как обращение старшего поколения к молодежи могут прозвучать следующие строки ( читает один из приглашенных гостей):