Участники: ученики 7 класса, группа юных экологов. Занятие проводится в рамках предметной недели по экологии, содержит элементы краеведения, практикума по изучению животных и растений.. Чередование различных видов деятельности позволяют усвоить достаточно большой объем информации, заинтересовть иследовтельской работой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В мире животных и растений»
Тема урока: «В мире растений и животных»(игровая форма)
Тип занятия: систематизация знаний
Цель занятия: обобщение знаний учащихся о фауне и флоре.
Задачи занятия:
- Дать знание о животных, растениях;
- Развивать познавательные способности;
Ход занятия:
Организационный момент: вступительное слово учителя.
Значение животных для человека.
Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Наши отдаленные предки знали диких зверей, птиц, рыб и других животных. Это и понятно: ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания. Из шкур убитых зверей изготовляли одежду из костей - ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука.
Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи, рогатый скот, домашние птицы.
В XX в. в результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека (например, вырубки лесов, строительства гидростанций, расширения посевных площадей) многие дикие животные оказались в трудных условиях существования, уменьшилась их численность, некоторые из них стали редкостью а другие исчезли. Хищнический промысел истреблял ценных животных. Возникла необходимость в их* охране.
Животные играют очень важную роль в обеспечении населения Земли продуктами питания и сырьем для промышленности. Значительную долю продуктов питания, а также кожу, воск, шелк, шерсть и другое сырье человек получает от домашних животных.
Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеют важное значение для получения пищевых продуктов, витаминов, лекарств и других необходимых средств. Из отходов промысла приготовляют кормовую муку для откорма скота и удобрения. Мех диких животных применяют для отделки и пошива одежды. В промышленности используют также части животных (кожу, рога, раковины и др.). Многие животные (например, птицы и хищные насекомые) играют большую роль в уничтожении вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Велико эстетическое значение животных в природе (например, разнообразие окраски бабочек, пение птиц).
Известно много животных, наносящих ущерб хозяйству человека. Среди них различные вредители культурных растений, а также уничтожающие запасы продуктов питания, повреждающие различные изделия. Существуют и такие животные, которые вызывают различные болезни (например, малярию, глистные заболевания, чесотку). Некоторые животные являются переносчиками возбудителей болезней (вши переносят возбудителей сыпного тифа, комары - возбудителей малярии, блохи - возбудителей чумы).
Животный мир - важная составная часть природной среды. Забота о нем служит основой его разумного использования. Зная особенности отдельных видов животных, их роль в природе, человек может охранять полезные, редкие и исчезающие виды, способствовать увеличению их численности либо ограничивать размножение вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней. В нашей стране заботе о животном мире придается большое государственное значение. В Конституции (Основном Законе) СССР сказано: "Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства". С 1980 г. действует Закон об охране и использовании животного мира СССР. Редкие и исчезающие виды животных нашей страны занесены в Красную книгу СССР.
Игровой этап. Учащиеся оформляют кабинет в соответствие с замыслом игры. Учитель выполняет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. Он создает непринужденную эмоциональную обстановку, поощряет активность, самостоятельность ,творчество. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает ее тему и цели.
Правила игры:.
За правильный ответ на вопрос участник получает жетон.
Победителем становится игрок, набравший больше жетонов.
Конверт №1
Самое крупное на Земле животное?(Слон)
Гигант моря ,млекопитающее?(Синий кит)
Животное, которое называют »кораблем пустыни»(Верблюд)
Обитает в теплых краях, носит детенышей в сумке на животе?(Кенгуру)
Птица не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая?(Пингвин)
Кого заносят в Красную книгу? (Заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение).
Конверт №2
Кто такой лесной петух? (Глухарь)
Какая птица может ходить под водой? (Оляпка).
Какая птица может лазить по стволу головой вниз? (Поползень).
Самая большая птица в Европе? (Лебедь).
Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орел).
Какую птицу называют вещей? (Ворон).
Конверт №3
Комнатное лекарственное растение? (алоэ).
По каким цветам можно определить время?
(одуванчик, ноготки, картофель, белая кувшинка).
Какой цветок зацветает весной первым? (подснежник).
Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Василек, Лилия).
Назовите цветок - символ 8 Марта? (мимоза).
По каким цветам можно определить погоду? (одуванчик, клевер).
Как спят индийские слоны? (лежа на боку с вытянутыми ногами).
Чем питается гиппопотам? (травой).
Самый быстрый зверь на планете? (гепард).
Конверт №6 А теперь ребята, давайте напишите правила поведения в лесу.
Примерный ответ. Нельзя рвать цветы! Не ломайте ветки деревьев! Нельзя ловить бабочек! Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб! Не разоряйте гнезда птиц! Не трогайте птенцов руками, их покинет мать! Не берите животных из леса домой! Не оставляйте мусор в лесу! Не оставляйте костров в лесу!
Конверт№7 Вопросы-ответы
Назовите лучшее время для пересадки растений(весна)
Назовите растение ,которое можно размножать листочками(фиалки)
Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке?(Зимой)
Почему бальзамин называют «Ванькой встанькой» (в любом положении горшка это растение будет расти вверх)
А сейчас я вас приглашаю поиграть. Игра »Собери цветок» .На столах раскладывается разрезные картинки комнатных цветов. Дети должны правильно собрать цветок и сказать его названия.
Заключительный этап.Анализ полученных результатов,выводы на будущее.