Цели и задачи: создание условий для развития познавательного интереса к природе; формирование бережного отношения к природе; развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.
Игровая познавательная программа предназначена для детей начальных классов.
Герои Знайка и Незнайка отправляются в лес, чтобы отдохнуть. Там их встречает Царица-природа. Незнайка нарушает правила поведения на природе, а Знайка и Царица-природа поучает его, что можно делать, а чего нельзя. Рассказывают ребятам о Красной книге.
Познавательные и интересные игры, направленны на закрепление правил поведения на природе. О том, какие бывают грибы, лекарственные растения. Как правильно собирать рюкзак в поход. Как правильно распределить мусор, по специальным мусорным бакам. А в музыкальном конкурсе ребята на слух угадывали голоса диких животных и птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В Царстве живой природы" »
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы
г. Таганрог
Игровая программа «В Царстве живой природы»
Цели и задачи: создание условий для развития познавательного интереса к природе; формирование бережного отношения к природе;развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.
Автор: Бобровская Елена Владимировна – педагог-организатор
Действующие лица:
Царица-природа: взрослый
Знайка: ребёнок
Незнайка: ребёнок
Оформление: макеты деревьев, развешенные цветы.
Реквизит:
танцевальные фонограммы для каждого конкурса;
для конкурса «Собери знаки»:
- 2 набора знаков (экологических) разрезанные на пазлы (по 6 частей);
- чистые листы бумаги, на нём приклеен двухсторонний скотч;
- 2 стола;
- 4 разметочных конуса;
для конкурса «Собери рюкзак»
Нужные предметы:
- 2 компаса;
- 2 бутылочки воды;
- 2 фонарика;
- 2 пластмассовых ведёрка,;
- 2 кепки;
- 2 аптечки;
- 2 рюкзака;
Лишние предметы:
- спички;
- 2 ножечка (одноразовые);
- 2 сачка;
- 2стула;
- 2 коробочки;
- 4 разметочных конуса;
для конкурса «Собери грибы и лекарственные растения»:
- бутафорские грибы;
- картинки с лекарственными растениями;
- 2 пустые коробочки;
для конкурса«Убери полянку от мусора»:
- 2 коробочек с надписями: пластик;
- 2 коробочек с надписями: бумага;
- 2 коробочек с надписями: полиэтилен.
- 2 пакета с «мусором» в которых: по 2 бумажки, по 2 пластиковых бутылке, по 2 простых пакета
для конкурса «Угадай голоса диких животных»:
- доска на колёсиках;
- изображения диких животных – в двух экземплярах (волк, слон, тигр, лев, воробей, соловей, кукушка, медведь, ворона);
- карточки от 1 до 8 в двух экземплярах,
- записи голосов диких животных (которые изображены на картинках).
Звучит музыка, щебечут птички. Гул леса.
Выходят Знайка и Незнайка.
Знайка: Здравствуйте ребята!(ждёт ответа)
Незнайка: Привет, друзьишки-ребятишки! (Незнайка снимает шляпу и кланяется)
Знайка: Вот и наступило прекрасное лето! А лето это время отдыха на природе. А давайте с вами пойдём в лес?
Незнайка: Я не против! А вы ребята? (ждёт ответа). Тогда в путь!(идут по кругу)
Незнайка бросает рюкзак, в котором что-то гремит (не нужные вещи)
Незнайка: Ну вот, Знайка, мы пришли. Сейчас соберём дровишек и разведём костёр. А помогут нам в этом ребята(показывает на ребят)
Знайка: Незнайка, мы с тобой в лес пришли, а здесь костёр разводить нельзя!
Незнайка: Кто тебе такое сказал?(пауза) Мне можно всё.(ходит по сцене, заходит за кулису берёт там хворост и затем выходит с ним)
Знайка (быстро ходит за Незнайкой, пытаясь предотвратить его действия): А я говорю что нельзя! И ребята тоже тебе скажут, что в лесу разводить костёр нельзя! Правда ребята?(ответы детей)
Незнайка: И кто такой, запрет придумал?
Знайка: Незнайка, природу нужно беречь! Если разводить костёр в неположенном месте и без взрослых, то от этого бывают пожары, которые уничтожают растительный и животный мир.
Звучит музыка, выходит Царица-природа
Царица: Здравствуйте Незнайка и Знайка! Здравствуйте и вы, народ честной! (ждёт ответа от детей). Все законы, Незнайка, создаю я – Царица-природа.
Незнайка: Вот это чудеса. (трёт глаза) Перед нами сама Царица-природы. Как же нам все эти законы узнать? (чешет себе весок) Знайка, а ты знаешь законы природы?
Знайка: Да знаю, в лесу нельзя разводить костер. Нельзя мусорить в лесу, оставлять после себя жестяные банки, стекло, или пластиковые предметы и прочее. Также запрещено вести себя очень шумно, включать громкую музыку.
Царица: Правильно Знайка. Для этих законов есть специальные знаки. И сейчас мы с вами закрепим знания о правилах поведения в лесу.
Конкурс «Собери знаки»
Нужно 2 команды по 6 человек в каждую. Участники в командах выстраиваются друг за другом. Возле каждой команды стоят столики.
Задача: по команде участники в командах по очереди начинают двигаться. Оббегая препятствия, добежав до финиша, на котором на стульчиках лежат детали знаков. Взяв одну деталь, вернуться в команду. Итак, вся команда по очереди собирает детали общей картинки. Когда возвращается последний участник возвращается, нужно собрать целую картинку и приклеить на бумагу. Кто первый соберёт тот побеждает за скорость. Затем участники по очереди показывают на знаки и рассказывают, что он обозначает.
Знаки изображённые на картине: нельзя рвать цветы, нельзя рубить деревья, нельзя топтать цветы, нельзя ловить насекомых, нельзя разводить костры, нельзя выгуливать животных, не шуметь, купаться запрещено.
Незнайка: Спасибо, теперь я буду знать как правильно себя вести на природе.
(Незнайка берёт свой рюкзак, который опят тарахтит)
(звук барахла)
Царица: Незнайка, что у тебя в рюкзаке.
Незнайка: Как что? Там у меня всё, что нужно для отдыха (достаёт рогатку)
Знайка: А зачем тебе рогатка?
Незнайка: Птичек хотел пострелять.
Царица: Этого нельзя делать ни в коем случае. И не только птичек и всех животных они тоже охраняются законом. Незнайка мы сейчас с ребятами поможем тебе собрать рюкзак в поход.
Нужно 2 команды по 6 человек в каждую. Участники в командах выстраиваются друг за другом. Первому участнику выдаётся рюкзак. На расстоянии от команд стоят коробочки с различными предметами для природы, и лишними предметами.
Задача: по команде по очереди оббежать препятствия змейкой, добежав до коробочки с предметами, выбрать нужную вещь для природы, положить в рюкзак только один предмет, вернуться обратно в команду и передать рюкзак следующему участнику. У какой команды будут правильные предметы, та и побеждает.
Царица: Незнайка, а ты знаешь что многие птицы и животные занесены в Красную книгу.
Незнайка: А что такое Красная книга?
Царица: Ребята вы знаете, что такое Красная книга? (дети отвечают)
Да правильно Красная книга список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В ней хранится информация об основных причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения. Первый том Красной книги был издан в 1966 г. В СССР Красная книга была учреждена в 1974 г.
Знайка: Красная книга состоит из цветных страниц: на чёрных, на них находятся список вымерших животных.
Царица: Ребята, а вы знаете какие животные уже вымерли? Да, правильно это динозавры, а ещё на чёрных страницах находятся: саблезубый тигр, морская корова.
Царица:на красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные: лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, белая кувшинка.
Знайка:на жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается.
Царица: амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж, белый журавль.
Царица: на белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены: слоновая черепаха, императорские пингвины; на зелёных – находятся те животные и растения, которых удалось сохранить и спасти от вымирания: бурые медведи, соболь.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Незнайка: Как всё это интересно. (поворачивается в сторону, показывает на грибы). Ой, Знайка, смотри там грибы. Давай пойдём и сорвём их?
Знайка:(останавливает Незнайку) А ты знаешь, какие можно собирать?
Незнайка: Конечно, знаю. Все.
Царица: Незнайка, ты не прав. Ребята, а вы знаете какие грибы бывают? (ответы детей) Правильно есть съедобные и несъедобные. А ещё в лесу растёт много лекарственных растений. И сейчас мы с вами будем их собирать.
Конкурс «Собери грибы и лекарственные растения»
Нужно 2 команды по 8 человек в каждую. Участники в командах выстраиваются друг за другом. На расстоянии от команд есть полянка с полезными лекарственными (распечатанные на карточки) растениями и грибами.
Задача: по команде первым 4-участникам в каждой команде (двигаются по одному), нужно подбежать к полянке и найти там по одному грибочку (съедобному). И вернуться в команду. 5,6, 7 и 8 участники, должны из представленных растений выбрать нужные. В какой команде быстрей всего окажутся собранные грибы и лекарственные растения, та команда и побеждает.
(после конкурса помощники оставляют после себя разбросанный мусор: одна бутылка, один пакет, одна смятая бумажка)
Незнайка: Смотрите, сколько мусора на полянке, его же нужно убрать.
Знайка: Вот, ты Незнайка исправляешься. Друзья, а вы поможете убрать полянку? (ответы детей)
(помощники уже расставили коробки, и первым показывает что нужно делать Незнайка)
Конкурс «Убери полянку от мусора»
Нужно 2 команды по 6 человек в каждую. Участники в командах выстраиваются друг за другом. На расстоянии от команд стоят коробочки с надписями: пластик, бумага, полиэтилен. Первым игрокам выдается пакетик с мусором.
Задача: по очереди оббежать препятствия, подбежать к коробочкам и правильно распределить мусор, первый попавшийся под руку в своём пакете. Каждый участник распределяет по одному предмету в коробочки.
Царица: Спасибо Незнайка и вам ребята за помощь.
(звучат музыка щебетание птичек)
Незнайка: Даже птички за пели. Интересно что это за птичка?
Знайка: Давай у ребят спросим.
Царица: Обязательно спросим. Мы даже конкурс проведём, который называется «Угадай голоса диких животных»
Конкурс «Угадай голоса диких животных»
Нужно 2 команды по 6 человек в каждую. Участники в командах выстраиваются друг за другом. На расстоянии от команд стоит доска на колёсиках с изображениями диких животных: Слон, Ворона, Соловей, Медведь, , Воробей, Кукушка, Лев, Волк.
Каждому участнику раздаются карточки с номерами от 1 до 8.
Задача: внимательно прослушивать звук животного, догадавшись что это за животное или птица, нужно прикрепить свой номер под изображением животного. птицы. У какой команды будет больше всего совпадений, та и побеждает.
Незнайка: Как же хорошо у тебя Царица-природа в гостях, но нам пора возвращаться в Солнечный город, там нас друзья уже заждались.
Царица: Незнайка, не спеши уходить, у меня для тебя подарок есть, я хочу тебе подарить копию Красной книги, чтобы ты её внимательно изучил, а ты Знайка поможешь ему во всём разобраться.
(Царица передаёт Красную книгу Незнайке)
Незнайка: Спасибо тебе Царица-природы за такой подарок, но мы тогда пойдём, я хочу всем поскорей показать твой подарок. До свиданья Царица, до свиданья ребята.
Знайка: До свиданья!
(уходят машут одной рукой)
Царица: Дорогие ребята, нам с вами тоже пора прощаться, мы с вами сегодня вспомнили и закрепили правила поведения на природе. Знайте, самое главное правило, что природу нужно беречь. До свиданья дорогие друзья!