Закрепление знаний о временах года, сезонные изменения, повторение знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края, стихи о осени поэтов России, картины художников, правила поведения в лесу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия "Красота спасет мир"»
Цель: обобщить знания воспитанников о времени года - осень
Задачи:
Образовательные:
• обобщить знания о признаках осени;
• уточнить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах;
• обобщить знания о жилищах лесных животных;
• дифференцировать знания о правилах поведения в лесу;
• тренировать умение работать в группах посредством кейс-метода.
Коррекционно-развивающие:
• корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции классификации, анализа);
• корректировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
• корректировать и развивать связную устную речь (анализирующую функцию речи) посредством работы в системе кейс-метода, дидактической игры, работы с плакатом
Воспитательные:
• воспитывать нравственные качества: любовь и бережное отношение к природе;
• воспитывать чувство прекрасного в окружающем мире;
• воспитывать интерес к теме программы.
Предварительная работа: отгадывание загадок о лесе, деревьях, лесных обитателях, беседы «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе», экскурсия в парк и проведение наблюдений за изменениями в природе, рассматривание репродукций художников И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И. И. Левитана «Березовая роща», В. М. Васнецова «Дубы», рассматривание альбомов: «Дикие звери», «Растения леса»
Оборудование: ноутбук; динамические наглядные модели: видео презентация «Осенний лес», аудиозапись «Звуки природы», «Времена года» П. И. Чайковского; условные графические изображения: иллюстрации по теме «Осень», «Лес», плакат «Правила поведения на природе»; дидактические карточки «Животные и их жилище»
Продолжительность занятия: 45 минут
Ход виртуальной экскурсии:
I. Организационный момент:
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в осень, это будет виртуальное, вымышленное перемещение в осенний лес. Я думаю, что вам оно понравится и вы получите удовольствие от нашего занятия.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь»
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она твой давний лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую;
Нас много, а она одна.
(Р. П. Трефилова)
II. Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?
Ответы детей - (О природе)
- Как человек должен относиться к природе? (Бережно)
- Почему человек должен бережно относиться к природе, заботиться об окружающем мире? (Потому что окружающий мир – это среда обитания человека. Природа кормит человека, дарит строительный материал для жилища и многое другое. Как человек относится к природе, так и природа ответит человеку)
Воспитатель: Правильно, молодцы.
III. Основной этап.
Несу я урожаи.
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - … (осень)
Листья желтые летят,
Падают кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Воспитатель: Как же называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Как опадают листья, как летят, с чем их можно сравнить?
Дети: Тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолетики, вертолетики.
Воспитатель: Почему происходит листопад?
Дети: Деревья сбрасывают осенью листья, так они готовятся к зиме, веткам деревьев без листьев легче будет выдержать снег зимой, они не сломаются под его тяжестью.
Воспитатель: Когда заканчивается листопад начинают часто идти дожди, дует холодный ветер, на улице становится сыро и холодно. Как называем мы такую погоду осенью?
Дети: Ненастье.
Воспитатель: Какие еще приметы осени вы знаете?
Дети: Дни становятся короче, а ночи длиннее, люди тепло одеваются, ночью бывают заморозки, лужи покрываются тонкой корочкой льда.
Воспитатель: Да, ребята, погода осенью становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре природы (рассматривание календаря природы). В сентябре было теплее, чем в октябре и ноябре. Значок – фигурка человека показывает, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре – поздней осенью стало намного холоднее и одеваемся мы почти по-зимнему. Осенью день укорачивается, ночь становится длиннее. Утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, когда приходили домой, а теперь включаем уже в детском саду. Мы с вами увидели, что ранняя и поздняя осень сильно отличаются друг от друга. Давайте попробуем словами нарисовать портрет ранней осени, какая она?
Воспитатель: Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Перечислите приметы осени? (Улетают птицы, листья на деревьях опадают, собирают в полях урожай, идет дождь и др.)
- Уже в сентябре дни становятся заметно короче, рано наступают сумерки. В начале месяца еще сохраняется теплая погода и яркие краски ушедшего лета. К концу сентября чувствуется дыхание осени. Ночи становятся холоднее. Настоящим осенним месяцем можно считать октябрь. В октябре меньше сухих и теплых дней. Часто идут затяжные дожди. Временами выпадает снег, но его тяжелые влажные хлопья быстро тают, и выглянувшее солнце превращает снег в потоки мутной воды. В ноябре температура воздуха снижается до нуля градусов. Погода в это время неустойчивая, холода сменяются потеплением. По утрам лужи покрываются льдом. Первый ледок тонок и поэтому по нему опасно ходить. Почва промерзает. Солнце все ниже поднимается над горизонтом, и его лучи уже не согревают остывшую землю. Часто идут дожди со снегом. В конце ноября снег белым ковром покрывает землю.
Воспитатель: А что же осенью происходит с лесом? Давайте отправимся в путешествие по лесным тропинкам, послушаем, какие звуки слышны в лесу, и, может быть, кого-нибудь там встретим…
Воспитатель читает стихотворение об осени (сопровождается показом видео презентацией «Осенний лес»)
Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе как серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи: ты же видишь – мы свои.
(С. Погорельский)
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (О лесе)
- Кто из вас был в лесу? Вам там понравилось?
- Что происходит с лесом осенью? Назовите первый признак наступления осени. (Деревья меняют окраску своих листьев – становятся желтыми, красными, пестрыми)
Листья разноцветные на ветру кружатся,
И на землю падают, и ковром ложатся.
(Автор неизвестен)
Воспитатель раздает стилизованные из картона осенние листья каждому воспитаннику, просит определить и назвать с какого дерева лист (клен, береза, осина, рябина и т. д.)
Воспитатель: Удивительно, а ведь это не простые листочки, некоторые из них с загадками. Вот так Осень – выдумщица какая! Это она для нас листочки с ветром прислала.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава)
Без рук, без ног,
В дверь стучится, в избу ломиться. (Ветер)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Летит – чернеет. (Лист)
Воспитатель: В какие цвета осень раскрасила листья? (Желтые, красные)
Вот Вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает. (Движение: покачивание руками над головой)
Вправо – влево наклоняет. (Наклоны вправо, затем влево)
Раз – наклон и два – наклон, (Наклоны вправо, влево)
Зашумел листвою клен. (Руки вверху, покачивание)
Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Шум леса»
Воспитатель: Прислушайтесь…Осень… Падают в лесу с деревьев шуршащие листья. Слышны в небе прощальные песни улетающих в жаркие страны птиц. А тут у рябинки слышно тихое посвистывание, словно игра на свиристеле: «Свири - свири – свири - свир!». А какая нарядная птичка сидит на рябине. Красно – коричневая, с черными перышками под клювом, на крылышках и хвосте. С прической – хохолком на голове. Что – то ее не было видно летом в лесу… Это свиристель. (Показывается картинка с птицей). Она прилетает в октябре в наши леса на зимовку с севера и сейчас лакомится ягодами рябины.
Воспитатель: Много голосов разных птиц раздается в лесу. Слышите?
-Синь, синь, синь - это песенка синицы.
-Чив, чив, чив – это воробей.
-Ча-ча- ча – а это сорока.
Кейс «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель делит воспитанников на 2 группы с примерно равным количеством человек. В группах назначаются спикеры (капитаны).
Плакат: «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы». Каждая команда получает один и тот же набор карточек с изображением птиц (перелетных и неперелетных вперемешку). Каждой команде подготовить рассказ о птицах
Задание группы №1: Какие из представленных птиц остаются осенью на зимовку?
Задание группы №2: Какие из представленных птиц улетают на юг с наступлением осени?
Воспитатель: Каких еще обитателей не хватает в нашем лесу? (Животных)
Назовите животных, которые обитают в лесу? (Лиса, волк, медведь, заяц, еж, белка и т. д.)
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Оборудование: карточки с изображением животных, карточки с изображением их жилища.
Ход игры: каждый воспитанник получает карточку с изображением жилища одного животного. Воспитатель показывает изображение животного. Воспитанникам необходимо определить, где живет это животное. Тот, у кого находится карточка жилища этого животного, забирает ее себе.
Воспитатель: Как вы думаете хорошо ли живется всем живым существам в лесу?
Дети: Да. Лес чистый, хорошо дышится в нем, лес – дом для животных, в лесу животные находят себе корм
Воспитатель: Природа, окружающая нас очень красива. Как Вы думаете, природа зависит от человека?
Дети: Зависит
Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?
Дети: Беречь ее, не убивать животных и птиц, не засорять природу, охранять от пожаров, в холодное время года подкармливать птиц и животных
Воспитатель: Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. Ведь человек дышит воздухом, пьет воду, а и вода, и воздух должны быть чистыми. Мусор нужно оставлять в специально отведенных для этого местах, а не бросать где попало. Бывая в лесу, люди часто оставляют пластиковые бутылки, упаковки в местах пикников. А ведь этот материал не сгниет в течении многих лет! Экологи занимаются охраной окружающей среды, борются с нарушителями. Но и каждый из нас должен уметь вести себя на природе правильно. Природный мир России богат. Но если человек не будет бережно относиться к природе, заботиться о ее обитателях, это богатство может безвозвратно исчезнуть.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю стихотворение, в нем говорится о правилах поведения на природе.
Чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель: Давайте вместе сформулируем правила поведение в лесу. (Вывешивается плакат «Правила поведения на природе»)
Совместно с воспитателем формулируют правила поведения в природе на основе анализа плаката:
• Нельзя разводить в лесу костер
• Нельзя шуметь, рвать растения, пугать птиц, в природе все тесно взаимосвязано и человек своим поведением не должен нарушать гармонию.
• Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев
• Необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,5 – 2 м (они помогают останавливать огонь)
• На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
• Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор
IV. Контроль достигнутого уровня знаний.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Увидели, как по нему гуляет сама «Осень» и раскрашивает своей волшебной палочкой листву деревьев.
Назовите кого мы с вами встретили в лесу? (Птиц и животных)
О чем мы с вами еще говорили на занятии? (О правилах поведения в лесу)
Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес, и пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес еще не раз откроет свои двери, словно гостеприимный дом.
V. Итог.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Смело заходи в тот дом -
Чудеса ты встретишь в нем.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что приняли участие в нашем виртуальном путешествии в осенний лес. Помните, что только мы должны заботиться о природе, не вредить ей, помогать. Красота спасет мир.