Просмотр содержимого документа
««внеурочная деятельность обучащихся при подготовке и проведении мероприятий»»
Рыгалова Инна Дмитриевна
учитель музыки
МОУ «КСОШ №3»
дляг. Кириши
Статья
(Выступление на городском МО учителей музыки по теме)
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ»
К одной из главных частей для воспитания всей духовной культуры детей является воспитание музыкальное. И деятельность учителя, основанная на единых принципах, направленных не только на уроки музыки, но и на внеурочную деятельность. Используются внеурочные формы, соответствующие любым занятием связанным с искусством, такие как: атмосфера сотрудничества, сопричастности, сопереживания, сотворчества.
Формы внеурочных занятий могут быть разных направлений. Это музыкальные гостиные, игры-путешествия, викторины, турниры, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, концерты, праздники. Когда дети принимают участие в таких разнообразных конкурсах, они расширяют не только музыкальный кругозор, но и общие познавательные интересы.
Цель занятий: на основе эмоционально-личностного вовлечённости в ансамблево-эстрадное пение, развивать способности к созданию музыкально-исполнительского образа. Это можно достигнуть при помощи следующих задач:
-развитие интереса к музыке, музыкальной деятельности;
- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- формирование основ музыкальной культуры через активное, эмоциональное восприятие музыки;
-овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, элементарное музицирование, музыкально-пластическое движение и импровизация;
-Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
-Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
-Подбора музыкального материала разного уровня сложности.
-Включение учащихся в активную деятельность.
-Доступность и наглядность.
-Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Методы и формы: групповая, коллективная работа с учащимися. Возможны и нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Используя метод ассоциативно-игрового обучения. Система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.
Три уровня результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.). Воспитывается при взаимодействии с педагогом;
2-й уровень - опыт переживания позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);
3-й уровень –опыт самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Получается, от взаимодействии с социальными субъектами.
Результаты деятельности:
Предметные отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам;
- владение вокально-певческими навыками;
- развитие диапазона в рамках принятой классификации;
- владение вокально-хоровым дыханием;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
- приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;
-умение выражая своё отношение к искусству в различных видах музыкально творческой деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Метапредметные
(УУД) Регулятивные:
-Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни.
Коммуникативные:
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;
-Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке.
Познавательные:
-Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;
-Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
-Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Личностные
-Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;
-Участие в музыкальной жизни класса, школы;
-Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-Развитие музыкально-эстетического чувства;
-Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Основная форма организации процесса обучения – репетиция.
В основу положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
В любой школе есть свои традиции. Это помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная:«День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся. Успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту - проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности исполнителя к выступлению.
Формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога является урок. Здесь происходит творческое взаимодействие двух и более индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы и т.п.
Формы и методы работы на уроке:
взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией произведения, его образностью, необходимым характером звучания, решением той или иной задачи;
прослушивание с последующей корректировкой;
создание исполнительского образа; показ педагогом нужного уровня исполнения или конкретного приёма;
тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение, «зубрёжка» на уроке;
словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей;
самостоятельная работа ученика под руководством педагога;
коллективные занятия.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за своё исполнение, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.
Вторым этапом является начальный контакт педагога с учеником на уроке, который тоже должен быть организован. Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, сказанные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.
Третий этап - прослушивание и оценка того, что сделано учеником самостоятельно и сравнение с тем, что предполагал услышать учитель. Полезно изредка попросить ученика и самому оценить своё исполнение, дать его разбор и указать нужные пути решения проблем.
Четвёртый этап урока - повторение некоторых отрывков песни с учётом сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.
Пятый, заключительный этап урока - подведение определённого итога, формулировка основных требований.
Работа детей-исполнителей подразделяется на три этапа:
1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла,
2) этап воплощения исполнительского замысла,
3) этап предконцертной подготовки.
Такое деление условно, так как элементы одного этапа присутствуют в работе на другом. Важно своевременно установления срока выступления. Этот момент является психологическим началом формирования направленности сознания ребенка-исполнителя исходя из предполагаемых условий предстоящего выступления.
Этап от момента получения первой информации о предстоящем концерте до принятия решения готовиться к нему, можно назвать этапом предварительной подготовки к публичному выступлению.
После принятия решения готовиться к публичному выступлению следует этап основной психологической подготовки, задачей которого является: 1) осознание целей и мотивов выступления; 2) планирование и организация творческого процесса в связи с учётом собственных возможностей конкретного выступления; 3) адаптация к условиям предстоящего выступления.
Очень важно первое звено - формирование мотивации, отношений, установок ученика: именно мотивационная сфера служит могучим психологическим механизмам деятельности.
Выделим наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психологической готовности к концерту: 1) мотивы, связанные с отношением ученика к исполняемым произведениям, 2) мотивы, связанные с отношением ученика-исполнителя к публике;
3) мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности.
Мотивами подготовки ученика к выступлению (особенно на этапе обучения) могут быть стремления к самосовершенствованию, развитию профессиональных исполнительских навыков и умений.
Проблему эстрадного волнения не обходит ни один учитель в области музыкальной педагогике при подготовке к мероприятиям. Эта проблема является одной из ключевых в музыкальной педагогике. Ведь воспитание артистических способностей, в том числе эмоциональных, регулятивных, способностей владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное волнение - одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности. Безусловно, эстрадная обстановка не всегда и не для всех детей является стрессовой, вызывающей эстрадное волнение разрушающего характера. В соответствии с концепцией Б.Г.Ананьева о человеке как об индивиде личности и субъекте можно выделить три группы внутренних детерминант психических состояний:
мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, отношения, идеалы, характер, склонности) и д.р.);
операционные-производные деятельности (уровень мастерства и развития специальных способностей, опыт, тренированность, подготовленность)
Одну из главных причин волнения, связанных с операционным компонентом состояния, очень удачно выразил Н.А.Римский-Корсаков: «…оно обратно пропорционально степени подготовки». Предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки. Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. Либо состояние тревоги, являясь ситуативным, обусловлено недостаточным уровнем подготовки, или оно связано с тревожностью как свойством личности, или вызвано неблагоприятным физическим состоянием.
Педагогу необходимо разбираться в вопросах психологии, знать некоторые разделы психофизиологии, чтобы в случае необходимости правильно помочь ученику.
В методической литературе описаны два типа волнения: «волнение подъём» и «волнение - паника», «волнение в образе» и «волнение вне образа». В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рождёнными образом, во втором случае доминирует самооценка выступления. Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г.М.Коган приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя: недооценка своего дарования, формирующая неуверенность, как черту своего характера - или переоценка своих способностей. Решающим в формировании личности является не только правильная организация её деятельности, но и воспитание мотивационной сферы. Необходимо создать условия состояния психической готовности к концерту, они связаны с «социально-ценной исполнительской направленностью», «желанием играть на публике». В конечном итоге выход ученика-исполнителя на сцену весьма многое меняет в его сложившихся ощущениях, механизмах восприятия, самом двигательном процессе, во взаимодействии с инструментом.
Организация внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством музыкального искусства, в частности хорового пения. Коллективное и сольное исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Это открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.