I. Организационный момент (определение темы занятия).
Ученик читает стихотворение «Сигарета».
II. Вступительное слово воспитателя.
- Прочитайте на доске тему нашего разговора «Курить – здоровью вредить».
- Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня разговор пойдёт о коварном враге человечества – никотине.
Часто взрослые на вопрос: «Зачем вы курите?» – отвечают: «Привычка».
Но это вредная привычка.
Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино, пиво. К плохому привыкнуть очень легко. Намного труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, первая сигарета вызывает тошноту, головокружение. Это организм подаёт сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько минут тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро устаёт. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак.
Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, из ста – лошадь.
Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которых содержится никотин.
Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажжённых на конце. Табак был ввезён со второй экспедиции Колумба.
В 1560 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии привёз табак и вырастил в Европе. Посла звали Жан Нико. Этот яд и стали в честь его называть никотином.
В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось: их били кнутом, а торговцам рвали ноздри и ссылали в далёкие города. С приходом Петра I был отменён запрет на курение. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.
III. Игра «Мозайка»
На доске прикрепляется шесть карточек обратной стороной. Отвечают учащиеся на вопросы и открывают карточки, открывается знак «Курить запрещено».
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1. Родина табака:
а) Португалия б) Южная Америка в) Испания
2. Табак трава или кустарник? (Трава)
3. Кто впервые ввёз табак в Европу и вырастил его на европейской почве?
(Французский дипломат в Португалии Жан Нико)
4. Что такое никотин? (яд)
5.Почему это вещество так назвали?
(В табаке обнаружено сильнодействующее вещество, которое назвали в честь открывателя Ж. Нико)
Нашёл Медведь в лесу трубку и стал курить. Так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всём Медведь забыл – набьет трубку, закурит да и валяется на траве.
Всё бы ничего, да стал Медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил Лисицу. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.
Лиса:
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не виделись мы всё лето.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты болел?
Медведь (истощённо):
Сам не знаю, что со мной!
Не здоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро):
Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица!
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик:
Вот прошла неделька, прошла вторая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел тот Медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивлённо):
Слушай Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь: Да, хвораю.
Волк: Что с тобою? Медведь:
Силы нет той.
Не здоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Пропадаю.
Волк:
Пропадёшь, если к Дятлу не пойдёшь!
К Дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица!
Разберётся, даст совет:
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь: Завтра я к нему пойду.
Волк: А найдёшь его? Медведь: Найду!
Рассказчик:
Разыскал Медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовит. Подошёл Медведь к сосне, голову задрал вверх.
Медведь:
Дятел, Дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел:
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь:
Видно нет.
Не здоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Дятел: Верно, куришь или поёшь!
Медведь: Да курю. Откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь.
Ну – ка, сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук – тук – тук!
Да – с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать, и не сопеть.
Ты большой, хоть и медведь.
Ну – с … мне всё как будто ясно.
Медведь: Не смертельно? Не опасно?
Дятел:
Накопилось в лёгких копоть –
От куренья вся беда
Ты, Топтыгин, хочешь, топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел:
Выполняй ты мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик:
Решил Мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку.
- Что же произошло с большим и сильным медведем?
- Почему медведь заболел?
- Какой вред принесло здоровью медведя курение?
- Какое правильное решение принял косолапый?
- Чему учит эта сказка?
VI. Игра «Собери пословицы о здоровье».
- Одна русская пословица гласит:
«Живи разумом, так и лекаря не надо».
- Как вы понимаете слова «живи разумом»?
- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?
Из карточек сложить пословицы.
Здоров будешь -
всё добудешь.
Крепок телом -
богат делом.
Здоровье дороже
золота.
Здоровому
врач не надобен.
Застарелую болезнь
трудно лечить.
Держи голову в холоде, а живот в голоде,
а ноги в тепле.
Двум смертям не бывать,
а одной не миновать.
Лук семь
недугов лечит.
Чистота -
половина здоровья.
Где тонко,
там и рвётся.
Живи разумом,
так и лекаря не надо.
VII. Итог занятия.
- Зачем же люди курят?
- Каковы последствия этой привычки?
- Какие вредные вещества находятся в сигарете?
- Нужно ли пробовать курить?
- Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
- Какие ещё вы знаете вредные привычки?
- Много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики. Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.