Цель внеклассного мероприятия "Контакты и конфликты" - расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов, помочь учащимся осознать роль конфликтов в жизни человека. Способствует сформированию собственных стратегий поведения у подростков в
конфликтных ситуациях, учит разрешать конфликты посредством конструктивной позиции, формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям, помогает осознать подросткам свое эмоциональное состояние в различных стадиях конфликта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Ильгамова С. Что такое конфликт? //Школьный психолог - №13, 2007 г.
2.Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».Вып. 7 (17)).
3.Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения.// Школьный психолог - № 13, 2007 г.
Социальный педагог: Тема нашего занятия – конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
Педагог-психолог: Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов? Скажите, а нужны ли конфликты?
Ответы учащихся:
- Ой, ну зачем они нужны? Да, без них невозможно найти истину.
- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Социальный педагог: Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов.
Педагог-психолог: Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения. Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт и какие навыки применяем в конфликтной ситуации, а также чем кончается конфликт. Чтобы разобраться в этом, проведем игру.
Игра «Шарики»
Разделить участников на пары, раздать каждой паре по воздушному шару. Предложить двум участникам поделить воздушный шарик. На этом примере обсуждение возможных способов решения конфликта.Выводы о необходимости совместного решения проблемы.
Варианты решения конфликта:
Оба проиграли ("ни тебе, ни мне");
Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы);
Оба выиграли, если будут вместе играть этим шариком
Социальный педагог: Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки есть пять стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс.
Педагог-психолог: их характеристики:
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки – «Плюшевый мишка», которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. Основной принцип поведения: «Все, что вы хотите – только давайте жить дружно» (слайд № 4)
Избегание – уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свой панцирь. Основной принцип поведения: «Оставьте мне немножко и не трогайте меня» (слайд №5)
Сотрудничество – поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А вы?» (слайд №6)
Соперничество – стремление добиться своего в ущерб другому. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. Для этой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Основной принцип данной стратегии – идет напролом(слайд №7)
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок. Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить» (слайд №8)
Социальный педагог: Цель решения конфликта – нахождение решения, при котором выигрывают обе стороны или, по крайней мере, которое обе стороны могут принять. Участникам конфликта необходимо: выслушать друг друга, понять, как выглядит ситуация с точки зрения другого, понять интересы друг друга, найти общие интересы. Попытаться отказаться от борьбы друг с другом, постараться заняться совместным поиском решения стоящей перед ними проблемы.
Упражнение «Как вы поступите?» Предложить участникам разделиться на 3 команды. Каждая команда получает карточку с ситуацией, которая напрашивается на конфликт. Затем всем дается время на обсуждение и принятие решений. Командам необходимо продемонстрировать полученную ситуацию и несколько вариантов решения этой проблемы. Затем все команды включаются в обсуждение и определяют, какое решение является наиболее эффективным.
Конфликтные ситуации:
Как вы поступите, если друг взял у вас sim-карту и обещал вернуть через час. С тех пор прошло две недели, а sim-карту он так и не вернул. А она очень срочно вам нужна. Вы ему напомнили про нее, он обещал принести. Сегодня сказал вам: «Извини, я ее потерял».
Как вы поступите, если вам нравится девушка, а в ваши отношения вмешивается другой, незнакомый тебе парень?
Как вы поступите, если одноклассник попросил у вас телефон, чтобы срочно позвонить и проговорил все ваши деньги.
Педагог-психолог: В чём вред конфликтов между подростком и группой? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. (слайд №9)
К каким последствиям может привести такой конфликт?
унижение;
напряжение;
озлобленность;
разочарование;
невозможность достичь цели;
безысходность;
тревога;
беспомощность;
ненужность;
ответная агрессия;
суициды;
уголовная ответственность (слайд №10)
Упражнение «Дом» участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Подведение итогов
Педагог-психолог:Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех? Какой стратегии хотели бы научиться? Что этому мешает?
Социальный педагог:Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда может эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость, знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего общения.
Педагог-психолог:Не забывайте, что в мире существует правило бумеранга "К тебе вернется все то, что ты сделал другим". Хорошие поступки порождают ответное добро, посеешь зло - оно вернется вдвойне.
Приложение
Как вы поступите, если друг взял у вас sim-карту и обещал вернуть через час. С тех пор прошло две недели, а sim-карту он так и не вернул. А она очень срочно вам нужна. Вы ему напомнили про нее, он обещал принести. Сегодня сказал вам: «Извини, я ее потерял».
Как вы поступите, если вам нравится девушка, а в ваши отношения вмешивается другой, незнакомый тебе парень?
Как вы поступите, если одноклассник попросил у вас телефон, чтобы срочно позвонить и проговорил все ваши деньги.