Цели:способствовать развитию мыслительных, творческих способностей учащихся, развитие речи; демонстрация способностей учащихся, развитие чувства уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "КВН по сказкам"»
Учитель начальных
классов Е.Л. Зубова МОАУ СОШ № 17
г. Белогорск
Тема внеклассного мероприятия: КВН по русским народным сказкам
Цели:
способствовать развитию мыслительных, творческих способностей учащихся, развитие речи;
демонстрация способностей учащихся, развитие чувства уверенности в себе;
пробудить интерес к чтению русских народных сказок;
развивать творческие возможности путем инсценирования сказок.
воспитание доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
Форма проведения: КВН.
Предварительная работа: дети получают задание: в течение месяца читать русские народные сказки.
Оборудование: презентация, иллюстрации из сказок, сказочные герои - жетоны.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово (слайд 1)
– Добрый день дорогие учащиеся! Наш КВН посвящен русским народным сказкам. За каждое правильное выполненное задание команды будут получать картинку – сказочного героя.
Конкурс 1 «Подумаем над сказкой» (слайд 2)
- Даны три сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок - золотой гребешок». Надо подумать и сказать: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль или вывод из сказки.
Слова: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами, тем более, если ты на сметане. (Простота хуже воровства.)
«Репка»- 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянуть не
могут».
Мораль: «Дружно не грузно, а врозь - хоть брось» и др.
«Петушок - золотой гребешок» - 4 героя (петух, кот, дрозд, лиса). Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка,
шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Конкурс 2 «Кто знает больше сказок?» (слайд 3)
- Написать на листе названия сказок.
О детях. («Маша и медведь», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик-с-пальчик» и др.)
О птицах. («Журавль и цапля», «Ворона и рак», «Петушок - золотой гребешок», «Финист - ясный сокол», «Кривая уточка», «Серая шейка» и др.)
О животных. («Маша и медведь», «Колобок», «Мужик и медведь», «Заяц -хваста», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль» и др.)
Конкурс 3 «Дополни имя» (слайд 4,5)
- У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. На листе бумаги написано первое название, а вам надо написать второе.
Кощей - бессмертный
Елена - прекрасная
Василиса - премудрая
Сестрица - Аленушка
Мальчик - с-пальчик
Финист - ясный сокол
Иван - царевич
Братец - Иванушка
Змей - Горыныч
Андрей - стрелок
Никита - Кожемяка
Крошечка - Хаврошечка
Марья - Моревна
Заяц - хваста
Кузьма - скоробогатый
Конкурс 4 «Совершенно сказочные вещи» (слайд 6)
- Врусских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся. Вам будут показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, т.е. назовете в какой сказке, они упоминаются.
Соломинка - «Пузырь, соломинка и лапоть».
Перышко - «Финист - ясный сокол».
Горошек - «Кот, петух и лиса».
Кольцо - «Волшебное кольцо», «12 месяцев».
Боб - «Бобовое зернышко».
Яйцо - «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка».
Стрела - «Царевна-лягушка».
Рукавица - «Иван - крестьянский сын и Чудо - Юдо».
Манная крупа - «Лиса и журавль».
Конкурс 5 «Переведи с русского на русский» (слайд 7,8.9)
- В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не употребляются или употребляются только в некоторых деревнях. Вам надо эти слова«перевести» на современный русский язык.
Алтын - Mонетaв 3 копейки.
Артель - коллектив.
Верста - мера длины, больше 1 км.
Вершок - мера длины, 4,4 см.
Голик - березовый веник.
Квашня - кадка для теста.
Мотыга - ручное земледельческое орудие.
Палица - тяжелая дубина.
Пуд - мера веса, 16 кг.
Сусек - ларь с мукой.
Ухват - палка с рогатиной для чугунов.
Баять - говорить.
Бирюк - волк.
Голь - нищий.
Дровни - сани.
Корец - ковш.
Корить - ругать.
Кочет - петух.
Лабаз - амбар.
Перст - палец.
Плетушка - корзина.
Полон - плен.
Седок - ездок.
Рушник - полотенце.
Торговище - рынок.
Хоромы - большой дом.
Конкурс 6 « Сказочная шкатулка» (слайд 10,11,12)
Учитель подходит по очереди к командам со «шкатулкой сказок», в которой находятся вопросы написанные на небольших листах бумаги и закатаны в трубочки. Дети достают и отвечают на вопросы.
Вопросы из шкатулки:
1. В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за фиалками. И набрела девочка на большой костёр, а вокруг него на двенадцати камнях сидело двенадцать человек. Как называется эта сказка? Назовите имена двенадцати человек. («Двенадцать месяцев»: Январь, Февраль, …)
2. Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка-невидимка, дубинка и т.д.)
3. На чем передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги – скороходы, ковер- самолёт и т.д.)
4. В этой сказке рассказывается о семи братьях. Один мог построить железный столб от земли до неба. Другой – влезть на него и во все стороны посмотреть. Третий – сделать корабль и по морю его повести. Четвертый – на лету муху из лука убить. Пятый – считать звезды и ни одну не потерять. Шестой – за один день мог вспахать поле, посеять и собрать урожай. А что умел делать седьмой брат? Как называется сказка? Как звали братьев? (Седьмой – пел, плясал, на дуде играл. «Семь Симеонов». Симеоны.)
5. Из какой сказки:
«Кря-кря, мои деточки,
Кря-кря, лебедяточки,
Погубила нас злая сестра,
Злая сестра, подколодная змея». («Белая уточка»)
6. В какой сказке живет Баба Яга? («Василиса прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Финист-Ясный сокол», «Царевна-лягушка».)
7. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мед и пиво пил, по подбородку текло (или по усам), а в рот не попало».)
За все правильные ответы дети получают сказочных героев.
Конкурс 7 «Реклама сказок» (слайд 13)
Команды получают задания – подготовить две рекламы сказки «Колобок». Первая команда готовит юмористическую рекламу, вторая – трагическую. На подготовку дается 7-8 минут. Затем каждая команда представляет свою рекламу.
Конкурс 8 «Сказочный герой» (слайд 14)
Команды получают карточки, где написано, кого надо изобразить- представить пантомимой друг другу.
1. Царевну-лягушку
2. Настеньку из сказки «Морозко»
3. Марфушу из сказки «Морозко»
4. Василису Прекрасную.
Конкурс 9 «Книга Мудрости» (слайд 15,16)
Слова написаны в разброс. Команды должны правильно собрать поговорки и пословицы.
1. Сказка, а, песня, красна, складом, ладом. (Красна сказка складом, а песня – ладом.)
2. Дремлет, без, сказочник, и понукалки. (Без понукалки и сказочник дремлет.)
3. Угонится, быль, сказкой, не, за (Быль за сказкой не угонится.)
5. Ложь, да, в, сказка, намек, ней, урок, добрым, молодцам. («Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок».)
Конкурс 10 «Отгадай сказку» (слайд 17)
Задача: отгадать, кому из сказочных героев принадлежат слова, как называется сказка. Игроки выразительно читают строки из сказок.
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси, дедушке! (Машеньке из сказки «Маша и медведь».)
- Как выскочу,
Как выпрыгну –
Пойдут клочки
По заулочкам! (Лисе из сказки «Заюшкина избушка».)
- Трень-брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья – кума,
Во своём ли тёплом гнёздышке? (Коту из сказки «Петушок – золотой гребешок»).
Конкурс капитанов (слайд 18)
Задача: послушать утверждения, если утверждение верное, ставить 1, если нет – 0.
- Звери не пустили медведя в рукавицу.
- Волк съел колобка.
- Яичко золотое разбилось.
- Гуси-лебеди поймали девочку с братцем.
- Солдат сварил кашу из топора.
- Машенька отпустила медведя с гостинцами, а сама в доме осталась.
- Старуха нашла в санях лису.
Ответы: 0, 0, 1, 0, 0, 0, 1, 0.
II. Подведение итогов (слайд 19)
– Ребята, на этом наш КВН подошел к концу. Подведем итоги. У каждой команды собрались герои сказки, посмотрите на полученные жетоны и скажите из какой они сказки..
Капитаны выходят и демонстрируют успехи команд. Все поют веселую песенку.