Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Литературно-краеведческий ринг».
Преподаватель: Новикова Н.Д.
Архангельск – 2014 г.
Цели мероприятия:
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе (в том числе и к литературе Севера), к своей малой Родине.
Развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение аргументировать свой ответ, отстаивать свое мнение; умение выслушать собеседника (другую команду).
Образовательные: расширять кругозор учащегося в области литературы и истории края.
Литературно-краеведческий ринг
Посвящен литературе и истории Архангельского Севера.
Участники:
- команды ,
- ведущий ,
- жюри.
Оформление:
- литературные газеты о городе,
- фотографии писателей Архангельской области,
- плакаты с цитатами северных поэтов,
- карточки с заданиями.
Эпиграф:
Белый снег, белый лед,
Белой ночи уют,
Даже море холодное
Белым зовут.
Белокаменный город
Над белой волной,
Белогрудые чайки
Парят над Двиной.
Лебедями на рейде
Белеют вдали
Корабли, корабли,
Корабли, корабли…
Ход мероприятия:
Дать название командам, которое связано с Севером, обосновать его.
Краеведческий раунд :
а) конкурс-аукцион: вопросы оценены определенным количеством баллов, чем выше балл, тем сложнее вопрос:
- вопросы об истории города Архангельска,
- вопросы о современном городе Архангельске,
- вопросы о литературном городе Архангельске.
(см. приложение № 1)
б) карточки с заданиями, где учащиеся должны вычеркнуть лишнее.
(см. приложение № 2)
Ломоносовский раунд:
- изобразить памятник М. В. Ломоносову,
- написать науки, куда Ломоносов внес свой вклад,
- из мозаики создать картину,
- назвать места в г. Архангельске, которые связаны с именем Ломоносова,
- из ряда стихотворений выбрать только стихи Ломоносова (приложение № 3).
Литературный раунд:
- узнать писателя по портрету (предлагаются портреты писателей и поэтов, которые связаны с Севером: С. Есенин, К. Симонов, Ф. Абрамов, О. Фокина).
- сочинить стихотворение по предложенным темам: «Северный край», «Мой город – Архангельск».
5) Выполнение домашнего задания (инсценировка сказок
Б. Шергина и С. Писахова).
6) Подведение итогов.
Приложение № 1.
Вопросы об истории города Архангельска:
- год основания города Архангельска (1584 г),
- царь, подписавший указ об основании города
Архангельска (Иван 4-ый),
- первые жители города Архангельска (стрельцы),
- первое название города Архангельска (Новохолмогоры, Двинской город),
- первое каменное здание города (гостиные дворы),
- какой царь трижды был в городе (Петр 1-ый),
- место, с которого начал существование Архангельск (Пур-Наволок),
- назвать древние города Архангельской области (Холмогоры, Каргополь),
- первое здание Архангельска (Острог),
- «Остров смерти» (остров Мудьюк),
- родина отечественного судостроения (Архангельск),
- где в Архангельске Петром 1-ым была организована первая в России судоверфь (Соломбала).
Вопросы о современном городе Архангельске:
- как зовут жителей Поморья (поморы),
- в какое море впадает Северная Двина),
- где расположен обелиск Севера (у здания администрации),
- как называется сейчас улица Энгельса (улица Воскресенская),
- современное название проспекта Павлина Виноградова (проспект Троицкий),
- где расположен памятник Петру 1-му (на Набережной).
Вопросы о литературном Архангельске:
- северный детский писатель, автор книги «Детство в Соломбале» (Е. Коковин),
- какого северного поэта называли «северным С. Есениным (Н. Рубцов),
- писатель, который родом из Пинежского района, автор тетралогии «Пряслины» (Ф. Абрамов),
- название повестей Ф. Абрамова, где повествуется о жизни дочки и матери («Пелагея» и «Алька»),
- какой северный писатель был еще и художником (С Писахов),
- где расположен музей Писахова в Архангельске (улица Поморская),
- автор повести «Школа», в честь которого в городе названа улица (А. Гайдар).
Приложение № 2.
Онега
Мезень
Лена
Кулой
Печора
Яуза
Мезень
Коломна
Пинега
Тотьма
Карпогоры
Кандалакша
Вытегорский район
Вилегодский район
Тутаевский район
Ленский район
Красноборский район
Тотемский район
Гайдар
Шергин
Рубцов
Шолохов
Личутин
Бунин
Приложение № 3.
Я встретил Вас и все былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое,
И сердце стало так легко…
(Ф. И. Тютчев)
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха….
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне….
(М. В. Ломоносов)
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира,
Душа вкушает хладный сон…
(А. С. Пушкин)
21-ое, ночь, понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле…
(А. А. Ахматова)
Вот парадный подъезд,
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и звание,
Разъезжаются гости домой…
(Н. А. Некрасов)
Я знак бессмертия
Себе воздвигнул,
Превыше пирамид
И крепче меди,
Что бурный Аквилон
Стереть не может
Ни множество веков,
Ни едка древность…
(М. В. Ломоносов)