Ф.М. Достоевский.
- познакомить со способами предотвращения насилия.
Деятельность детей (просмотр отрывка из х/ф «Чучело») (ответы учащихся) | Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Наше мероприятие проходит в рамках школьного марафона «Эмоциональное и физическое насилие в отношении детей», а также межведомственной акции по профилактике жестокого обращения с детьми «Дарить детям добро!» Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то – новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. А определить тему нашего классного часа вы попробуете сами. Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? |
1 слайд Презентация | Правильно, тема нашего занятия «Насилие и закон». Ребята, а что вы знаете о насилии и о наказании за это? А что хотели бы узнать? Я надеюсь, что сегодня вы получите ответы на свои вопросы. Мы познакомимся с понятием «насилие», узнаем о его видах и формах проявления, а также о возможностях его предотвращения. Проблема насилия является сейчас одной из актуальных. Эта проблема не нова, она существовала всегда и во всех странах мира. В повседневной жизни люди почти ежедневно сталкиваются с различными ситуациями насилия, агрессии и жестокости. Этому в немалой степени способствуют средства массовой информации, спокойное отношение окружающих к проявлениям жестокости. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления. «Проведение нашего занятия потребует от каждого из нас бережного отношения друг к другу» (Коммуникативные и личностные УУД) |
3 слайд 2 слайд Выработка коллективного мнения (подводятся итоги работы). | 1. Давайте разберемся, что же такое насилие? 2. Какие виды насилия бывают? 3. Почему возникает насилие? 4. К каким последствиям может привести насилие? 5. Сталкивались ли вы с насилием, были ли его свидетелем? На эти вопросы мы постараемся дать ответ, работая в группах (при этом не забывайте соблюдать правила работы в группе). Каждый вопрос прорабатывает одна группа. Вам дается две минуты, чтобы сформулировать свои ответы, затем представитель группы выскажет общее мнение, которое появится после обсуждения. Ребята из других групп могут дополнять, высказывать свое мнение. |
4 слайд | А теперь я вам предлагаю посмотреть, какое определение дают этому понятию языковеды. В словаре В. Даля – «Насилие – это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное». Словарь С. Ожегова дает такое понятие: «Насилие – это применение физической силы к кому-то, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие». Сравните свои ответы с этими определениями. Все ли вы учли? Что не отметили? |
5 слайд | Вторая группа определила виды насилия. Действительно, насилие предстает перед нами в разных формах. Это угрозы, побои, оскорбления, унижение, шантаж, изнасилование и т.д. В основном социальные педагоги и психологи выделяют 5 видов насилия: Физическое – это применение физической силы, когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники. Психологическое – это оказание давления, унижение, угроза, порча вещей, грубые окрики, постоянная критика. Сексуальное – это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения. Экономическое – это когда не дают денег, излишне контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья. Какие виды насилия вы смогли сформулировать? А что для вас оказалось новым? |
6 слайд (обсуждение) | Отвечая на третий вопрос, давайте попробуем выделить основные причины насилия. - самоутверждение - агрессия - конфликты между сверстниками - месть - провокация. К сожалению, единичных случаев насилия не бывает. Каждый факт насилия влечет за собой очередное насилие. Это же подтверждают слова Л.Н. Толстого, который говорил: «Как только дело решается насилием, насилие не может прекратиться…» Жестокость – порождает жестокость. |
| Теперь я предоставляю слово четвертой группе. Чтобы продолжить разговор о последствиях насилия, предлагаю вам посмотреть сценку. Вадим: - Эй, ты, слышь? Вали сюда! Разговор есть. Ну, двигай, двигай сюда. (Коля с неохотой подходит) Вадим: - Сто рублей не одолжишь? Коля: - У меня нет таких денег. Вадим: - Ну, тогда дома у родителей попроси. Скажи, что учитель сказала принести. Коля: - Я не могу так… Вадим: - Да не будь ты мямлей! Ты что – «маменькин сыночек»? Взял у мамки из кошелька одну бумажку, и она даже не заметит. В общем, чтобы завтра деньги были, а то худо будет. Спасибо, ребята! |
Обсуждение ситуации (работа в группах), заполнение таблицы. | Вот, кажется, простая ситуация, которая нередко встречается в подростковой среде. Как вы думаете, было ли здесь насилие? (ответы ребят). Перед нами два ученика Вадим и Коля. Один из которых, можно сказать, «герой дня», который знает чего хочет от жизни. Другой – жертва, которая сомневается, боится, не уверена, стоит ли ему приносить деньги. А теперь давайте подумаем, к каким последствиям может привести данная ситуация Вадима, как обидчика, и Колю, как жертву? |
Учитель записывает мелом на доске | Последствия для Вадима | Последствия для Коли | Разговор с учителем, кл. рук.; Разговор с родителями; Разговор с соц. педагогом, участковым; Объявят выговор, накажут; Поставят на учет в школе, в КДНиЗП, ОДН; Спец. школа, колония и т.д. | Разговор с учителем, кл. рук.; Разговор с родителями; Разговор с соц. педагогом, участковым; Обида, злость, месть; Боль, страдание; Инвалидность, смерть и т.д | |
| Ребята, посмотрите, к каким серьезным последствиям может привести данная ситуация. А иногда последствия могут быть непоправимы – совершение преступления, инвалидность, смерть. Никто не вправе проявлять насилие по отношению к другому человеку. «Вся жестокость происходит от слабости», - говорит Сенека. |
| Сталкивались ли вы с насилием, были ли его свидетелем? Приведите примеры. Слово предоставляется пятой группе. Оказывается, факты насилия имеют место повсеместно на улице, в семье, в школе и т.д. А жертвой насилия может стать любой из нас. Об этом нам говорила пятая группа. |
| Молодцы! Вы хорошо поработали, мне понравились ваши рассуждения. |
Работа в группах Запись на доске | Сейчас постарайтесь выработать в группах правила, соблюдение которых поможет нам предотвратить насилие. (коммуникативные УУД) Учащиеся в группах записывают правила. Обсуждение. По одному правилу от каждой группы. - не высмеивать других ребят; - не провоцировать; - избегать появления на улице поздно вечером; - не надевать вызывающую одежду и т.д. |
7 слайд 8 слайд | Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, с 14 лет – за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу и т.д. В Уголовном кодексе есть законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия, и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства, причинение тяжкого вреда, оскорбление, клевета – распространение заведомо ложной информации, (статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ). |
Ребята определяют, а учитель записывает на доске. 9 слайд | Но часто, когда над подростком совершается насилие, он побоится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае? (выслушивание мнений) Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте, вместе определим, кто это может быть? ![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_539d5cf412741/user_file_539d5cf412741_1_3.png) |
| Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу. Вот тогда в нашем обществе будет царить мир и покой. Если к вам проявляют насилие, надо постараться защититься, ни в коем случае не молчать об этом и вам обязательно помогут. |
Рефлексия | Итак, ребята, как звучит тема нашего занятия? (Насилие и закон) Почему закон? (Потому что мы знаем, что за насилие всегда следует наказание). Вспомните, о чем вы хотели узнать в начале занятия? Мы ответили на ваши вопросы? Какой важный вывод вы смогли сделать для себя в ходе нашего занятия? |
Анкетирование (Учитель раздает анкеты) | Ребята, итогом нашего занятия станет анонимная анкета. (Приложение 1) Заполните ее, пожалуйста. Спасибо! |
Итог 10 слайд | Сегодня мы затронули очень важную тему. Думаю, что никто из вас не остался равнодушным к данной проблеме: сам никого не обидит и не пройдет мимо нуждающегося в помощи. А если кто-то из вас столкнется с проявлениями насилия по отношению к себе или к друзьям, вы всегда можете обратиться ко мне. Спасибо всем за работу! |
9. Пытались ли вы защитить себя?