Тема: «Страшные следы войны»
Цель: Способствовать воспитанию любви к Родине, чувства патриотизма.
Задачи:
Расширять знания детей об истории нашей страны.
Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
Показать разрушительные последствия войны.
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.
Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы «Война глазами детей», разучивание стихотворений, создание презентации.
Ход мероприятия
Слайд 1. «Страшные следы войны… Помните! Через года, через века помните!»
Помните!
Через века,
Через года,
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт
Никогда
-Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти
Павших
Будьте достойны!
Вечно
Достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой
Секундой,
Каждым
Дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
Стучатся,
Помните!
Какой ценой
Завоёвано счастье,
Пожалуйста,
Помните!
Песню свою
Отправляя в полёт,
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споёт,
Помните.
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них,
Чтоб тоже запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
К мерцающим звёздам
Ведя корабли,
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди земли.
Убейте Войну,
Прокляните Войну,
Люди земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но тех,
Кто уже не придёт
Никогда,
Заклинаю,
Помните! (Учащиеся 1 «А» класса)
Слайд 2. Звук падающих снарядов
1 ученик: Рано утром, на рассвете
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских
Это значит против нас. (Бондаренко Ж. 1 «А» класс).
Слайд 3. . 22 июня 1941 года.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы. Кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось! (Учащиеся 1 «Б» класса)
Ранним утром 22 июня 1941 года мирный сон советских людей был нарушен вероломным нападением фашисткой Германии. Началась Великая Отечественная война. Немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. (Звучит песня о начале войны)
Слайд 4. Война, своим безжалостным забралом прошлась по жизни миллионов людей. Война, которая сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней.
Безусловно, что самые незащищенные в это время оказались дети. Дети и война – два несовместимых понятия. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом стараясь приблизить победу.
Слайд 5. Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей и их родителей.
Слайд 6. Поэтому так непостижимо удивительно, что они маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне с взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.
Слайд 7. Война – это разруха. Многие семьи оставались без крова. Их дома были разрушены в результате бомбежек. Часто люди покидали свои дома, спасаясь от оккупантов, уходили в леса, жили в землянках и шалашах.
Слайд 8. Война – это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.
Слайд 9. Война – это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.
... И кто в тот год с войсками шёл,
Тому забыть едва ли
Тоску и муку наших сёл,
Что на пути лежали...
И не одна уже судьба
Была войны короче.
И шла великая борьба
Уже как день рабочий...
И ты была в огне жива,
В войне права, Россия,
И силу вдруг нашла Москва,
Ответив страшной силе. –
Москва, Москва, твой горький год,
Твой гордый первый рапорт,
С тех пор и ныне нас ведёт
Твой клич: Вперёд,на запад!.. (Учащиеся 1 «Б» класса)
Слайд 10. Что такое концлагерь? Для чего создавались концлагеря? Что вы знаете о жизни пленных в концентрационных лагерях? Там стояли деревянные бараки.
Слайд 11. Послушайте стихотворение Константина Симонова о десятилетнем мальчике, перенесшем смерть мамы, потерявшем дом и поседевшем от переживаний.
Майор привёз мальчишку на лафете
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Слайд 12. Многие подростки военных лет заменили своих отцов и братьев в тылу. Становились они за станки на заводах и брались за плуг в колхозах.
Слайд 13. Много детей стали солдатами и наравне с взрослыми защищали нашу Родину. Дети войны прошли суровое испытание очень и очень тяжелой жизнью.
Слайд 14. Дважды он ходил на разведку во вражеский тыл, причем оба раза с заданием справился.
Слайд 15. И вот настал великий день для нашей страны – День Победы. Радовались все: и взрослые, и дети. В приближении этого дня принимали участие весь народ: и стар, и млад. (Звучит песня «День Победы»)
Слайд 16. Настало мирное время. Советский народ приступил к восстановлению разрушенной, покалеченной войной страны. Но одной из главных забот для Родины было ее подрастающее поколение.
Слайд 17. Неизгладимый след в судьбах всех детей военного времени оставила война, а в судьбах детей-сирот – особенно. Война отняла у них самое ценное – родных и близких, дом. Они больше всех нуждались в любви, поддержке и внимании. В детских домах, в суворовских и нахимовских училищах дети-сироты были окружены вниманием, любовью и заботой. Здесь они учились, жили интересной жизнью, росли верными своей любимой Родине.
2 ученик: Войны не хотим мы ни где, никогда
Пусть мир будет в мире везде и всегда
Да будет светлой жизнь детей.
Как светел мир в глазах открытых
О, не разрушь и не убей
Земле достаточно убитых. (Кохно А. 1 «А» класс)
3 ученик: Я много книг читала о войне
Я знаю, что она бесчеловечна
Нам нужен мир, надёжный мир навечно
Всем людям нужен мир, тебе и мне. (Бузанкина Д. 1 «А» класс)
Слайд 18. Минута молчания (митроном).