Форма проведения внеклассного мероприятия: беседа, игры с элементами драматизации. Цель мероприятия: рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми; показать причины возникновения конфликтов; отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах. Мероприятие состоит из трех частей: теоретической части (доклады учащихся), практической части (упражнения, тесты) и игр с элементами драматизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Приморский колледж лесных технологий, экономики и транспорта»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Учитесь властвовать собой»
Разработала: Губарева Ю.А.
Лесозаводск, 2014 г.
Классный час
«Учитесь властвовать собой»
Величайшая победа –
есть победа над самим собой
П. Кальдерон
Человеку имеет смысл жить
в мире с самим собой
и стараться, чтобы это было
хорошая компания
С.И. Хьюз
Многие люди могли бы
удвоить свое влияние и успех
при помощи
доброжелательной вежливости
Ф.Д. Рузвельт
Цель: научить студентов реально оценивать себя и других людей, познакомить с существующими законами межличностного общения, дать практические советы по снятию стресса; показать причины возникновения конфликтов.
Подготовка: - найти соответствующий материал по теме
- подготовить учащихся к докладам
- отрепетировать сценки конфликтных ситуаций
Ведущий. Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И все же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда может опереться для плодотворного общения. Нравственная основа взаимоотношений людей – что это такое? Как можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных стрессовых ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей? Как не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека? Вот об этом и пойдет у нас речь.
Стресс – это реакция организма на любое предъявленное ему требование. Жить вообще без стрессов не может никто, однако разумному поведению в стрессовой ситуации может научиться каждый. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм, так что в расхожем утверждении «Все болезни от нервов» есть немалая доля истины.
С помощью этого несложного теста вы сможете проверить состояние своих нервов.
1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?
2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по ней?
3. Теряете ли вы самообладание в споре?
4. Прерываете ли вы собеседника?
5. При разговоре размахиваете ли вы руками?
6. Вы не можете удерживать кончик5ами пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?
7. Говорите ли вы иногда сами с собой?
8. Обижаетесь ли по пустякам?
9. Долго ли вы не можете вечером заснуть?
Если на все вопросы вы ответили «ДА», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы.
Если вы ответили «ДА» 7 раз – намечается тенденция «Жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру.
Если вы ответили «ДА» 3 раза или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.
Но как научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями?
Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, - внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
Ведущий. Но как научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями? Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т. е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Доклад учащегося по теме «Каким должен быть посредник в конфликте?»
Профессионализм посредника означает:
Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».
Высказывать доверие и заботу.
Быть ответственным, т. е.:
нейтральным;
демонстрировать уважение;
не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
не руководствоваться эмоциями;
не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
не действовать свысока;
принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
Не прерывайте собеседника.
Говорите правду.
Не переходите на личности.
По-настоящему работайте над решением проблемы.
Шаги посреднического процесса:
Приблизьтесь к спорящим.
Успокойте их, если необходимо.
Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
Объясните свою компетентность.
Получите согласие.
Объясните процесс сотрудничества.
Начните процесс посредничества:
не делайте предположений;
слушайте;
повторяйте услышанное;
проверяйте;
получайте больше информации;
предлагайте множество решений;
достигайте соглашения.
8. Закончите на позитивной ноте.
Три результата конфликта:
Победа – поражение - одна сторона удовлетворена, другая - не удовлетворена.
Поражение – поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.
Победа – победа - обе стороны приходят к согласию.
Посредничество в любом конфликте:
создает более мирную среду;
снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;
способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.
Ведущий. Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя:
Часто – 3 балла
От случая к случаю – 2 балла
Редко – 1 балл
Как вы обычно ведете себя в споре
или конфликтной ситуации?
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который «всегда прав»
«Б» - это «демократический» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда предлагаете альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - это «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - это «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Ведущий. Итак, тест показал вам степень вашей конфликтности, а теперь попробуйте, играя, изменить себя в лучшую сторону.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Сейчас я прочитаю вам старинную индийскую шуточную сказку по мудрецов и слона. Вы попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон.
Мудрецы и слон
(Шуточная сказка)
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.
«Вы оба не правы,— сказал третий, г- он похож! на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый.
«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот.- «Вы все ' не правы,— сказал он,— слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вывод
Ведущий: Вы смеялись, когда мы слушали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Ведущий. Посмотрев следующую сценку, вы должны будете изменить конфликтную ситуацию.
В магазине
Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!
Покупатель. Она еще спрашивает, есть ли у меня глаза! Не знаю, будут ли они сейчас у вас?!
Продавец. Ишь какой деловой нашелся!
Ведущий. Дальнейшее продолжение разговора легко представить.
Рассмотрим, как стоило применить ситуацию к лучшему.
Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!
Покупатель. У меня, и правда нет глаз. Какая вы внимательная. Никто этого не замечает, а вы заметили. Единственное, что я вижу, у вас чудесные глаза. А сейчас, пожалуйста, скажите, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец. Хм… А вы находчивый! (говорит цену).
Ведущий. Как видите, юмор и улыбка способны творить чудеса. Еще Шекспир говорил, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.
Великий Лев Толстой, согласно исследованиям литературоведов, описывает 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающий эмоциональное состояние человека.
Посмотрев следующую сценку «Красная шапочка», вы должны ответить на следующие вопросы: Кто виноват в конфликте?
Кто явился инициатором конфликта?
На каком этапе его можно было избежать?
Красная Шапочка
Действующие лица:
Красная Шапочка
Мама
Плохой Волк
Бабушка
Ведущий: Красная Шапочка сидит у телевизора и смотрим свое любимое шоу. В это время к ней подходит мама.
Мама: Дочка отнеси корзинку с пирожками бабушке.
Красная Шапочка: Я сделаю это позже.
Мама: Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!
Ведущий: Итак, Красная Шапочка взяла пирожки и отправилась в путь. По дороге она налетела на Плохого Волка. Собственно, налетела на него не она, а он выпрыгнул на неё.
Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?
Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!
Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!
Ведущий: Придя к бабушке, Красная Шапочка застала её в кровати.
Красная Шапочка: О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!
Ведущий: Красная Шапочка наговорила Волку кучу гадостей по поводу ушей, его выпученных глаз, а главное, он не смог стерпеть оскорблений в адрес его зубов! И он грозно ей сказал.
Плохой Волк: Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!
Ведущий: Тут Красная Шапочка внезапно поняла, что под десертом бабушка имеет в виду её. Было что-то странное в том, как она это сказала. И она оказалась права, когда из кровати прямо на неё выпрыгнул Плохой Волк.
Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!
Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?
Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!
Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!
Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.
Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?
Бабушка: Напугал, милая, да не до смерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.
Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива-здорова!
Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!
Вывод и комментарии
Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.
Маме можно было так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.
Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда делает это неуклюже и грубовато.
А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступают Волк и Красная Шапочка.
Волк сильно обижается. Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Пугает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных Красной Шапочкой.
Ведущий (в заключение). В любой сфере общения – деловой или дружеской, личной - недопустимо отпугивать людей угрюмой физиономией и неприветливостью. По совету Л. Н. Толстого, следует не раздражаться, стремиться достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой.
Ученые установили, что, оказывается, женщины гораздо более устойчивы к стрессам, чем мужчины. От стресса им помогает отвлечься домашняя работа и … слезы. В слезных железах ученые обнаружили антистрессовые пептиды – обезболивающие вещества, похожие по действию на морфий. Гормоны, порождающие депрессию, вырабатываются в организме в основном ночью. Утром же, при первых лучах, часть их гибнет.
Тема конфликтов, которую вы с вами сегодня рассмотрели, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течении классного часа практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере собственного и чужого опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.