Цели: ознакомить с правилами поведения во время аварии на предприятиях, использующих или хранящих СДЯВ; со способами и методами защиты от СДЯВ и радиоктивных веществ; способами оказания первой медицинской помощи.
Оборудование: плакаты, противогазы, письмо с ошибками, медикаменты, кроссворд, ватно-марлевые повязки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Внимание, дети!" »
Познавательная игра “Внимание всем!”
/для учащихся 7 кл./
Цели: ознакомить с правилами поведения во время аварии на предприятиях, использующих или хранящих СДЯВ; со способами и методами защиты от СДЯВ и радиоктивных веществ; способами оказания первой медицинской помощи.
Оборудование: плакаты, противогазы, письмо с ошибками, медикаменты, кроссворд, ватно-марлевые повязки.
Ход игры
Первая часть игры.
Ведущий.
Ребята, апрель в нашей школе прошёл как месячник гражданской обороны. На уроках ОБЖ и классных часах вам рассказывали о задачах ГО и одной из важных задач ГО ‑ обучение населения методам защиты от оружия массового поражения или в случае аварии на предприятии, где используется СДЯВ. Ведь ежегодно в мире происходит большое число производственных аварий, которые создают реальную угрозу здоровью и жизни населения. Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих ядовитые вещества, взрыво- и огнеопасные материалы ‑ заводы и комбинаты: химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.
И сегодня мы предлагаем вам посмотреть познавательную игру “Внимание всем!” между командами 7 класса А и 7 класса Д. И я думаю, что вы почерпнёте много важного и нужного для себя.
1 конкурс.
Приветствие команд:
а)название команд;
б)соответствующий теме девиз и эмблема;
в)плакат на тему “Гражданская оборона.
Ведущий.
Теперь команды представились, и мы предоставляем им возможность показать свои знания и умения.
2 конкурс./Первый помощник/.
Аварии на предприятиях, производящих или использующих ядовитые вещества, могут сопровождаться выбросом в атмосферу этих веществ. Попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии образуют зоны химического заражения, площадь которой достигает несколько десятков километров и более. Аварии могут произойти на любом предприятии с использованием СДЯВ /мясокомбинаты, овощебазы, холодильные установки, на комбинатах для отбеливания тканей и т. п./
Ведущий.
В нашем городе тоже есть такие объекты. И мы возьмём ситуацию аварии на нашем заводе химического машиностроения ‑ ХИММАШ. Предположим, что наш город оказался в зоне химического заражения.
Второй помощник.
Внимание! Говорит штаб ГО города. Граждане: ”Химическая тревога”. Произошла авария на заводе “ХИММАШ”. Существует угроза химического заражения местности аммиаком.
Ведущий.
Вот такую информацию получили по местной радиотрансляционной сети команды, которые по правилам этого конкурса находятся дома ‑ в квартире. Другой информации не было. Итак, команды, посмотрим, как вы будете действовать в данном случае.
Команды рассказывают о своих действиях.
Правильный ответ:
1. Надеть индивидуальные средства защиты. Оставаться дома.
2. Провести герметизацию.
3. Приготовиться выйти из зоны: плотная одежда, резиновые сапоги, шапку. Шею, рот, нос ‑ платком, если нет индивидуального средства защиты, которое намочить в растворе лимонной кислоты.
4. Выйти и следовать в указанный по радио район.
5. Покидая квартиру ‑ выключить телевизор, радио и т. п., взять необходимые вещи.
6. Если было не указано, куда идти, то зону следует преодолевать перпендикулярно направлению ветра.
7. Аммиак легче воздуха.
8. Выйдя из зоны заражения ‑ снять одежду, промыть глаза.
3 конкурс.
Ведущий.
В мире известно более шести миллионов химических веществ. Многие из этих веществ являются неотъемлемой частью производства. Сейчас наши участники игры расскажут нам о некоторых из них.
/Команды вытягивают названия СДЯВ и дают характеристику/
хлор, аммиак, фосген, сероводород.
4 конкурс.
Ведущий.
Для защиты органов дыхания человека от вредных и опасных веществ существуют индивидуальные средства защиты ‑ противогазы и респираторы, ватно-марлевые повязки.
Условия конкурса. Какая команда быстрее оденет противогазы.
Затем одна команда рассказывает об устройстве противогаза, другая ‑ о респираторах.
5 конкурс.
Третий помощник зачитывает письмо-рассказ мальчика. Команды находят ошибки.
Письмо.
Здравствуй, Антон!
Хочу рассказать тебе о происшествии, которое случилось со мной. Началось с того, что я дома после школы слушал по радио передачу. И вдруг на улице завыла сирена, послышались какие-то машинные гудки. Я открыл форточку, чтобы посмотреть, что случилось, а живу я на первом этаже ‑ люди куда-то бежали. И вдруг по радио прервалась передача, и послышалось “Внимание. Говорит штаб ГО. Граждане! Произошла авария на химическом предприятии с выбросом СДЯВ ‑ фосген. Угроза химического заражения”. Я стал вспоминать, что делать в такой ситуации. Фосген, подумал я, легче воздуха, и бежать никуда не надо. Стал я искать противогаз, но не нашёл. В квартире ‑ не на улице, подумал я, обойдусь без противогаза. А что мне ещё оставалось делать? Слышал, что нужно закрыть окна, вентиляционные люки, щели ‑ этим я и занялся. Щели в нашей входной двери очень маленькме, на неё я не стал тратить время. Прослушав дальше сообщение по радио, я услышал, что нужно выходить из зоны заражения. Как только я услышал, быстро оделся, как обычно, выбежал из подъезда и помчался. Сколько бежал, не помню, возле поста милиции меня остановили и отвели в убежище. Вроде я сделал всё правильно, но один мужчина сказал, что не мешало бы мне ознакомиться со способами и средствами защиты от СДЯВ и зарубить себе на носу.
Ошибки:
1. Нельзя открывать форточку. Гудки, сирены ‑ сигнал ГО.
2. Если нет индивидуальных средств защиты, можно использовать плотную ткань/платок/, смоченную в воде
3. Герметизировать нужно очень тщательно все щели, используя одеяло, пластырь, вату и т. п.
4. Фосген ‑ тяжелее воздуха.
5. Не надо бежать сломя голову, идти нужно быстро, перпендикулярно направлению ветра.
6. Конкурс.
Ведущий.
А сейчас наши команды станут санитарными дружинами. Одна из задач ГО ‑ проведение спасательных и аварийных работ, оказание медицинской помощи.
Задание.
На столе расположить медикаменты. Для каждой команды одинаковые. Ребята должны оказать пострадавшему первую доврачебную помощь при отравлении СДЯВ ‑ хлором. Два помощника имитируют пострадавших.
Медикаменты:
2% р-р питьевой соды
5% р-р лимонной кислоты
пузырёк с водой
борная кислота
анальгин
ватно-марлевые повязки
Правильные действия команд:
1. Индивидуальное средство защиты в 2% растворе соды
2. Закрыть все открытые участки
3. Вывести из зоны
4. Промыть глаза 1% раствором борной кислоты
5. Обильное питьё/чай, молоко/
6. Обратиться к врачу
Вторая часть игры.
Четвёртый помощник
Большую угрозу для здоровья и жизни человека представляют аварии на атомных энергетических установках. Вся тяжесть и опасность таких аварий состоит в том, что из ядерных реакторов выбрасывается в атмосферу радиактивность в виде мельчайших пылинок, аэродолей. Выпадая из облаков на землю, они образуют зону радиактивного заражения. Обнаружить радиактивные вещества человек не может, т. к. они не имеют ни запаха, ни цвета, как СДЯВ.
Ведущий.
Что такое радиация, и чем она опасна для человека помогут нам разобраться команды, отгадав кроссворд.
Команды отгадывают кроссворд: как можно больше слов за определённое время.
1. Газ жёлто-зелёного цвета с резким запахом. Тяжелее воздуха.
2.Крупная авария, сопровождающаяся гибелью людей.
3. Вывод населения в безопасные районы.
4. Молочный продукт, который рекомендуется пить при отравлении СДЯВ.
5. Основное индивидуальное средство защиты органов дыхания от радиактивных веществ.
6. Индивидуальное средство защиты органов дыхания от различной пыли, радиактивных веществ.
7 Действия человека ,исключающие проникновения СДЯВ в помещение .
Пока ребята отгадывают кроссворд , я хочу задать несколько вопросов залу .
1 Для привлечения внимания населения перед передачей информации об аварии подается предупредительный сигнал ГО .
Что это за сигнал?
(Сирены машин ,гудки на предприятиях ,сигнальные установки )
2. После аварии нужно принимать обычный йод : в виде таблеток ,порошка .Для чего?
3. Как называется прибор для определения радиации (дозиметр )
4. В каких единицах измеряется радиация (рентген )
5. Для меньшего воздействия на организм радиактивных веществ нужно соблюдать правила личной гигиены. Что это за правила?
(Принимать пищу в закрытом помещении, мыть руки с мылом, полоскать рот слабым раствором пищевой соды, нельзя купаться, собирать ягоды и грибы )
3 конкурс .
Ведущий :
А теперь проверим, как команды подготовили домашнее задание - подготовили сообщение о крупной аварии (из газет, телевидения и т. п.)
Подведение итогов .
Награждение.
Ведущий .
Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древнейших времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей.
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели. Я думаю, что знания, которые вы получили сегодня будут служить руководством по выживанию в случае аварии