КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
Мероприятие, посвященное открытию корабля-музея в г. Воронеже
«Гото Предестинация»
«Возвращение легенды»
(История создания копии первого петровского линкора: от идеи до первого плавания)
Выполнил: Кутенков Константин Петрович,
ученик 11 класса Таловской школы-интерната
Руководитель: Чайкина Любовь Алексеевна,
руководитель музея Таловской школы-интерната.
Таловая, 2015
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей появления в г Воронеже корабля-музея «Гото Предестинация»;
- рассказать, как шло строительство корабля-музея;
- выяснить, какое значение имеет для нашего края появление корабля-музея «Гото Предестинация»;
- показать преемственность поколений в воспитании и сохранении традиций нашего края;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков, гордости за наших мастеров и умельцев Воронежского края.
Наглядность:
История создания копии первого петровского линкора: от идеи до первого плавания.
Руководитель шк.музея: Летом 2014 года в Воронежском крае произошло знаменательное событие. Был спущен на воду прототип корабля «Гото Предестинация», построенный Петром 1 на Воронежской судоверфи в 1698 – 1700 годах. Этот корабль-музей, стоящий на причале Воронежского водохранилища еще раз закрепил право нашего края называться родиной Российского флота. Сегодня, нам хотелось бы рассказать как шло строительство этого необычного корабля. Свою презентацию мы назвали « ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ».
Учащийся: Не годами, и не десятилетиями, а уже столетиями исчисляется история российского судостроения, и не один российский город хотел бы иметь право называться колыбелью кораблестроения государства Российского. Но, по сути, ни Санкт-Петербург, ни Архангельск с Астраханью не могут в полной мере претендовать на такую честь, ведь пальма первенства в таком важном вопросе бесспорно принадлежит Воронежу.
Учащийся: Существуют не только городские легенды, повествующие о славном корабельном прошлом этого города, а вполне реальные исторические документы, подтверждающие, что ещё на заре становления славы русского флота именно в Воронеже, по приказу Петра І, стали строить первые корабли. И только благодаря усердию и выносливости воронежских судостроителей, бывших простых крестьян, Россия смогла с гордостью продемонстрировать свои собственные корабли, на удивление вездесущих иностранцев.
Учащийся: В воскресенье, 27 июля, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».
Над судном подняли триколор. Это копия корабля построенного Петром 1 на Воронежской верфи.
Старинный 58-пушечный линкор построили по проекту Петра I, некоторыми работами император руководил лично. Он же назвал судно «Гото Предестинацией», «Божьим Предвидением.
В целом строительство шло под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева. Работы начались осенью 1698 года, а весной 1700 года корабль спустили на воду.
«Гото Предестинация» стал первым русским кораблем, в создании которого не принимали участия иностранные мастера. Первый российский двупалубный линкор был в длину 38 м, в высоту – около 40 м.
Учащийся: На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко.
Капитанская каюта была отделана орешником.
На корме охристого цвета – фигура скорпиона.
Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба.
«Гото Предестинация» воевал на Азове. В 1712 году его продали туркам , а в 1718 году линкор признали непригодным и продали на слом.
Руководитель шк.музея: Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилища. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
Учащийся: В июле 2010 года в г. Воронеже прошло первое выездное совещание Морской коллегии при правительстве РФ, которое посетил заместитель председателя правительства Сергей Иванов. «Мы неслучайно выбрали Воронеж,- сказал Сергей Иванов. Где еще мы могли детально рассмотреть комплекс мер по сохранению исторического наследия, связанного со становлением России как Великой морской державы. На этом заседании был рассмотрен вопрос о строительстве точной копии петровского корабля « Гото Предестинации» и возрождением исторических мест связанных с кораблестроением в Воронежском крае. На реализацию проекта было выделено 200 млн рублей.
Учащийся: Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились.
При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее.
Учащийся: В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля.
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области.
В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации».
Учащийся: Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.
Такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж.
Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.Через четыре дня корабль добрался до Воронежа.
Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.
Учащийся: В конце августа 2013 года в Воронеж из Петрозаводска начали переправлять деревянный корпус «Божьего Предвидения». Копию петровского линейного корабля разобрали более чем на 30 секций.
Для их транспортировки в Воронеж потребовалось три десятка 12-метровых большегрузов. Каждый рейс продолжался почти два дня.
Деревянный корпус корабля строили 25 рабочих верфи «Варяг».
Главным отличием копии «Гото Предестинации» в том, что она выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе противопожарных.
Весной-2014 началось благоустройство берега вблизи стоянки «Гото Предестинации».
В проекте предусмотрены информационный киоск, понтонный причал для швартовки корабля, лавочки, туалеты, озеленение территории, а также сети коммуникаций.
Параллельно продолжались и работы на самом корабле – началась установка мачт. По словам начальника техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александра Щеглова, который руководит строительством корабля, высота фок-мачты, первой мачты, которую установили, – 36 м, грот-мачты – около 40 м.
Учащийся: « В апреле были подготовлены 730 различных предметов петровских времен, которые будут составлять экспозицию корабля-музея «Гото Предестинация» - сообщила руководитель регионального департамента культуры и архивного дела Воронежского края Елена Ищенко.
А экскурсии на корабле музейные работники будут проводить в костюмах Петровской эпохи.
Однако экипаж, в том числе капитан, будут одеты по-современному, чтобы «не перенасыщать экспозицию».
Предполагается, что корабль будет поднимать паруса дважды в год – на День ВМФ и День города. По техническим условиям корабль с парусами не сможет стоять у берега, их просто оторвет ветром.
В начале июля «Божье Предвидение» вышел в первое плавание – на ходовые испытания.
В настоящее время «Гото Предестенация» стал кораблем – музеем и открыт для посетителей.
Руководитель: а сейчас мы предлагаем вам посмотреть видеофильм о праздничных событиях в г. Воронеже в день открытия корабля-музея « Гото Предестинация» 27 июля 2014 года.
Источники информации:
-