Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие аксиологической направленности «Самая большая ценность – это…»»
Внеклассное мероприятие аксиологической направленности «Самая большая ценность – это…»
9 класс
Оборудование: рабочие материалы, презентация, мультимедийный проектор, изображение калейдоскопа с возможностью записи в нем слов (нарисованный на бумаге или на интерактивной доске).
1. Организационный момент
2. Тема, задачи
- Тема нашего мероприятия обозначена так: «Самая большая ценность – это …» Вы видите, что фраза незакончена и не определено, какая ценность является для нас самой большой. В течение мероприятия мы порассуждаем о том, что для нас в этом мире особенно важно, чем мы дорожим. А в конце мы продолжим, завершим эту фразу. Перед вами рабочие материалы, в которых имеются необходимые нам источники.
3. Работа над понятием «ценность». Как вы понимаете слово «ценность»?
- В словаре Брокгауза и Эфрона ценность обозначена как то, что имеет важность, значение; ценный предмет или явление. Что же является ценностью для вас? Я попрошу вас вписать свои ценности в пирамиду по степени значимости. Чем ближе к вершине, тем более важные для вас ценности должны там находиться.
Музыка.
- Размышляя о своих ценностях, я тоже составила свою пирамиду. В ней оказались здоровье, работа, друзья, семья и на вершине – любовь. Любовь ко всем названным и очень важным для меня понятиям.
У вас получилась своя ценностная пирамида. Мы вернемся к ней чуть позже. Скажите, часто ли вы размышляете о важности этих ценностей? А ведь на основании этих ценностей мы совершаем разнообразные поступки.
4. Видеофрагмент
- Вашему вниманию я предлагаю фрагмент фильма П.Чухрая «Водитель для Веры», в котором главная героиня намеревается совершить один из самых серьезных поступков, на которые способен человек. Подумайте, что толкнуло Веру на этот поступок? О чем она размышляла в этот момент? Видео
5. Суицид и его причины.
- Итак, можно ли поступок Веры назвать серьезным? Почему?
- Этот поступок называют умышленным самоубийством или суицидом. Впишите этот термин в ваши рабочие листы, дайте ему научное определение.
- Сегодня количество людей, сводящих счеты с жизнью больше, чем погибающих в результате войн и преступлений. По данным ВОЗ, в год на планете фиксируется около 1 млн. случаем суицида. То есть, самоубийства происходят каждые 40 секунд. В Саратовской области за 6 месяцев прошлого года добровольно ушли из жизни 254 человека. Согласитесь, это страшно.
- Что же толкнуло героиню фильма на этот поступок? Что толкает других людей на суицид?
- Эти причины, на ваш взгляд, характерны только для нашего времени? Каким было отношение к суициду в разные эпохи в разных странах?
Историческая справка.
В мифологии древних народов Европы считалось, что самоубийцы превращаются в вампиров. В Спарте и Афинах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения.
Отрицательное к этому акту обоснование можно найти в учениях Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. В средние века самоубийство стали относить к преступлениям. На Руси оно оценивалось отрицательно. Самоубийц не отпевали священнослужители, их не разрешалось хоронить на кладбищах, обычно захоронение происходило около дороги. Статьи об ответственности за самоубийство и за покушение на него действовали в России вплоть до 1917 г. В Англии уголовные санкции за покушение на самоубийство были отменены только в 1961 г.
- Каким же было отношение к суициду в разные эпохи в разных странах?
6. Проблема поиска смысла жизни.
- Вы назвали много причин суицидальных поступков. Но их объединяет то, что человек утратил для себя смысл жизни. А каков же он? Эта проблема стара как мир. Человек во все времена задумывался и задумывается о том, что заполняет его жизнь. Давайте обратимся к мудрости великих древних. Вашему вниманию предложены основные философские взгляда на смысл жизни. Назовите их. Назовите представителей этих взглядов.
- Вам необходимо ознакомиться и этими взглядами и выразить их смысловое содержание одним словом, записав его в соответствующее окошко.
- В современном мире все перемешалось и переплелось, и эти взгляды уже существуют параллельно с новыми представлениями о смысле жизни. В молодежной среде, например существует субкультура «Готы – очарованные смертью», для которых смыслом жизни является подготовка к будущей смерти через соответствующее поведение: посещение кладбищ, использование в имидже только черного цвета, различных символов смерти, а также музыки и стихотворений. Однако к суициду они относятся резко отрицательно.
- Вопрос о смысле жизни обсуждается учеными, писателями, посетителями Интернет-форумов. Пользуясь источниками, определите, в чем видят смысл своей жизни наши современники.
8. Оргдеятельностная игра.
- А теперь давайте вернемся к ценностной пирамиде, которую вы составили в начале урока. Что вы поместили на ее вершину?
- Знаете, на протяжении моей жизни ценности в моей пирамиде перемещались, но оставались неизменными. И нельзя сказать, какая из них более значимая. Они равноценны. И образуют уже не пирамиду, а калейдоскоп.
- Я предлагаю вам объединить все ваши ценности в один общий, большой калейдоскоп.
Музыка
9. Видеофрагмент
- Вернемся к героине фильма и посмотрим финал уже показанного сюжета.
Видео
- Что удержало Веру от этого поступка? Поступок серьезный. Поступок необдуманный. Необдуманный потому, что она в этот момент забыла о том, что существует безграничная любовь к ней ее отца, ее любовь к нему и ответственность за будущего ребенка. То есть любая, хотя бы одна из частей этого калейдоскопа может и должна удержать человека от этого страшного поступка.
- Каким одним общим словом можно наиболее полно назвать этот калейдоскоп? Жизнь. Действительно, жизнь – это калейдоскоп. Мелодия, которая сопровождала наш урок, выбрана неслучайно и называется она – калейдоскоп.
- Давайте закончим фразу, вынесенную в название темы урока. Самая большая ценность – это жизнь. Жизнь во всей ее многогранности, во всех ее проявлениях:… И, как бы мы к ней не относились – пессимистически, скептически, оптимистически - жизнь, действительно, является самой большой ценностью.
10. Итог
- Мне хотелось бы поблагодарить вас за активную работу, за теплую атмосферу в вашем классе. И в заключение мне хотелось бы вам пожелать, чтобы жизнь вам всегда ставила только отличные оценки. Мероприятие окончено. До свидания.
Рабочие материалы к мероприятию: «Самая большая ценность – это…»
Задание № 1
В ступеньки пирамиды впишите ценности, которыми Вы дорожите.
Задание № 2
Напишите термин, определение которому дано ниже.
Сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетены психологические, физиологические и социальные факторы – это _______________________.
Задание №3
Выразите одним словом отношение к смыслу жизни различных философских школ.
Отношение к смыслу жизни
Предста-вители
Основные принципы
Слово, характери-зующее отношение к смыслу жизни
Пессимизм
Екклесиаст
Жизнь человека не имеет никакого смысла. Все дни человека – сплошные печали и ничего хорошего не следует ждать от жизни на земле.
Скептизицм
Вольтер
Сомнение в способности человека найти смысл жизни. Все люди подобны существам, которые живут в маленьких норах и не знают своего предназначения.
Оптимизм
В.Г.Лейбниц
Вера в то, что в мире все разумно, жизнь людей прекрасна и людей ждет светлое будущее. Смысл жизни человека в добрых делах, в помощи ближнему.
Задание №4
Определите, в чем видят смысл жизни авторы следующих высказываний.
И.П. Павлов (1849-1936), российский физиолог. Жизнь только для того красива и сильна, кто наполняет ее смыслом во всей его многогранности и разноцветии. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает ее смысл.
Г.Щербакова. «Мальчик и девочка». Когда мальчик вытащил девочку из веревки, привязанной к дереву, он сказал ей: «Знаешь, я однажды тоже хотел совершить такой поступок. Но потом подумал: если я это сделаю, то ничего уже в моей жизни не случиться – ни горя, ни радости, ни хорошего, ни плохого. Я не успею вовремя принести лекарство бабушке и вылечить бездомную собаку. Я столько не успею сделать! И не успею сказать любимым, как сильно я их люблю, как они мне все нужны и как я им благодарен».
Интернет-форум. Екатерина 7.9.2006. Самой когда-то хотелось оборвать свою несчастную жизнь. Но потом подумала: Смерть - это последний выход. Сначала нужно испытать все предпоследние варианты. К тому же у меня есть новая юбка (неужели я упущу шанс её надеть?) и вечером будет классный фильм. Так что можно пока и отложить такое важное дело.