Сформировать отношение к пожарам как к вредной деятельности человека.
Задачи/вставить обо всем/
сохранение лесных насаждений,
формирование у обучающихся понимания единства человека и природы,
вовлечение обучающихся в активную природоохранную и экологическую деятельность,
привитие навыков агитационной работы, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карандаши, ватман, ручки и листочки.
Оформления зала: выставка художественной и научно-популярной литературы; выставка фотографий “Живая ель”; картина И.И.Шишкина “Корабельная роща” (репродукция); на бутафорских листьях высказывания замечательных людей о лесе, народные пословицы, поговорки, афоризмы.
“Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади!”
“Без леса не было бы жизни на земле”. (Л.Леонов.)
“Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека”. (Ф.Гладков.)
“Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.” (Л.Толстой.)
“Любовь к родной стране без любви к природе невозможна”. (К.Паустовский.)
“Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша”. (А.Чехов.)
“Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека”. (Восточная мудрость)
Думы о зелени — думы о будущем.
Яблоко съешь, а семена сохрани и посей.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
Сухое дерево горит — сырое урожай дарит.
Участники: Учащиеся 5, 10, 11 классов.
Ход мероприятия
На сцене появляются 2 вожатых с группой учеников
Вожатый ___ :
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда, вы скажите сами, отгадав загадку:
Там всегда полно чудес,
Там деревья до небес,
Птички весело поют,
Звери разные живут.
В чаще волка встретить можно -
Там гуляйте осторожно.
Куда ведет нас интерес?
Совершим поход мы …..
Дети: В лес!
Мы с вами отправимся сегодня на экскурсию в лес, все готовы? (СЛАЙД 2, картинки о лесе,
запись с пением птиц). Желаю хорошо погулять.
Вожатый ___ : Ой, ребята, в лесу почему-то пахнет? Дымом! Чувствуете? Вот треск какой- то! Слышите? И что это происходит?
Дети предполагают что происходит.
Ученик 1 читает стихотворение: (слайд 3,4)
Ветер гонит тучу дыма, Словно грузного коня. Вслед за ним неумолимо Встало зарево огня.
Только в редкие просветы Темно-бурых тополей Видно розовые светы Обезумевших полей.
Ярко вспыхивает лес, С острым запахом смолы, И, шипя и разгораясь, В пламя падают стволы.
Резкий грохот, тяжкий топот, Вой, мычанье, визг и рев, И зловеще-тихий ропот Закипающих ручьев.
Все страшней в ночи бессонной, Все быстрее дикий бег, И, огнями ослепленный, Черной кровью обагренный, Первым гибнет человек.
Н. Гумилев
Вожатый: ___Что же делать?Беда!
Дети: Надо позвонить спасателям.
Вожатый: по телефону звонит
-Служба 911 пожар в лесу ,координаты 45/69
/показать пожарную машину и пожарных ,заливающих горящий лес/-на слайде/
Вожатый:Все закончилось благополучно.Могло быть хуже.А знаете ли вы, как появился огонь?Хотите расскажу?
Горит костер. Древние люди сидят около огня
Вожатый___ (рассказывает легенду) :
Легенда о Прометее (СЛАЙД)
«Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь».
Краткий видеофрагмент до пожарного с ребенком на руках
Что такое огонь?
Причины его возникновения.
Огонь-друг, огонь-враг
Вожатые приводят статистические данные о пожарах в России (СЛАЙД)
Вожатый ___ :
Ребята, вы не забыли, что мы находимся в лесу?
И основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей.
Вожатый ____ :
Почему так происходит? Давай те разберёмся, вместе.
♦ АРГУМЕНТ – КОНТРАРГУМЕНТ (слайд 10)
Учащимся зачитываются различные ситуации. Нужно дать правильный ответ.
Выходят дети и разыгрывают первую ситуацию
Мальчики:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
Девочки (возразили):
- Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее.
Вожатый ___ :
- Мальчики подошли туда, куда им показали девочки, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Ребята, как вы думаете, правильно ли поступили дети? Обоснуйте ответ.
Вожатый ___ : Давайте продолжим
Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?
Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает и как вы будете действовать дальше?
Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?
Вожатый ___ (делает вывод):
Основную роль в профилактике лесных пожаров играет разъяснительная работа, воспитание бережного отношения к природе, введение ограничений, а при особой пожароопасной обстановке и полного запрета на посещение лесных угодий.
С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет, радио, телевидения, а также наглядных пособий, вывешиваемых в наиболее людных местах.
Вожатый ___ :
Сейчас мы в лесу, а скоро вернемся домой. Но и дома мы используем огонь, и там также могут возникнуть разные ситуации.
Ученик ___ :
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было
Жили б мы совсем не так.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Sony» тоже б не играли
В общем, плохо было б жить.
Ученик ___ :
Но бывает огонь и другим:
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым…
И жесток он…
И грозен…
И страшен!
Для забавы, для игры…
Спичек в руки не бери!
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать…
Зла!
/_Показать слайды пожар в квартире./
Вожатый:
___________Мы увидели ,какой вред наносит огонь, если не соблюдать правила, а теперь давайте поиграем.
/добавить теоретические сведения о пожарных или правилах безопасности ,слайды или проза/
ВИКТОРИНА /
Чем опасны пожары в квартире?
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
От чего бывают пожары?
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
СЦЕНКА С ПРИБОРАМИ.
Выходит группа ребят. В руках у них рисунки с изображением: огонь, огнетушитель, ствол, коробок спичек, газовая плита, электроплитка, электроутюг.
ОГОНЬ:
Я - Огонь! Я - друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
ОГНЕТУШИТЕЛЬ:
В рубашке ярко-красной,
В работе безотказный.
Огнетушитель ОП-5
Школьник обязан знать!
СТВОЛ:
Ствол пожарный с рукавом.
Дружбою гордится!
Познакомьтесь со стволом -
Может пригодиться!
КОРОБОК:
Спички не тронь,
В спичках - огонь!
ГАЗОВАЯ ПЛИТА:
С газом будь осторожен...
От газа пожар возможен!
ЭЛЕКТРОПЛИТКА:
Не играй с электроплиткою.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!
ЭЛЕКТРОУТЮГ:
И рубашки, и штанишки
Глажу я для вас, детишки,
Но запомните, друзья,
Что со мной играть нельзя!
Давайте поговорим о тех, кто борется с огнем и без них с огнем не справиться.
Ответьте на вопросы.
Продолжение викторины
Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
Пожарные
Почему пожарных вызывают по телефону именно «101»?
«101» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.
6 . Почему пожарная машина красная?
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу.
Красный цвет – цвет огня.
7 . Как одеваются пожарные?
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
Звучит пожарная сирена.
Вожатый ___: Что случилось? Почему? Ничего я не пойму?
Кто услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Сценка «Телефон»
1 ученик
Знать обязан каждый гражданин -
Телефон пожарных - 101.
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно 101 звоните,
2 ученик
Точно адрес назовите,
Что горит? Давно ли? Где?
Несколько минут промчится -
К вам пожарная примчится.
И поможет вам в беде.
ВЫВОД
Быть не должно привычки!
Играть с огнем и спичкой!
Огонь - опасная игра,
Нам это всем…
Понять пора!
Будь осторожен с огнем –
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!
Вожатый:
Ребята! Мы, находясь в лесу, многое узнали, вспомнили, представили. Но нам пора возвращаться.
Выходит инспектор по пожарной безопасности. Делает обобщение, вывод.
Ученик :Ребята, я так много всего узнал ,у меня такое хорошее настроение, что хочется петь. А у вас?
Дети: Да!
Выходя из леса, группа учащихся поет частушки.
ЧАСТУШКИ
То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все
Не бросай горящей спички,
А то быть большой беде.
Не пугайте журавлей
Не губите аистов
А не то всех этих птиц
Вовсе не останется.
Всем напомнить здесь уместно,
Что шалить с огнём нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
И тогда беды не будет
в вашем доме никогда.
Мы частушки вам пропели
Правила сказали,
Как дружить, друзья с огнём
Вы теперь узнали.
Вожатый ___ : Вот и все. Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи.
Вожатый ___: Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, лес, природу, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь.
Спасибо за внимание!
Памятка для учащихся
Как вести себя на пожаре
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "1О1" или попроси об этом соседей.
3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "101" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.