Оборудование:1. Гербарий «Лекарственные растения нашего края»
2. Картины природы (для оформления).
3. Фонограммы звуки леса, песни о лекарственных
растениях.
Ход занятия.
Воспитатель: Человек еще издавна заметил, что животные среди мно-
жества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Наше сегодняшнее занятие проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой ветке, в каждой травке –
И микстура и таблетки.
Ну а чем и каклечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Восп. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Стоит в лесу кудряшка,
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Ромашка. Это я Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота».
Родина моя Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой травой. Так я попала в Россию.
Восп. Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый отвар.
Восп. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Появляется Подорожник.
Подорожник.Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Восп. Дорогой Подорожник, а чем ты еще полезен?
Подорожник.Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
Восп. Жжется, а не огонь; злая, а людей лечит?
Появляется Крапива.
Крапива. Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что крапива заменяет семерых врачей. Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях.
Отгадывание загадок.
Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать - и-
мачеха.
ВоспВы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник. Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и запах моих лепестков.
ВоспЗнаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.
Мать -и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
ВоспЗнаем, ты Мать- и- мачеха!
Мать -и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной поскорее, и, обещаю, все пройдет.
Брусника. Листик сглянцем, ягодки с румянцем,
А сами кусточки – не выше кочки.
Восп Ты Брусника! А как ты помогаешь людям?
Брусника Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них.
Тысячелистник Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
Восп. А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?
Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
Игра «Узнай растение»
Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и карточки с их названиями. Надо к названиям растений подобрать их рисунки.
Восп. Молодцы, ребята! Мы сегодня вам много рассказали и поиграли.
Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.