Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле. Задачи: Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека. Развитие наблюдательности, творческих способностей детей. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отгадайте загадки»; минусовая фонограмма песенки «Синяя вода» В. Шаинского; листы бумаги (А3) по количеству команд 2-4 классов, фломастеры, карандаши; 2 листа бумаги (А2) для команд первоклассников; модели рыбок, водорослей, обрезки бумаги, салфетки, клей. Ход праздника 1 ведущий: Угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (Воды.) 2 ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. 1 чтец: Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода. 2 чтец: В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И, кажется сказкою это А, в сущности, только вода Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А все это – только вода. Высокие гребни вздымая Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придет – все растает, И будет простая вода. А. А. Фет. 3 чтец: Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Мёртвая и живая, Газированная и минеральная, Питьевая и индустриальная, Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная ... Ну, в общем, очень разная. 1 ведущий: Интересные факты о воде: Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек. Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги. В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет. Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны! Может ли вода двигаться вверх? Почему вода в море солёная? Какая вода на вкус? Какой у воды запах? Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? Что произойдёт, если воду вскипятить? Что произойдёт если воду вынести на мороз? 2 ведущий проводит викторину «Реки, озёра, моря и океаны»: Сколько на нашей планете океанов? (4) Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан, Северный Ледовитый океан.) Почему все океаны объединяют в Мировой океан? (Нет четких границ.) Как называются части океана, которые вдаются в сушу? (Моря.) Из чего образуются ледники? (Из снега.) Как называются плавающие глыбы льда? (Айсберги.) Подземные воды выходящие на поверхность образуют ... (источник, родник). Как называется множество живых, блуждающих существ в толще воды? (Планктон.) Как называются постройки, созданные маленькими морскими животными, коралловыми полипами? (Коралловые рифы.) Какие приспособления имеют животные для плавания? (Ласты, плавники, перепонки.) Чем питаются гиганты моря – киты? (Планктоном.) Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд.) Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки.) Чем знаменито озеро Байкал? Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения.) Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека.) Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища.) Какая рыба крякает? (Морской карась.) Какой злак растет под слоем воды? (Рис.) Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк.) У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки.) Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука.) Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года.) Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча.) Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз.) Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру.) Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза.) Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.) Ведущие: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Попробуйте отгадать наши загадки. (Презентация. Слайды 2-20) Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга) Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней.) Ног нет, а идёт? По кустам развешан … (Снег.) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно … (Лёд.) Детки сели на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки.) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река.) В тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (Волны.) День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад.) Кругом вода, А с питьём беда. (Море.) Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк.) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали И пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса.) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь.) В новой стене, В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено. (Прорубь.) Дождь прошёл, а я осталась На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа.) Не вода и не суша – На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото.) Пушистая вата Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака.) По небесам оравою Бредут мешки дырявые. И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … (тучи) Что в руках не удержать? (Воду.) 3 ведущий: Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана. 4 ведущий: Мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Для чего ещё кроме питья нужна вода человеку? Где человек использует воду? (Ответы детей.) 1 ведущий: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами ... Ты самое большое богатство на свете», – писал о воде Антуан де Сент Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам. - А как можно экономить воду? (Вызываются две команды по 5 человек из параллельных классов, и они вносят свои предложения по экономии воды дома и в школе.) 3 чтец: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить. 2 ведущий: Я приглашаю на сцену самых маленьких участников нашего праздника – первоклассников. Они выполнят очень важное задание. (На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.) Посмотрите все сюда: Это чистая вода. Так прозрачна – все видать! Разных рыб – не сосчитать! Ну а это что такое? Грязно-серое, рябое… Пятна масла, всякий хлам… Вот, что скажем, братцы, вам … 3 ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (На сцену приглашаются команды 2-4 классов по 4-5 человек. Они оформляют свои обращения в виде листовок.) 5 чтец: Давайте мы будем природу беречь Для очень приятных у озера встреч, Для встреч на поляне, купаний в реке, Для отдыха дома, а не вдалеке. Чтоб было природу кому охранять, Нам нужно все четко и верно понять- Природы король человек и венец, Но все ж без нее человеку – конец! 1 чтец: Гонит капля дождевая Ручеёк за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые. Потом… А потом и синь морская! А за нею – океан! Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран! 1 ведущий: А сейчас хор второклассников исполнит песню «Синяя вода» из мультфильма «Катерок», слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского. Литература: Хлупина Л.А. Речки, реки и моря на Земле живут не зря! (Вода – самое большое богатство на Земле! – Круговорот воды // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – с.72. Загадки о воде. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php В сценарии использованы стихи А.А.Фета, Т. Жибровой, Т. Маршаловой. |