kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Материнские берегини"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возвышенное, чистое отношение юноши к девушке начинается с уважения к матери. Все самое дорогое и близкое люди сравнивают с именем матери: «Родина – мать»,  «матушка – Русь», «Мать источник радости и счастья детей», «При солнышке тепло, при матери добро».

  Ж-Ж Руссо считал вообще противопоставленным непочтительное отношение к матери. Он писал: «Если ребёнок оказывается настолько противоестественным, что не обнаруживает почтения к матери, которая носила его в своей утробе, питала его своим молоком, в течение многих лет забывала о себе в заботах о нем, то следует поскорее придушить это чудовище, недостойное глядеть на свет божий.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Материнские берегини"»







Внеклассное мероприятие



« Материнские Берегини»












Подкотовила:

Раковецкая А.И.







Цель: познакомить учащихся с произведениями русской литературы о матери; заставить учащихся пересмотреть свое отношение к самому близкому человеку, матери.

Играет запись песни Витаса «Ты прости меня, родная».


Учитель. Возвышенное, чистое отношение юноши к девушке начинается с уважения к матери. Все самое дорогое и близкое люди сравнивают с именем матери: «Родина – мать», «матушка – Русь», «Мать источник радости и счастья детей», «При солнышке тепло, при матери добро».

Ж-Ж Руссо считал вообще противопоставленным непочтительное отношение к матери. Он писал: «Если ребёнок оказывается настолько противоестественным, что не обнаруживает почтения к матери, которая носила его в своей утробе, питала его своим молоком, в течение многих лет забывала о себе в заботах о нем, то следует поскорее придушить это чудовище, недостойное глядеть на свет божий.»


Когда был я ребёнком, родная моя,

Если детское горе томило меня,

Я к тебе приходил, и мой плач утихал:

На груди у тебя я в слезах засыпал.

Я пришёл к тебе вновь…

О, возьми обними, уврачуй

Моё сердце больное рукою родной.

(А. Апухтин)


На всю жизнь запоминаются слова С.А. Есенина («Письмо матери»):

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Жизнь матери – это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг.

Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские поэты и писатели.

«Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

«Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни».


«Когда человек может назвать мать свою и по духу родной – это редкое счастье».

(А.М. Горький)


«Любовь к Родине начинается от любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее в человеке достается ему от матери».

(Ю.А. Яковлев)


«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать».

(М. Джалиль)


Сила материнской любви очень хорошо показана в военных произведениях, а в особенности в повести В. Закруткина «Матерь человеческая» /Краткий рассказ/.


Ученица. «Баллада о матери»


Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать.
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло…
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли, в кино – и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать,
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
"Алексей! Алёшенька! Сынок!"
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт!
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки. -
- Алексей! – просили. - Добеги!...
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив - здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино…
Всё ждала: вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.


Ученица. «Молодая мать»


Горит деревня. Как в часы заката,
Густой багрянец по небу разлит.
Раскинув руки, на пороге хаты
Расстрелянная женщина лежит.

Малыш озябший, полугодовалый,
Прижался к ней, чтоб грудь ее достать.
То плачет он надрывно и устало,
То смотрит с удивлением на мать.

А сам палач при зареве пожара,
Губя живое на своем пути,
Спешит на запад, чтоб спастись от кары,
Хотя ему, конечно, не уйти!

Сарвар украдкой вышла из подвала,
Поблизости услышав детский крик,
К крыльцу своих соседей подбежала --
И замерла от ужаса на миг.

Ребенка подняла: 'Не плачь, мой милый,
Не плачь, тебя я унесу в наш дом'.
Она его согрела, и умыла,
И теплым напоила молоком.

Сарвар ласкала малыша впервые,
Впервые в ней заговорила мать.
А он к ней руки протянул худые
И начал слово 'мама' лепетать.

Всего семнадцать ей, скажи на милость!
Еще вся жизнь, все счастье впереди.
Но радость материнства засветилась
Уже сейчас у девушки в груди.

Родные звуки песенки знакомой
Польются в предвечерней тишине...
Мне в этот час пройти бы мимо дома,
И заглянуть бы в то окошко мне!

Сарвар малышку вырастит, я знаю,
В ее упорство верю до конца.
Ведь дочерям страна моя родная
Дарует материнские сердца.

Учитель. Но и сегодня мне порой не спиться,

Я слышу: землю новый враг бомби,

И сердце русской женщины болит.

Война в Афганистане, Чечне, Осетии. Сколько она, подлая, унесла жизней любимых сыновей?

(Звучит песня «Я убит под Бамутом»)

«Я убит под Бамутом».


Я убит под Бамутом, 
А мой друг в Ведено, 
Как Иисусу, воскреснуть 
Нам уже не дано.


Так скажите мне, люди, 
В этот смертный мой час, 
Кто послал нас, мальчишек, 
Умирать на Кавказ? 

В сорок первом мой дед
Уходил на войну 
За советскую власть, 
За родную страну. 

Ну а я за кого 
Пал в смертельном бою? 
За какую державу? 
За какую страну?


Ты прости меня, мама, 
Что себя не сберег, 
Нас лежит очень много 
У кавказских дорог. 

А ещё тебя, мама, 
Об одном попрошу: 
Всем народом судите, 
Кто затеял войну. 

Кто заставил бомбить 
Города и людей, 
И свинцом поливать 
Стариков и детей? 

Кто отдал тот приказ 
Нам в своих же стрелять,
Кто послал на Кавказ

В двадцать лет умирать?


Учитель. Смерть сына – тяжкое, незабываемое горе для матери. Кто исчислит все их утраты? Кто же измерит их горе? Кто им воздаст за их неустанный труд, за их любовь к людям, за пролитые слезы, за все, что пережили они и совершили во имя жизни на любимой ими нелёгкой земле? Хочется вспомнить нашу землячку, жительницу ст. Приазовской В.А. Заволока.

Ушёл Саша в армию, и Валентина Александровна жила теперь его письмами. Об одном лишь просила Шурика: «Пиши чаще, сынок. Я осталась совсем одна.» (Старший сын жил в Сибири.)

Саша был хорошим сыном, всегда помнил о матери и часто писал ей.

Сначала летели письма из Краснодара. Потом писал из Ашхабада.

Читает Валентина Александровна очередное письмо и улыбается: «Два раза уже ходил в наряд по столовой. Один раз в овощерезке, два раза в посудомойке. За один раз помыл 800 тарелок…», опустит руки с письмом на колени и вспоминает, как Шурик помогал ей.

После школы в Новороссийске в мореходной школе учился. Предлагали остаться на судне, да вот с ребятами своего призыва хотел пойти в армию. И пошёл…

В письмах писал о спортивных праздниках, о концертах заезжих артистов. А материнское сердце тосковало… Поехала в Ашхабад. Правду узнала от отца товарища Саши. Из Афганистана писал: «Мамуля, за меня не волнуйся, что попал в ДРА. Если и было здесь раньше опасно, то теперь уже нет…»

Апрель 1987 год. Чудесный весенний день. Валентина Александровна, придя с работы, заглянула в почтовый ящик. Письмо! Но чужая рука!? «Здравствуй, мамочка! Извини, пожалуйста, что пишу не сам. Дело в том, что я сломал руку. Чувствую себя хорошо, настроение отличное…» 24 апреля диктовал письмо маме. 26-другу: «Привет, Виталик! Дела идут у меня не очень-то. 1 апреля меня ранило. Сейчас лежу в госпитале в городе Кабула в реанимации в тяжёлом состоянии…» 5 мая Саши не стало. Эту ужасную весть Валентина Александровна узнала 9 мая. Вечная тебе память, Саша…

Учитель. К сожалению, материнская любовь часто бывает неоценимой. Послушайте легенду матери.

Ученик. Ты проснулся, умывшись съел завтрак, приготовленный мамой, а когда ты вернулся со школы, у мамы был готов для тебя обед. А когда ты заболел, вспомни сколько бессонных ночей она провела у твоей постели. Есть одна легенда, страшная легенда. Послушай её.

Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, чтобы он принес ей живое сердце матери. Побледнел юноша, хотел повернуться и уйти. Но видно околдовала его злая красавица, заставила покориться. Тёмной ночью сын совершил злодейство. А когда он нёс в руках живое сердце матери, невыносимым жаром жгло оно ему руки. «Скорее, скорее», - торопился он добраться и упал, споткнувшись о камень. И вдруг услышал, как зашептало сердце матери: «Тебе не больно, сын мой».

Богато и самоотверженно сердце матери. Всю жизнь она заботится о тебе.

Ну а ты как относишься к своей маме? Подумай и постарайся беречь и лелеять свою маму также, как и любит она тебя до последних дней своей жизни.

Ученица. А вот как бы об этом сказал поэт Дмитрий Кедрин в стихотворении «Сердце».

Девчину пытает казак у плетня:

"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!"

Девчина в ответ, заплетая косу:

"Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: "Не ушибся, сынок?"


Учитель. Очень часто мамы обделены нашей любовью, часто ссылаясь на свою занятость. А так ли это?

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя смогла организовать художнику выставку картин, улучшить условия работы, но все время откладывала встречу с матерью. Только «Телеграмма» её смогла заставить ехать к ней. Но оказалось поздно…

Инсценировка рассказа «Телеграмма».

Учитель. – Почему Настя, переночевав в холодной хатёнке матери, решила, что она её простила?


Созвучный с этим произведением рассказ А. Платонова «Третий сын». Шестеро сыновей (два капитана дальнего плавания, учёный физик, артист…) приехали тоже по телеграмме на похороны матери. Погоревали у материнского гроба и пошли в другую комнату. После долгой разлуки братья общались, их беседа вылилась в борьбу, в смех. Остановил их плач шестилетней девочки – дочери третьего сына, которая спала вместе со своим дедушкой у гроба, ей стало жаль бабушку, как объяснила девочка: «Все живут, только её нет». Плач девочки вразумил всех, сыновья оделись, разбрелись по сокровенным углам двора, сада, где каждый оставался наедине со своими мыслями. Теперь отец был горд за своих сыновей.

Тема этих двух рассказов перекликается с темой стихотворения.

Ученица. «Заболела мать».


По ночам звучит надрывный кашель,
 Старенькая женщина слегла.
 Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма приходили очень редко,
 И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:
 «Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз!»

Ваша мать согнулась, постарела,
 Что ж поделать -старость подошла,
Как бы хорошо мы посидели –

Вечером у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили
 В праздник - пели песни до зари.
 А теперь разъехались, уплыли,
 Разлетелись, вот и собери!

Заболела мать, и той же ночью,
 Телеграф не успевал стучать:
 «Дети, срочно, дети очень срочно,
 приезжайте - заболела мать».

Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, но вот, что жалко,
 У постели, а не около стола.

Гладили морщинистые руки, 
Тонкую серебряную прядь.
Так зачем же дали вы разлуке
 Между нами так надолго встать.

Мать ждала вас в дождь и непогоду,
 В яростной бессоннице ночей, 
Неужели горя дожидаться надо, 
 Чтоб приехать к матери своей,

 Неужели только телеграмма 
 Привела вас к скорым поездам.
 Слушайте, пока у Вас есть мама, 
Приезжайте к ней без телеграмм!


Учитель. Уместно рассказать о большом сердце русской девушки, женщины, которая может принять чужого ребенка, как своего, нежно, по матерински любить его.


Ученик. «Мачеха»

Мы в детстве многого не знали,

Меня порой в разгар игры

Соседки мачехой пугали:

«Придет – все выдернет вихры!»

А сердобольная старушка,

Всплакнув, качала головой,

Совала в руки мне ватрушку.

И называла «сиротой».

Пришёл отец: «Ну, Николай, знакомься, это тётя Валя,

Захочешь – мамой называй…»

Взгрустнув о маминой заботе,

С испугом, будто бы в огонь,

Я сунул в руки этой тёти

Свою немытую ладонь.

А этой тёте предстояло

Семейных множество забот,

Весь день от пыли протирала

Кровати, окна и комод.

И переставила от стенки

На место новый нам буфет,

Но не сняла она со стенки

Печальной женщины портрет…

Протерла крашеную раму

Кусочком старого сукна,

Как будто знала мою маму

Уже не год, не два она.

А я и ласке, и заботе не мог поверить до поры,

Мне всё казалось: эта тётя

Сейчас мне вцепится в вихры…

Молчал, насупившись упрямо,

Смотрел на тётю, как зверёк,

И слово ласковое «мама»

Из сердца выдавить не мог.

Но как-то раз, упав с берёзы,

Лежал я в гипсе и бинтах

И в первый раз увидел слёзы

На добрых тётиных глазах,

Увидел в них и боль, и муку,

Когда ушёл от койки врач,

Нашёл я ласковую руку

И молвил: «Мамочка, не плачь!..»

А после бредил до рассвета,

Казалось мне во тьме ночной,

Что это мать, сойдя с портрета,

Склонилась молча надо мной.


Учитель. Наши девочки уже девушки, невесты, не за горами, что вас будут величать жёнами. Вам предстоит называть тёплым словом «мама» мать мужа.

Произнесите его тепло и задушевно.


Ученица. «Свекровь»

«Кушай, дочка, кушай на здоровье,

Отдохни, с работы ведь поди», —

Скажет и с тревожною любовью

На меня, как мама, поглядит.

И рукой, натруженной, шершавой,

По плечу погладит вдруг.

И откуда у невесток право

Вечно недолюбливать свекрух?

И за что их не любить – ответьте,

Я сказать уверенно могу:

«Мы перед свекровями до смерти

в самом неоплаченном долгу».

Если ты горда своей любовью,

Если муж твой лучший из мужчин,

В пояс поклонись своей свекрови —

Это ею выращенный сын.

А детей растить не так-то просто:

И не ела, не спала ночей,

Ты пришла - она тебе без спора

Самое родное отдала.

И живет в надежде, лаской сына

По твоей вине обделена.

Ты не обижай ее седины,

Присмотрись — хорошая она.

Много ль нужно ей? Любви хоть малой

Только б сердцу жить в тепле.

Не сердись - зови свекруху мамой-

Самым нежным словом на земле.

(молодия «Белой акации гроздья душистые)


Учитель. Как напутствие мне хочется прочитать вам отрывок из книги Надежды Кожевниковой «О любви дочерней земной»

«…Я прошу об одном. Прошу, чтоб дана была мне возможность хоть вполовину, хоть в четверть вернуть свой долг. Заплатить за добро добром, за любовь любовью – и не словесной, а доказанной реально, действенно каждый день и каждый час.

Прошу, чтоб когда-нибудь, когда станет старенькой моя мама, она бы увидела, как она мне нужна, именно в старости своей, именно в немощи, именно в той своей поре, когда я смогу возвратить ей задолженное. Я скажу своим детям: «Знайте, моя мама – самый мудрый, самый главный для меня человек». И пока я в силе, пока во власти, у мамы моей есть защита… есть у неё опора, пока я есть на земле.

Я прошу об одном – о справедливости. Чтобы та, кто отдала нам, детям, всё тепло, была окружена заботой, теплом и благодарностью, какие она всей жизнью своей заслужила. Я бы посадила её во главе стола. Я бы ей первой подавала тарелку супа и первой наливала чашку чая, я бы завела в своем доме её культ, а недовольных бы изгоняла. Я бы укрыла узкие зябкие её плечи лёгким большим пуховым платком, чтобы сделалось ей тепло и уютно, чтобы поняла она, наконец, недоверчивая, что важнее её для меня никого нет. Что и муж и дочь не только не поглотили всей моей любви, а скорее лишь углубили любовь к ней, к моей маме. Оттого и назвала я дочь в её честь.»

(Песня Оренбургский платок).


Ученик. Мужаем мы. Всему приходит час.

Но с юных лет и до кончины самой

С биеньем сердца вечно бьется в нас

Рожденное с любовью слово «мама»!

Оно горит, как добрая звезда,

Из тысяч слов особенное слово…

Его не старят, не мельчат года.

Оно всегда и трепетно и ново.

(Д. Дажин)

Дети в наряде ангела дарят мамам цветы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие "Материнские берегини"

Автор: Раковецкая Александра Ивановна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Внеклассное мероприятие " От всей души" ( посвященное 23 февраля и 8 марта) "
    ["seo_title"] => string(84) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ot-vsiei-dushi-posviashchiennoie-23-fievralia-i-8-marta"
    ["file_id"] => string(6) "180353"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425156479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Сценарий праздника "День мамы" "
    ["seo_title"] => string(30) "stsienarii-prazdnika-dien-mamy"
    ["file_id"] => string(6) "139794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417794869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства