Содействие формированию межэтнического взаимодействия и культурной идентичности;
Воспитание молодежи на основе многонациональных обрядовых традиций.
Ведущий:
Сегодняшний мир быстротечен, не безопасен и непримирим. Тут и там вспыхивают разногласия, непонимание и войны. Межнациональные разногласия, которые приводят к непониманию поведения людей другой национальности, и на этой основе межнациональные конфликты- не редкость в наши дни. Поэтому, на мой взгляд, необходимо обучающимся прививать чувство собственного достоинство за свой народ, основанных на знание национальных обрядов, традиций и культуры и в то же время дать возможность получить представление о культуре других народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Национальный калейдоскоп" »
Разработка внеклассного мероприятия
Максимова Александра Григорьевна
«Национальный калейдоскоп»
Цель мероприятия:
Содействие формированию межэтнического взаимодействия и культурной идентичности;
Воспитание молодежи на основе многонациональных обрядовых традиций.
Ведущий:
Сегодняшний мир быстротечен, не безопасен и непримирим. Тут и там вспыхивают разногласия, непонимание и войны. Межнациональные разногласия, которые приводят к непониманию поведения людей другой национальности, и на этой основе межнациональные конфликты- не редкость в наши дни. Поэтому, на мой взгляд, необходимо обучающимся прививать чувство собственного достоинство за свой народ, основанных на знание национальных обрядов, традиций и культуры и в то же время дать возможность получить представление о культуре других народов.
Республика Татарстан объединяет более трех миллионов человек, относящих себя к 115 этническим сообществам. Исконно татарстанские земли населяли татары, русские, марийцы, удмурты, мордва, кряшены. В постперестроечные годы в республике сформировались группы выходцев из бывших республик Советского Союза, а в последние десятилетия- выходцы из дальнего зарубежья.
Несмотря на разность языка и традиций многонациональный народ Татарстана всегда жил бок о бок помогая в беде друг другу, перенимая друг у друга часть материальной и духовной культуры и сохраняя при этом национальные особенности и самобытность, основанные на традициях взаимопонимания и уважения. Для поддержания многонационального единения, развития у молодежи интереса к культурной идентичности других народов необходимо их изучение. Этому как ничто другое способствуют национальные праздники, которые проводятся в Республике Татарстан, с которыми и познакомимся.
1 ученик: Татарские национальные праздники:
САБАНТУЙ- проводится в начале лета, республиканский праздник.
Необыкновенно яркий праздник, символизирующий собой окончание посевных работ. Значение заложено в его название: «сабан» с татарского языка переводится как «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Языковеды считают второе значение более древнем. Скорее всего, это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей, а в более широком смысле - человека с природой. Видимо поэтому издревле праздник всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса, у подножия холмов в самых красивых, живописных местах. К Сабантую новоявленные невесты (вышедшие замуж этим годом) вышивали вручную полотенца, которые считались самым почётным подарком и дарилось главному батыру- победителю в соревнованиях по татарской борьбе – корэш. Устраивались не только соревнования по поднятию гири, бой с мешком на бревне, соревнования для женщин по переносу воды в ведрах на коромысле, снятие петуха с намыленного бревна, развязывание привязанного к наклонному бревну барана, волейбол, но и для детей: резание с завязанными глазами подарка, прогулки на пони, катание на карусели, конные скачки, …., песни и пляски.
Зажигательный татарский танец вы можете посмотреть в исполнении девушек из группы поваров: Шадриной Елены и Сударевой Руссалины .
2 ученик: Русский фольклорный праздник – КАРАВОН.
Праздник проводится в конце мая, на престольный праздник Николы Вешнего, сохранил в себе все основные старинные традиции: игры, забавы и молодежные гулянья, а также общий хоровод, который водится особым хороводным шагом с исполнением трех исконных обрядовых песен.
Ежегодно Каравон на Татарстанской земле открывается красочным театрализованным музыкально- хореографическим действием и импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на зеленой поляне. На празднике свои работы декоративно-прикладного искусства представляют мастера не только татарстанской земли, но и Чувашской и Удмуртской республик, Кировской , Московской, Самарской областей, Марий Эл, Новосибирска.
В исполнении Солдатовой Анастасии звучит русская народная песня.
1 ученик:СЕМЫК- республиканский праздник марийской культуры, проводится в начале лета.
Не первый год в Менделеевском районе Республики Татарстан проводится данный праздник, основная идея которого заключается в поминовении умерших родственников и прошения у них благословения на хозяйственные дела. Отмечается Семык на Троицкой неделе с четверга и заканчивается в день Троицы. Праздник проводится на лоне природы, включает национальные игры и состязания: бег в мешках, перетягивание палки, каната, бег с тяжестью ( перенос камней с места на место), поднятие тяжести (пенек), бой с мешком, бег в гору. Программа праздника издревле включает проведение конкурсов «Марийская красавица», «Мари патыр» (марийский богатырь), участники данных конкурсов должны продемонстрировать знание культурных традиций марийского народа и основы национальной кухни, обладать сценическим мастерством.
На майдане праздника Семык выстраивается этнографическая деревня, наглядно отображающая быт марийского населения; размещаются выставки самодеятельными предметами быта, сельскохозяйственной техники и изделий декоративно-прикладного искусства мастеров. Марийцы испокон веков сохранили умение изготовления традиционной национальной одежды, в котором и присутствуют на празднике, окрашивая майдан празднества в яркие разноцветные цвета всех оттенков радуги.
Обучающийся группы автомехаников Красильников Ярослав демонстрирует фото- и видеоматериалы быта марийцев.
Обучающийся группы мастеров общестроительных работ Сабиров Дмитрий исполняет стихотворение на марийском языке.
2 ученик: Республиканский праздник мордовской культуры- БАЛТАЙ, проводится в начале лета.
Основу праздника составляют языческие моления в честь хозяина леса- медведя, который в древности был тотемным животным мордовских племен. В селе Мордовская Кармалка Лениногорского района праздник начался со встречи с хлебом-солью фольклорных коллективов и гостей праздника, посещения музея мордовского быта в сельском клубе, затем шествием участников и гостей в лес на поляну, где проводился обряд выбора и «одевания» медведя. Отбирают юношей на роль медведя пожилые жительницы села: проводят среди них состязания чтобы выявить самого ловкого и сильного. Его «одевают» кленовыми ветками и полевыми цветами, сопровождая действо обрядовыми песнями, вокруг него водят хороводы. Далее более 5 км по «медвежьему пути» «медведя» ведут через село на лесную поляну, затем все участники проходят церемонию прощания с «медведем» : водят хороводы с обрядовыми песнями. В конце праздника каждый участник выдергивает из одежды «медведя» кленовую ветку и со словами «Шумбра чи» хлещет рядом стоящего, желая ему здоровья и долгих лет жизни.
1 ученик: Открытый фестиваль чувашей Закамья – УЧУК, проводится летом.
Фестиваль состоит из двух частей: первый- сам обряд скрытый от посторонних глаз. Начинается он рано утром с молитвы старейшин и обряда жертвоприношения. После этого варится мясо в котлах и на этом бульоне приготавливается каша для всех присутствующих. Эту ритуальную пищу пробуют все и тем самым обращаются к Тура с просьбой о мире, счастье и благополучии.
Вторая часть- светская. Начинается в 10 часов с пролога состоящего из воспевания дружбы народов населяющих республику.
2 ученик:ГЫРДОН БЫДТОН- республиканский праздник удмуртской традиционной культуры, проводится в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом.
Является одним из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае.
Начинается праздник с общего шествия с песнями вдоль деревни к центральному майдану. В ходе праздника проводится традиционный конкурс «Удмуртская красавица»- «Чеберина-чеберай», участницы которой представляют национальный костюм, блюда национальной кухни и художественный номер, отражающий традиции удмуртского народа. В конце праздника устраивается общий хоровод «Мы -удмурты»; по обычаю, для всех участников и гостей накрывается большой праздничный стол с национальными блюдами.
Обучающаяся Давлетшина Айсылу представляет национальное блюдо удмуртов.
Обучающийся группы сварщиков Нагорных Евгений на гитаре исполняет песню на удмуртском языке.
1 ученик:УЯВ- республиканский праздник чувашской культуры, проводится в июле в Нурлатском районе республики. Уяв праздник весенне - летнего периода. Основа праздника – молодежные игры и хороводы. Начинается праздник со встречи гостей у центральных ворот майдана, затем посещение подворий, где гостям демонстрируется быт и обряды чувашского народа: проведение крестин, свадеб, посиделок Улах, а также выступления национальных коллективов, выставки мастеров народного творчества. Праздничная программа включает в себя проведение конкурсов для парней и девушек – «Чувашский батыр» и «Уяв пике», для всех присутствующих - состязание на изготовление национального блюда и напитка.
Слово «уяв» буквально означает «соблюдение» (от «уя» - «блюсти»). Первоначально это слово означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, позже стали так называть любой праздник или любое обрядовое торжество.
Обучающийся Лукин Виталий представляет зрителям презентацию «Чувашский танец».
2 ученик: Республиканский праздник славянской культуры- ИВАНА КУПАЛЫ, проводится в июле.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В 2011 году проводился 6 июля в набережных челнах на берегу реки Мелекески, начался в 18.00 часов с лирической композицией «Гляжу в озера синие» в исполнении хореографических ансамблей. В ходе праздника гостям повязываются купальские рушники, отдельно отмечаются мамы новорожденных, выпускники школ, вступающие во взрослую жизнь, молодожены , вступившие в брак накануне Ивана Купалы. Торжественную часть праздника завершает общий хоровод через символические ворота из рушников. Фольклорные коллективы на своих пятачках демонстрируют исполнение старинных песен, наигрышей и частушек, угощая гостей традиционными блюдами для чая. Завершается праздник разведением купальского костра.
1 ученик: Республиканский праздник кряшенской культуры- ПИТРАУ, проводится в июле, проводится традиционно 12 июля в селе Зюри Мамадышского района на поляне Тырлау расположенной у подножия горы, покрытой хвойным лесом. Праздник знакомит зрителей с культурой кряшен, их традициями, организацией быта и творчеством через работы местных мастеров народного промысла. Для этого на «Кряшенском подворье» оформляются два дома : срезы изб, отображающие жилище кряшен в старину и в современном стиле. В программе мероприятия: скачки на лошадях, спортивные состязания и традиционные игры, национальная борьба, конкурс для девушек «Кряшен чибэре», которые демонстрировали свои таланты в исполнении народных песен, танцев, приготовлении национальных блюд, выступления национальный ансамблей и звезд татарской эстрады, состоялось короткое лазерное шоу.
Гости праздника смогли посетить несколько площадок. На детской площадке самых юных гостей праздника развлекали ростовые куклы овечка Микуш и воробей Аннуш – герои народных сказок.
Для одиноких гостей на празднике была организована специальная площадка «Димче Горпи почмагы». Здесь можно было оставить заявку, указав в ней требования и критерии к кандидату. Позднее им позвонят свахи и сообщат о том, что найден подходящий кандидат. Новоиспеченная пара получит сертификат о знакомстве на Питрау и приглашение вернуться на поляну в качестве супружеской четы. На майдане в этот вечер проходили бои на пеньках, бег с завязанными ногами, бег в ластах, бой горшков, борьба курэш. Для трех сильнейших борца праздника были подготовлены три автомобиля в качестве приза. Несмотря на холодную погоду, нашлись желающие принять участие в играх на воде: бое на буме над водой, ловле рыбы руками, прохождении по канату через речку.
Ведущий:
«Мы гордимся тем, что в республике приумножается культурно-языковое и духовно-нравственное богатство всех народов, проживающих в Татарстане» — говорился в официальном поздравлении Президента РТ Рустама Минниханова на празднике Питрау.
Мы гордимся той многовековой дружбой народов, проживающих в республике.
Познакомились мы сегодня совсем немного с традициями народов, проживающих в нашей республике и готовы продолжить знакомство с ними и дальше, ведь не зря сказано мудрыми: тот кто знает свои корни- незримо богат.
Список литературы
Миттов А.И. (1932-1971) Хоровод у дерева". Из серии "Чувашская старина 1967 - 1969 гг.
В. И. Агеев. «Чувашский хоровод». Литография. 1971.