Формулирование темы | Очень много стран на свете. Это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент. Только главным во всех странах будет все же лишь один – Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!
- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? - Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ? - Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт) - Во сколько лет это происходит? (в 14 лет) - Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? - Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … Подведем итог нашего разговора: - Кто же он, гражданин РФ? Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов: - А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться? Сегодня на уроке мы на все эти вопросы найдем ответ. Сформулируем вместе тему нашего урока. | (возможные ответы)
(граждане, люди, народ) Свидетельство о рождении паспорт (имеет определенные права) (обязанности) (ответы) |
Изучение нового | Ответим на первый вопрос: Какими правами я обладаю? - А что такое право? Работа со словарями. Словарь Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Поговорим о наших правах. Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?
У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?
Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?
Работа с иллюстрациями. - Какими правами воспользовались герои этих картинок? Молодцы! Мы с легкостью справились с этим заданием. Давайте еще раз перечислим те права, о которых мы сказали. - Как часто мы пользуемся этими правами? - Являются ли важными права в нашей жизни? Правительство нашего государства тоже так считает. Поэтому все права граждан РФ записаны в главном документе нашей страны. - Как он называется? - Когда был принят этот документ? - Какой праздник наша страна отмечает каждый год в этот день? | Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. – ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ - ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА
ПРАВУ НА ОТДЫХ
- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
(Конституция РФ)
(12 декабря 1993) (День Конституции) |
Закрепление изученного | Анализ ситуаций: -Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое? -Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»? -Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». -О каких же ещё правах в ней говорится? Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются девчонки и мальчишки, Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек получает имя. -Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. Прадеды Кем был твой прадед на Руси – Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись – и ты увидишь в них Историю России. «Про Петю». В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть). Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову). -Правильно ли поступал Петя? -Какие ошибки он совершил? Знаете ли вы свои обязанности, которые нужно выполнять по дому? читает стих «Кот и лодыри» Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток. Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне. Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идёт. Спрашивают лодыри У него: - Ты чего нахмурился, Отчего? Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён. Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят. А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты Не уйдёшь. Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть! Отвечают лодыри: - Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый Скоро год. Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему. Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день. Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке! Отвечает лодырям Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз! -Какое право есть у лодырей и нет у кота? - Можно ли совсем не учиться? -Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор …. -О каком праве пойдёт речь? -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. -Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? -Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь. -А вы обязаны заботиться о своём здоровье? -Что надо для этого делать? ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ СПОРТ ПИТАНИЕ РЕЖИМ ДНЯ -Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность | Право на отдых -Каждый ребёнок имеет право на имя. Показывают сценку про Петю -Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях. -Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! Айболит (О праве на медицинскую помощь.) Заниматься спортом |
Итог | Игра «Разрешается – запрещается» (разрешается – хлопаем или запрещается – топаем) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это… (разрешается). Если кто того не знает: Мать с ребенком разлучает. Это… (запрещается). Слушать мнение ребенка…. (разрешается). Бить, наказывать ребенка…. (запрещается) Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться Это –…. (разрешается). Если трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа…. (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это….. (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго…. (запрещается) | |