Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме: "Романтика романса"»
Тема: «Романтика романса»
Цель занятия: познакомить учащихся с романсами
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности явлений действительности (культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Сценарий вечера
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.
«Романс – самый живой жанр искусства, ибо душа романса созвучна каждому и всегда способна и услышать, и понять. Ей смело можно доверить свои самые сокровенные переживания.
И, если Вам порой не с кем поделиться, а чувства Вас переполняют, обратитесь к романсу. Он разделит с Вами и печаль, и радость, поможет как истинный друг, как любящий и любимый человек.
Вы можете петь, а можете просто слушать…И Вы обязательно услышите именно те слова, которые так давно хотели услышать, которых Вам так не хватало…
И Ваша любовь будет взаимной и искренней!»
Эти строки, принадлежащие журналисту Михаилу Крылову, очень точно раскрывают суть романса. Ни одно поколение музыковедов пытается найти ключ к разгадке этого явления – в чем сила воздействия этих незамысловатых мелодий, какую власть они имеют над слушателями, почему они вызывают такой эмоциональный отклик в душе каждого русского человека – будь то музыкант-профессионал или далекий от музыки человек.
А секрет, видимо, прост. Романс – это три составляющие: русская поэзия, русская мелодия и над всем этим стоит личное Я исполнителя, его чувства и переживания. Даже самые популярные романсы у каждого исполнителя звучат по-разному, это всегда импровизация.
Поскольку мы сегодня говорим о романсе, будет интересным напомнить о том, откуда взялось это слово и этот жанр. Говоря «русский романс», трудно представить, что это слово возникло вовсе не в России, а в Испании, и довольно давно, в средневековье. Тогда, в засилье церковной музыки и латинского языка, странствующие музыканты начали сочинять песни о любви и петь их на своем, романском языке (так назывался тогда испанский). Отсюда и пошли названия известных нам слов: в литературе – роман, в музыке – романс.
Лишь со 2-й половины 18 века жанр романса получает распространение в России. Практически каждый музыкант, умеющий играть на фортепиано или гитаре, обязательно пробует сочинить романс. Ну а когда романс попадает в руки великих композиторов, уже в 19 веке, он начинает свое очень глубокое развитие, обогащаясь новыми и новыми чертами. Сейчас мы совершим экскурсию по 19 веку, послушав несколько романсов того времени.
Александр Варламов – композитор начала 19 века. Всю свою жизнь посвятил преподаванию вокала, создав первую в России «Школу пения». Неудивительно, что сочиненная им музыка – это большей частью романсы. Один из его шедевров – романс «На заре ты ее не буди» на слова А. Фета.
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди
Вам понравился романс? Давайте еще раз его прослушаем, а затем споем.
Огромное влияние имел жанр романса на творчество цыган. Поклонниками цыганского пения были Пушкин и Толстой, Фет и Островский. Репертуар цыганских хоров первоначально состоял главным образом из русских народных песен и романсов, к лучшим образцам которых можно причислить произведения Глинки и Даргомыжского, Булахов. И, конечно же, цыгане очень любили танцевать.
Наверное, вы все видели цыганские танцы? Я предлагаю, каждой группе придумать пару движений и показать всем нам под этот романс
Исполнение романса: «И льется песня свободно, звонко…»
Любовь, её бурные порывы сокровенные чувства, мужчины и женщины, любимые и любящие. Отвергнутые и скорбящие или отравленные ядом ревности. Весь этот мир противоречивых человеческих страстей отражен в романсах.
Сличенко Николай - Очи черные
И в наши дни создают романсы, заставляющие трепетать самые сокровенные струны человеческой души.
Алекса́ндр Мали́нин советский и российский эстрадный певец и композитор. В течение длительного времени основу его репертуара составляют романсы, которые приносят ему в конце 1980-х — начале 1990-х годов широкую популярность у публики. Давайте послушаем один из его романсов.
Александр Малинин - «Очарована, околдована»
Звучит романс и в телевизионных передачах и в эстрадных программах, радио, кино. Особое место занимает романс в советских кинофильмах. Наиболее известен романс «под лаской плюшевого пледа» из кинофильма Жестокий романс Андрея Петрова на стихи М.Цветаевой.
Давайте споем его?
А сейчас мы послушаем романс, а вы скажите из какого он фильма.
Мне нравится, что вы больны не мной
«Романс Настеньки» из кинофильма «о бедном гусаре замолвите слово» посвящен героям войны 1812 года. Нам кажется, что в нем звучит то, чего так не хватает в жизни сегодня: восхищение мужеством, упоение юностью, нежность, красота, чистота помыслов и чувств.