Внеурочные мероприятия в общеобразовательных учреждениях
Внеурочные мероприятия в общеобразовательных учреждениях
Данный материал рассчитан на широкий круг читателей: завучей по воспитательной работе, классным руководителям, учителям – предметникам, уделяющих большое внимание внеклассному воспитанию школьников.
Будущие и начинающие учителя также найдут в данном материале немало полезного и интересного, что, несомненно, поможет им в дальнейшей работе и организации свободного досуга учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочные мероприятия в общеобразовательных учреждениях »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Лаврентьев В.В.
Макаренко И.Ю.
2013 год
-1-
Введение
Данный материал рассчитан на широкий круг читателей: завучей по воспитательной работе, классным руководителям, учителям – предметникам, уделяющих большое внимание внеклассному воспитанию школьников.
Будущие и начинающие учителя также найдут в данном материале немало полезного и интересного, что, несомненно, поможет им в дальнейшей работе и организации свободного досуга учащихся.
«Музыкальная капель»
(викторина для учащихся 5 – 7 классов)
Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу? (Три-о.)
Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота «ре». (Черепаха, тетерев, гречиха.)
Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт.)
Какие птица, рыба и плодовое дерево имеют в названиях ноту «ми». (Фламинго, минога, миндаль.)
Музыку к песне «Настоящий друг» написал П. Савельев. А кто автор стихов? (М. Пляцковский.)
Кто автор симфонической сказки «Петя и Волк»? (С. Прокофьев.)
Назовите композитора, написавшего музыку к мультфильму «Крокодил Гена». (В. Шаинский.)
В названии, какого растения есть нота «соль» и … еще одна нота? Какая? (Фа-соль.)
Как называется русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент? (Балалайка.)
Родина вальса. (Вена.)
На каком музыкальном инструменте играл Садко, герой русской былины? (Гусли.)
В названиях, какого животного, птицы и растения есть нота «до»? (Бульдог, удод, подорожник.)
Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь.)
Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник.)
В названии какой птицы, плодового дерева и растения есть нота «си»? (Синица, персик, василек.)
Как называется учебное заведение, где детей обучают музыке? (Музыкальная школа.)
Ансамбль из четырех музыкантов. (Квартет.)
Как называется объявление о спектакле или концерте? (Афиша.)
Как называется помещение, где играют спектакли? (Театр.)
-2-
22. Как называется жанр русской песни, популярной в народе? (Частушка.)
23. Как называется помост для выступлений? (Сцена.)
Викторина «Смак»
Изготовление, какого продукта никогда не удается с первой попытки? (Блины: «первый блин комом».)
Что можно изготовить из молока? (Кефир, сметана, творог, масло.)
Какие орехи человек с давних пор с удовольствием употребляет в пищу? (Фундук, миндаль, фисташки, арахис, грецкие, кедровые.)
Какие растения люди используют в качестве приправы? (Перец, корица, тмин, гвоздика, лавр.)
Итальянский город, подаривший миру пиццу. (Неаполь.)
Какой овощ пришел в Европу из Перу? (Картофель.)
Какое растение добавляется в кофе? (Цикорий.)
Отваром, какого растения останавливают кровотечение, его еще заваривают как чай? (Крапива.)
Как называется кушанье из мелких кусочков мяса с приправой? (Рагу.)
Ломтик, какого плода перед обедом снижает аппетит? (Ананас.)
Как именуется приспособление на кухне для варки, жарки и выпечки? (Плита.)
Назовите самый популярный вид холодной закуски. (Бутерброд.)
Середка во дворе,
Голова на столе,
Ноги на поле. (Хлеб.)
14.Любимое национальное белорусское блюдо из сырой картошки.
(Драники.)
15.Что за блюдо можно приготовить из вареного картофеля, моркови,
капусты, огурцов, лука и подсолнечного масла? (Винегрет.)
16.Каким овощем наши бабушки лечили простуду? (Редька.)
17.Назовите самое любимое угощение во время древнерусского
праздника Масленица. (Блины.)
Вечер математики
(для учащихся 5 – 8 классов)
Действующие лица: Принцесса, Король, Министр, Эрудит (девушка), фрейлины (по одной девушке от каждого класса), кавалеры (по одному юноше от каждого класса).
Король и Принцесса сидят на троне.
Принцесса. Скучно! Тошно! Я плачу, у меня цвет лица портится. (Смотрит в зеркало.) Я худею. (Обращается к Королю.) Батюшка, вы король или не король? Я принцесса или не принцесса?
Король. Принцесса, голубушка, принцесса! Вот свидетельство (показывает), заверенное компетентными органами, - принцесса Несмеяна. Ну не плач, сердце кровью обливается. Хочешь, в кино сходим? «Самую обаятельную и привлекательную» посмотрим.
-3-
Принцесса. Батюшка! (Рыдает.) Опять вы… Нетактичный какой… Самая обаятельная и привлекательная – это я! Нравиться хочу! Веселиться хочу!
Король (кричит). Дочь веселиться хочет! Позвать сюда Второго министра!
Министр (зрителям). С тех пор, как в королевстве сократили ставку Первого министра, совершенно нет покоя. Слушаю, ваше величество!
Король. Дочь скучает. Если ничего не придумаешь, сокращу ставку Второго министра, будешь Третьим.
Министр. Могу женихов предложить.
Король. А кто у нас там есть?
Министр. Есть несколько умных и красивых, придержал специально для принцессы.
Принцесса. Не хочу умного, не хочу красивого! Скучно! Эрудированного хочу!
Король. Э-ру-ди-ро-ван-но-го?! (Смотрит на министра.)
Министр. Сейчас модно. Соглашайтесь, что-нибудь придумаем. (Принцессе.) Это дефицит, Принцесса!
Принцесса. Хочу! Достаньте! (Топает ногами.) В других королевствах все женихи эрудированные, а у нас одни умные да красивые.
Король. А мы узнаем, эрудированный он или всего лишь умный?
Принцесса. Протестируем его, батюшка. В соседних королевствах все женихи тестированные.
Король. Про-тес-ти-ру-ем? (Смотрит на Министра.)
Министр. Сейчас модно. Соглашайтесь. Что-нибудь придумаем. (Набирает номер телефона.) Алло! «Кооператив знакомств»? С вами говорит Король. (Извиняется мимикой и жестами перед Королем, а тот возмущается.) Нет, не из сельской администрации. Сам по себе король! Есть заказ. Не пришлете ли эрудита на время? Для принцессы! О! Спасибо. (Вешает трубку.) Ну вот, все улажено, присылают эрудита, кандидата в «Что? Где? Когда?», а с ним команды, все эрудиты, специалисты математики.
Король. Слышишь, дочка?
Министр. И еще компетентная комиссия по проверке знаний прибудет. (Небольшая пауза.)
Король. Едут, едут!
Звучит музыка. Команды, жюри занимают свои места. Появляется Эрудит (девушка).
Эрудит. Приглашали?
Принцесса. Вы эрудированная?
Эрудит. Эрудированная.
Принцесса. Сейчас проверим, ведь договаривались на жениха, а прислали девчонку.
Эрудит. Почему? Прислали целую команду женихов.
Принцесса. Правда? Прекрасно! Но вначале проверим тебя.
Министр. Принцесса, мы брали эрудита с возвратом…
Принцесса. Ничего. Первую загадку отгадаешь, останешься играть дальше. Папа уже отрубил головы пяти человекам. Никто не мог угадать.
Король. Палача!
-4-
Эрудит. Я согласна, Принцесса. Читай загадку.
Принцесса читает любую загадку.
Принцесса. Отвечай немедленно!
Эрудит вытирает пот со лба и отвечает.
Принцесса (хлопает в ладоши). Браво! Браво!
Король. Ой! Дочка веселиться!
Эрудит. Сегодня мы развлекаем Принцессу и всех вас, друзья, интересными математическими заданиями: задачками, загадками. Правда, не для Принцессы будет сказано, это не только развлечение, это гимнастика для клеток мозга, а значит, гимнастика для повышения интеллекта. Итак, любители математики, приготовились! Небольшое путешествие по математике.
Математические задачки.
Эрудит. Среди участников нашего праздника есть претенденты на руку и сердце Принцессы (по одному юноше от класса – это первая команда) и есть претендентки на место первой фрейлины королевства (по одной девушке от класса – это вторая команда).
Конкурс на место жениха
Вопросы:
Наименьшее семизначное число? (Миллион.)
Часть прямой? (Отрезок.)
Сколько концов у 4 палок? (8.)
Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспортир.)
Сколько вершин у куба? (8.)
Единица скорости на море? (Узел.)
Число, на которое делят? (Делитель.)
В обыкновенной дроби число, записанное над чертой? (Числитель.)
Конкурс на место фрейлины
Вопросы:
Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом». (Развернутый.)
Самое маленькое простое число? (2.)
Результат действия? (Ответ.)
Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны.)
Чему равен один пуд? (16 кг.)
Дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (Правильная.)
Число десятков в тысяче? (10.)
Число, которое делится на все числа без остатка? (Нуль.)
Король. Минуточку, минуточку. Я тоже люблю загадки, ну уважьте меня! Ведь я же Король.
Эрудит. Хорошо, многоуважаемый Король, мы выполним вашу просьбу, но хотелось бы у вас узнать, а вы сами любите математику?
Король. Я, я, я, люблю… загадки.
-5-
Загадки для Короля:
Первая женщина-математик. (С. Ковалевская.)
Древнегреческий математик, живший в 6 в. до н.э., именем которого названа знаменитая теорема. (Пифагор.)
Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, между ними ночь.)
В комнате горели три свечи, одна потухла. Сколько свечей осталось? (Одна, остальные сгорели.)
Принцесса. Прекрасно, прекрасно, но все-таки не надо забывать о главном.
Король. О главном? О чем это ты, моя доченька? Ведь так весело, интересно.
Принцесса. Батюшка, с памятью плохо у тебя. Мы решили выбрать мне эрудированного друга, а ты…
Король. Ой! Голова моя нулевая! Министр, почему не следишь? Сокращу ставку!
Министр. Продолжаем путешествие по математике.
Конкурс для женихов «Что за игрушка?»
Эрудит рассказывает об игрушке, а женихи должны отгадать ее название.
Год рождения игрушки – 1974.
Изобретатель ее – архитектор.
Преподаватель ВУЗа.
Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет.
Эта игрушка – наглядное пособие по алгебре.
Внешний вид – правильный многогранник.
Игрушка состоит из 27-ми одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
Игрушка носит имя автора.
Ответ: кубик Рубика.
Конкурс для фрейлин «Что за игра?»
Эрудит рассказывает об игре, а фрейлины должны отгадать ее название.
Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная игра – беседа без слов».
Источник множества интересных математических задач.
Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умом.
Родина игры – Индия, возраст – 15 столетий, имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название «Чатуранга».
Уроженец Праги первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
Это дворцовая жизнь в миниатюре.
Ответ: шахматы.
Король (кричит). Министр! А… ты уже здесь. Меня вдруг сомнения взяли.
Министр. Какие, батюшка, какие?
Король. А вдруг все претенденты будут эрудированными? Тогда получается - все будут женихами! Так у меня же на всех королевства не
-6-
Принцесса. Не плачь, батюшка, впереди еще есть конкурс. И не будь жадной. У тебя очень большое королевство, если уж на то пошло, всем хватит.
Участникам выдаются лист бумаги и ножницы. В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было через него пролезть.
Конкурс для фрейлин
Задача. У Тани в комоде лежали вперемешку 3 пары черных и 5 пар коричневых чулок. Какое наименьшее количество чулок она должна взять из комода в темноте, чтобы иметь не меньше пары чулок одинакового цвета.
Ответ: 3 чулка.
Задания для обеих команд.
1. Кто сказал: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит?»
а) Ломоносов (математик, химик);
б) Соболев (математик);
в) Чебышев (математик).
2. Кто сказал: «Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в поле, ни на транспорте…»?
а) Соболев;
б) Лобачевский;
в) Чебышев.
Подведение итогов.
Эрудит. Вот он – победитель нашего праздника! Принцесса, вы согласны, чтобы он стал вашим другом?
Принцесса. А вдруг он не сможет меня рассмешить? Тогда что же, я все время буду плакать? Не хочу!
Эрудит. А вы проверьте его чувство юмора.
Принцесса. А разве это возможно?
Эрудит (обращается к победителю). Это возможно?
Жених рассказывает анекдот, принцесса хохочет.
Принцесса. Ну, а остальные будут моими представителями в других королевствах. Ну а фрейлину свою испытать у меня еще будет время. Я так люблю поболтать и давно уже, искала подружку. А остальные будут моими советчиками.
Звучат песни.
-7-
Турнир смекалистых
В игре принимают участие две команды.
Викторина
В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели.)
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всех сестер? (Одна сестра.)
Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Почемучки
Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Потому что лед легче воды. Охлажденные слои воды застывают на поверхности коркой льда, а затем лед и снег на нем предохраняют воду от промерзания. Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно, а вода замерзала бы сплошной глыбой.)
Почему зимой посыпают тротуар песком? (Для того, чтобы сила трения была больше и пешеходы не падали.)
Почему мокрое белье высыхает на морозе? (Вода, находящаяся в мокром белье, на морозе превращается в мельчайшие кристаллики, которые постепенно выветриваются.)
Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остывать земле.)
Шарады
Дремлют два предлога около порога,
Потому-то тишь, и не пискнет мышь. (К – от.)
В игре победу принесут
Или ютятся на носу. (Очки.)
Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог. (До – ми – к.)
Смотрю: змея, союз, предлог –
И я от страха занемог! (Уж – а – с.)
Представьте себе…
1. Представьте, что открыт новый специализированный магазин. Придумайте хотя бы пять видов товаров, которые могли бы в нем продаваться, и объясните, почему. А магазин называется:
- «Все для двоечников»;
- «Все для прогульщиков»;
- «Все для нерях»;
- «Все для второгодников».
-8-
2. Допустим, что наша промышленность приступила к выпуску новых элементов одежды. Но всякая новая продукция нуждается в рекламе. Поэтому прорекламируйте творчески следующие вещи:
- пуговицы трехдырочные;
- галстук бисквитный;
- молнию с дистанционным управлением;
- шнурки быстрорастворимые.
Исторические даты
В каком году была Курская битва? (1943 г.)
В каком году была битва под Москвой? (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 г.)
Сколько дней продолжалась героическая оборона Севастополя? (250 дней: с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г.)
Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней: с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)
Задачи – шутки
Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 килограмма. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2 кг.)
Два сына и два отца съели три яйца. Сколько яиц съел каждый? (Съели по одному яйцу, так как их было трое: дед, отец, сын.)
Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км.)
Сколько концов у двух с половиной палок? (Шесть.)
У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три яблока.)
В конце игры самых смекалистых награждают грамотами и призами, ну а проигравшим вручают поощрительные призы и подарки.
Рыцарский турнир вежливости
Интересной формой приобщения ребят к правилам хорошего тона является рыцарский турнир вежливости и воспитанности. Накануне его проведения предложите ребятам, познакомиться с книгами о рыцарях.
Сам учитель также должен знать, что рыцарем в феодальной Европе называли человека, принадлежащего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы) и вести военную службу в войске сеньора (феодала), от которого получал наследственное земельное владение.
Прежде чем посвятить молодого человека в рыцари, ему надлежало овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Только после успешного прохождения испытаний ему в торжественной обстановке присваивали почетное звание. Для рыцаря считались обязательными такие моральные качества, как смелость, великодушие, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
-9-
От будущих участников турнира потребуется не только знание книг, но и умение подготовить приветствие своей команды, орденский знак (графическое изображение символов, характеризующих команду), принять участие в конкурсах и практических заданиях, подготовить домашнее задание (стихи и сценические миниатюры) и т.д.
У каждого рыцарского ордена должен быть свой девиз и клятва. Например:
Клянемся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!
Долой и латы, и забрало!
Мы рыцари добра –
И в этом наша слава!
Перчатку вызова бросаю –
На честный бой вас вызываю.
До начала турнира в зале звучит музыка. Оформлена книжная выставка «В стране вежливых наук».
Оформление сцены. На заднике рыцарь в доспехах. Планшеты с текстовыми плакатами: «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес); «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж.Руссо) и т.д.
По бокам сцены стоят стулья (по семь с каждой стороны) для участников турнира, журнальные столики для трех ведущих.
Выходят ведущие.
1-й ведущий. Добрый день дорогие ребята!
2-й ведущий. Здравствуйте!
3-й ведущий. Мы рады видеть вас в этом зале!
1-й ведущий. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – турнир рыцарей вежливости.
2-й ведущий. В нем примут участие ваши сверстники, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
3-й ведущий. Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Звучит музыка
1-й ведущий. Прошу команды подняться на сцену. (Команды занимают места на сцене).
2-й ведущий. (представляет их). Команда «Джентльмены», команда «Дон кихоты» и т.д.
3-й ведущий. Представляем жюри конкурса…
1-й ведущий. Жюри будет оценивать конкурсы по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым!
Звучит сигнал трубы
2-й ведущий.
Чтобы в рыцарском турнире победить,
очень умным и любезным надо быть.
За щитами не срываться,
Шпаги острой не бояться,
-10-
Все законы поведенья изучить!
3-й ведущий.
Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко,
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень не легко!
Звучит музыкальная заставка
1-й ведущий. Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам приветствовать друг друга и чем вежливее, тем лучше.
Команды приветствуют друг друга
2-й ведущий. Объявляем первый конкурс «Разминка». Каждой из команд я задам по одному вопросу. После окончания разминки прошу жюри подвести итоги.
Вопрос. Кого в прошлом называли рыцарями?
Ответ. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Вопрос. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
Ответ. В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана. Рыцарь бесстрашно бросится в ледяную воду, чтобы спасти тонущего, он совершает много других прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце.
1-й ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выяснением знание волшебных слов.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА
«СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ».
Растает даже леденая глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
-11-
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
2-й ведущий. Уважаемое жюри подвело итоги конкурсов и разминки (называет количество баллов).
3-й ведущий. Объявляем второй конкурс «Рыцарские манеры».
Задание 1. Волшебные слова.
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из нас должен будет назвать по одному такому «волшебному» слову. За каждое названное слово команда получает одно очко (до свидания, спасибо, извините, благодарю вас, будьте любезны и т.д.).
Задание 2. Волшебные поступки.
Вопрос. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай, – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно.
Вопрос. Откуда пришел к нам обычай, – здороваясь, снимать перчатки?
Ответ. С тех рыцарских времен идет обычай, – здороваясь снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что, он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
Вопрос. Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости?
Ответ. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклонись и скажи: «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.
1-й ведущий.Задание 3. Мы идем в театр.
Вопрос. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр?
Ответ. Минут за 30, так, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять места соответственно купленным билетам.
Вопрос. Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а звонок уже позвал тебя в зрительный зал?
Ответ. Если мороженое в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обертке, выбросить в урну и немедленно отправиться в зал.
-12-
Вопрос. Как вести себя во время спектакля?
Вопрос. Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?
2-й ведущий. Объявляем третий конкурс – «От теории к практике».
Задание 1. Сервировка стола.
Приглашаются по одному участнику от каждой из команд. Они должны установить на столе прибор – тарелку, с лева от нее – вилка, с прав –нож и ложка, при чем вилка и ложка кладутся вогнутой стороной вниз.
Задание 2. Приглашаются по одному участнику от команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. Для этого сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце.
3-й ведущий.Задание 3. Театралы. (Для выполнения этого задания нужен будильник). Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздаться звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано его место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.
Раздается звонок. Двое представителей команд должны пройти на заранее подготовленные места в зале. Проходя по ряду, они должны развернуться лицом к уже сидящим зрителям, стараясь не задеть их, не наступить им на ноги. Болельщики могут принести своей команде дополнительное очко, если догадаются встать в тот момент, когда участник проходит мимо них к своему месту.
3-й ведущий. Пока жюри будет подводить итоги этого конкурса, мы с вами попадаем в… театр, хотя и импровизированный, но все же театр. Посмотрим в исполнении членов команд две небольшие инсценировки, которые были даны участникам конкурса в качестве домашнего задания: «Урок вежливости» и «Помощники».
В сценке «Урок вежливости» использовано стихотворение Я. Бжехви в переводе Б. Заходера «Очень Вежливый Индюк».
Объявился в дому вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
-13-
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло».
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
«Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!»
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!».
В сценке «Помощники» речь идет о том, как два брата решили сделать маме сюрприз: убрать квартиру, но все закончилось дракой.
1-й ведущий. Прошу жюри подвести итоги конкурса «От теории – к практике».
2-й ведущий. Объявляем четвертый конкурс – конкурс чтецов.
Члены команд по очереди читают конкурсные стихи: Е. Измайлов «Вежливость», А.Барто «Рыцари», С. Маршак «Урок вежливости», С. Маршак «И ежели вы вежливы» и т.п.
3-й ведущий. Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов (Слово представителю жюри).
2-й ведущий. Объявляемый пятый конкурс – конкурс болельщиков. За правильный ответ болельщиков команде присуждается одно дополнительное очко.
Итак, задачи не на сложение –
Задачи на уважение!
Вопрос. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?
Ответ. Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?».
Вопрос. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? (8 и 11 лет?),
Ответ. Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.
2-й ведущий. Уважаемое жюри, просим огласить итоги конкурса болельщиков.
-14-
3-й ведущий. Объявляем шестой конкурс – «Рыцари скрестили шпаги». За каждый правильный ответ – одно очко.
Представители команд задают перекрестные вопросы, подготовленные дома.
Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?
Ты часто встречаешь человека (например, по дороге в школу), но незнаком с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как…
Рассказывая о чем-то интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь…
1-й ведущий. Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. А пока для вас, дорогие ребята, в исполнении нашей вокальной группы прозвучит песня Б. Савельева на стихи М. Пляцковского «Праздник детства» (Ребята исполняют песню).
2-й ведущий. Для проведения окончательных итогов конкурса предоставляем слово председателю жюри. (Жюри подводит итоги, награждает победителей).
Звучат сигналы трубы. Участники турнира произносят клятву рыцарей.
Клянемся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свиданья –
Нет в мире выше званья!
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – Науку помнить эту.
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.
Все (хором) Клянемся рыцарями быть!
Ведущие: Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, люди сильные, смелые и благородные – настоящие рыцари!
День творчества в школе и в классе
День творчества имеет главной целью создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих задатков детей. Стиль отношений детей и взрослых, занятых творчеством, отличается демократизмом, раскованностью, мажором. В школе и классах царит атмосфера творческого содружества взрослых и детей.
-15-
День творчества лучше проводить в классе, так как в своем коллективе ребенку легче раскрыться. Однако возможны и межвозрастные контакты детей, участие родителей и приглашенных интересных людей.
Что могут «натворить» дети?
Сочинять стихи, сказки, рассказы. Изготовлять оригинальные поделки из природных материалов. Вязать, шить, печь пироги. Изготовлять приборы, модели, приспособления.
Рисовать картины, изготовлять чеканку, лепить, делать игрушки. Сочинять и исполнять музыку, танцевать. Участвовать в спектакле, интермедии, миниатюре. Загадывать и отгадывать загадки, шарады, кроссворды и т. д.
В какой форме можно провести классный День творчества?
Урок творчества
Занятия клуба «почемучек»
Путешествие в страну неразгаданных тайн
Работа города мастеров
Действующая выставка любимых игр и игрушек
Снежная фантазия
Испытание творчеством
Спектакли
Конкурс творчества
Творческий калейдоскоп
Поэтический турнир
Защита профессий
Защита фантастического проекта
Концерт – ромашка
Творческий трудовой десант
Агиткалендарь
Азбука революции
Политическая анкета «Горячие точки планеты»
Суд над фашизмом
Суд над сигаретой, наркотиков, алкоголя
Аукцион знаний
Творческий марафон
Рыцарский турнир
День мальчика, День девочки
Зримая песня
Устный журнал
Клуб путешественников
Музей снежных скульптур
Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней»
Час экспромтов
- 16-
День именинника
Встреча с посланцами внезапной цивилизации
От всей души
Вечер горячих сердец
На арене цирка
Телевизионное обозрение по материалам жизни класса и школы и т. д.
Дидактический театр
Это особая форма сценического действия на стыке учебного и воспитательного процессов. Она позволяет соединить знания с личностью школьника.
Для создания спектакля выбирается какой-либо учебный предмет, и на его материале сочиняется спектакль. В основу сюжета можно положить историю открытия, жизнь великого ученого, разгадку неразгаданной тайны, научное исследование важного события истории, путешествие в дидактическую сказку и т. д.
Дидактический театр – прекрасная агитация за знания, он позволяет обогатить программный материал, развить творческие способности учителя и учеников, подымать престиж школьных эрудитов.
Дидактический театр – одна из эффективных форм педагогики сотрудничества.
Игра «Кто кого?»
классный час в 5-6 классах
на тему: «Человек и его пороки»
В игре участвуют несколько команд из одного или из разных классов. В качестве ведущих выступают классные руководители, воспитатели или родители.
Задание «Объясни название игры»
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Глубокоуважаемое жюри! Приветствую вас – участников и болельщиков нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьезной и воспитательной игры. Предлагаю вам сразу заработать 2 очка для своей команды, если сможете объяснить название игры. Есть мнения? («Кто кого? Обозначает не только то, что состязаются несколько команд и одна должна победить другую. Главное заключается в том, что каждый человек всю жизнь борется с пороками, чужими и собственными, и от того, как ему это удается, зависит его судьба. В обществе злые, порочные люди всегда противостоят добрым, и борьба между ними порой определяет жизнь целых народов.)
Учащиеся обсуждают вопрос, дают свои варианты ответов.
Ведущий. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием и поняли смысл игры. Предоставляю слово жюри для объявления оценок.
Задание «Пороки достоинства»
Ведущий. Чтобы перейти к следующему заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто сможет растолковать это понятие, заработает для своей
-17-
команды 1 очко. (Согласно Толковому словарю С.Ожегова, «порок – тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойства».) Человек – если он Человек с большой буквы – должен уметь противопоставлять дурным качествам, мыслям и делам свои достоинства. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Капитаны команд получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники игры придумывают и вписывают в соседнюю колонку.
Пример:
Курение – воля.
Пьянство – …
Лень – …
Наркомания – …
Лживость – …
Трусость – …
Подлость – …
Воровство – …
Грубость – …
Жадность – …
Высокомерие – …
Распущенность – …
По указанному образцу выполнен большой транспарант, который используется в оформлении зала. С его помощью участвовать в обсуждении и помогать командам могут их болельщики. Задание выполняется в течение двух минут (пока звучит музыка), затем листки передаются жюри. Максимальная оценка конкурса – 4 очка.
Задание «Экзамен со шпаргалкой»
В конкурсе участвуют по три представителя от каждой команды (капитан и два помощника). Они занимают места за столами, на которых разложены карточки с ответами на вопросы (шпаргалки). Капитаны берут билеты со стола жюри по очереди, громко читают вопрос, а их помощники за три секунды должны найти шпаргалку и дать ответ. Если они не успевают, то право ответа получает другая команда. За верный ответ присуждается 1 очко.
(Вопросы и ответы для этого задания подбираются с помощью пособия /1/ и распечатываются на отдельных карточках.) Приведем некоторые примеры таких карточек.
1. Какое вещество арабские алхимики назвали «величайшим обманщиком»?
Этиловый спирт (аль-кохоль) в переводе с арабского означает «нечто воздушное, эфирное» из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление.
2. Какое вещество самое опасное в табаке?
Радиоактивный металл полоний – 210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.
3. Что можно купить на деньги, которые прокуривает курильщик за год?
-18-
Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить два велосипеда.
4. Когда Россия впервые познакомилась с табаком и что делали с курильщиками при царе Михаиле Федоровиче Романове?
Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Курильщиков наказывали шестьюдесятью ударами палкой по пяткам, а если они попадись с курением вторично, то им отрезали нос или уши.
Задание «Изобрази поговорку»
Этот конкурс может проводиться экспромтом или как домашнее задание (когда задание команды знают заранее, готовятся, а на игре несколько человек представляют поговорку). Другие команды должны ее отгадать. За пантомиму и за правильные ответы начисляется по 2 очка. Предлагаем для задания несколько фольклорных фраз:
- «Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну».
- «Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит» и т.д.
Викторина «Кто быстрее?»
Ведущий задает вопросы сразу всем командам, а право ответа получает тот, кто быстрее поднимет руку. Жюри внимательно следит за игроками и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко.
Вопросы (взяты из книги /1/):
Почему курильщики кашляют?
Можно ли вылечиться от наркомании?
Безвредны ли сигареты с фильтром? и т.д.
Конкурс плакатов
Пропагандистские плакаты на тему борьбы с пороками изготовлены командами заранее и используются в оформлении зала (2 – 3 плаката от каждой команды).
Жюри дает им оценку и начисляет очки.
Жюри подводит итоги конкурсов, определяет победителя. Команде – победительнице вручается красный диплом. Можно вручить медали всем участникам команды с надписью: «Победителю в борьбе с пороками».
Ведущий. Несмотря на результат, несмотря на то, что сегодня кто-то выиграл в нашем состязании, а кто-то оказался побежденным, а выражаю уверенность, что в жизни, друзья, вы все будете победителями. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать «Нет!» своим порокам. В заключение предоставляю слово агитбригаде.
Выступление агитбригады (текст выступления агитбригады взят из издания /2/).
По самую глотку, наливаясь грязью,
В винных парах и в дыму с никотином,
Свой организм приведешь к безобразью
-19-
И жизнь урежешь наполовину.
Объявим войну наркоте и прочему,
Всем, кто нас этой дрянью травит,
Тем, кто под темным покровом ночи
С двух до семи торговлю правит!
Даешь кефир, молоко и сливки!
Даешь, наконец, фруктовую воду!
Долой наркозелье, долой водку!
Литература:
/1./ «Как избежать беды». Методические материалы по антинаркотическому воспитанию школьников. / М.: «Квант», 2007 г.
/2./ «Родителям, учителям, воспитателям, о проведении антиалкогольной пропаганды среди детей разных возрастных групп». Методические материалы. Курск, «Меркурий», 2009 г.