kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вникая в смысл слов Абая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, которое посвящено великому казахскому поэту – Абаю Кунанбаеву. С 2007 года шагает по стране акция «Одна страна – одна книга», которую проводит Министерство культуры и информации РК по инициативе Национальной академической библиотеки РК и Библиотечной Ассоциации РК. Основными центрами проведения акции являются казахстанские библиотеки – национальные, республиканские, городские, областные, сельские, вузовские и школьные. Целью данной акции является продвижение книги, поддержка грамотности и культуры чтения, сохранение духовного наследия, бережное отношение к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вникая в смысл слов Абая »

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Петропавл құрылыс-экономикалық колледжі

Петропавловский строительно-экономический колледж










Дөңгелек үстел

«Абай сөзіне ену»

Круглый стол

«Вникая в смысл слов Абая»










Орындаған/Разработали:

Букатина В.Н.

Богомолова Е.Г.












Петропавл 2007 жыл

Петропавловск 2007 год



Абай Кунанбаев

(1845 – 1904)



















Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка.

Чингиз Айтматов









фыафы

Вникая в смысл слов Абая

Цели и задачи:

- способствовать формированию у подростков этнической культуры, общечеловеческих ценностей, воспитание и уважение к творчеству великого казахского поэта, философа, композитора.

- знакомство учащихся с поэтическим творчеством великого казахского поэта Абая Кунанбаева.

- привитие интереса к чтению книг, внедрение в практику культурной деятельности опыта проведения праздника чтения в учебных заведениях технического и профессионального образования, посвященного одной книге, определения его приоритетной частью в поддержку общенациональной программы чтения для развития читательской культуры, сохранения историко–культурного и духовного наследия.

- формирование гражданской позиции, нравственности, эстетического чувства, чувства казахстанского патриотизма.


Оформление: Портрет Абая Кунанбаева, компьютер, интерактивная доска, иллюстрированная книжная выставка: «Вникая в смысл слов Абая», слайд – презентация, музыкальное сопровождение.


«Не все гении – поэты, не все поэты – гении»

Сабит Муканов


Ход


Вступительное слово библиотекаря: Здравствуйте дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, которое посвящено великому казахскому поэту – Абаю Кунанбаеву. С 2007 года шагает по стране акция «Одна страна – одна книга», которую проводит Министерство культуры и информации РК по инициативе Национальной академической библиотеки РК и Библиотечной Ассоциации РК. Основными центрами проведения акции являются казахстанские библиотеки – национальные, республиканские, городские, областные, сельские, вузовские и школьные. Целью данной акции является продвижение книги, поддержка грамотности и культуры чтения, сохранение духовного наследия, бережное отношение к родному языку.

В 2007 году книгой акции стал трактат «Слова назидания» Абая. Со времени написания произведения прошло много лет, сменилось несколько поколений читателей, однако «Слова назидания» сегодня актуальны, как никогда, благодаря разнообразию тематики: это и любовь к отчизне, история Казахстана, культура, народная психология, философия.

1 ведущий: В истории каждой национальной литературы есть писатели, творчество которых представляет собой высшее достижение национального словесного искусства.

В русской литературе это Пушкин, в немецкой литературе – Гёте, в английской – Шекспир. В казахской литературе – это Абай Кунанбаев. Абая можно по праву назвать «солнцем казахской поэзии». Голос Абая доносится из далеких казахских степей. И его послание, его слово, с которым он обращается к людям из XIX столетия, обретает удивительную силу и для нас. Каждый сегодня склонен спросить себя: чем лично для меня дорого поэзия Абая? Почему я, человек, живущий в стремительном XXI веке, испытываю острую потребность возвращаться вновь и вновь к произведениям Абая? Чем же его творчество привлекает сегодня? Вникая в смысл слов Абая, что мы ощущаем, испытываем? На эти вопросы мы сегодня и попытаемся ответить. В душу вглядись глубже, сам с собой побудь, я для тебя – загадка, я и мой путь. Знай, потомок, дорогу я для тебя торил, Против тысяч сражался – не обессудь! Итак, немного об Абае Кунанбаеве.

2 жүргүзуші: Абай (Ибраһим) Құнанбаев-(1845—1904) ақын, ағартушы, жазба қазақ әдебиетінің, қазақ әдеби тілінің негізін қалаушы, философ, композитор, аудармашы, саяси қайраткер, либералды білімді исламға таяна отырып, орыс және еуропа мәдениетімен жақындасу арқылы қазақ мәдениетін жаңартуды көздеген реформатор.

Абай Шығыс пен Батыс мәдениеті мен өркениетін жетік білген. Бірқатар әлем ойшылдарының еңбектерімен жақсы таныс болған. Философиялық трактаттар стилінде жазылған «Қара сөздері» — тақырып ауқымдылығымен, дүниетанымдық тереңдігімен, саяси-әлеуметтік салмақтылығымен құнды

1 ведущий: Его отец был самовластным главой рода, крупнейшей фигурой феодально – родовой аристократии.В 1852 году он стал последним султаном – правителем Каркаралинского округа. Имя Кунанбая было грозой для соплеменников, так как он был очень жестоким, честолюбивым, пользовался неограниченной властью. Кунанбай имел четырех жен. К счастью для Абая, его мать Улжан пользовалась в семье большим авторитетом.

Детство Абая, протекало в ауле его отца Кунанбая. Абай впечатлительным был ребенком. Он остро чувствовал суровость отца и его несправедливость. Тяжелые впечатления мальчика смягчала только добрая мать Улжан да бабушка Зере. Мать дала мальчику имя «Абай», что значит «внимательный». Бабушка хорошая рассказчица – знакомила ребенка с легендами, преданиями, песнями и другими произведениями устной поэзии казахского народа.

2 жүргүзуші: Кішірек кезінде ауыл молдасынан аздап сауат ашқан Абайдың әкесі он жасында Семейге оқуға жібереді. Әуелі ол Ғабұл-Жаппардың, кейін Ахмет-Ризаның медресесінде оқиды. Болашаң ақын өзімен сабақтас шәкірттерден анағұрлым үздік оқыған. Мектепте жүргізілетін дін сабағын (олар араб, парсы тілдерінде жүрген) жеңіл үлгеріп, бос уақытын кітап оңуға, өз бетімен ізденуге жұмсайды. Шығыстың классик аңындары Низами, Сағди, Хафиз,   Науаи, Фзули шығармаларымен, ертегі, дастан, хисса сияқты әдеби мұралармен Абай осы кезде танысып, оларды қызыға оңыған.

1 ведущий: Но одновременно с тягой к изучению этих языков в Абае пробуждается интерес к русской культуре. Во время пребывания в Семипалатинске он знакомится с политическими ссыльными Михаэлисом, Долгополовым, изучает русский язык. Но Абаю не пришлось доучиться. Тринадцатилетнего подростка отец вернул в аул и стал привлекать к управлению родом Тобыкты. Присутствующий во время разбора отцом тяжеб, видя его несправедливые решения, Абай почувствовал к отцу неприязнь. Он возненавидел верхушку своего рода, творившую насилие и произвол по отношению к слабым.

Будучи волостным управителем, Абай пытался официальными путями проводить мероприятия по просвещению народа, добиваться улучшения его жизни. Однако, за 3 года службы ему пришлось пережить множество доносов баев, недовольных его деятельностью. Абай задумался, не полезнее ли посвятить себя делу просвещения народа.



2 жүргүзуші: Абай өлең жазуды 10 жасында («Кім екен деп келіп ем түйе қуған...») бастаған.

Абай өлеңдері түгел дерлік лирикадан құралады, поэма жанрынакөп бой ұрмағаны байқалады. Қысқа өлеңдерінде табиғат бейнесін, адамдар портретін жасауға, ішкі-сыртқы қылық-қасиеттерін, мінез-бітімдерін айқын суреттермен көрсетуге өте шебер. Қай өлеңінен де қазақ жерінің, қазақтың ұлттық сипатының ерекшеліктері көрініп тұрады. Ислам діні тараған Шығыс елдерінің әдебиетімен жақсы танысу арқылы өзінің шеберлік — шалымын одан әрі шыңдайды.Дүниетану өңірінде екі қасиеттің — сезім мен қыйсынның , түйсік пен ақылдың қатынасын таразылайды. Сондықтан да: «Ақыл сенбей сенбеңіз, Бір іске кез келсеңіз» деп жазады

1 ведущий: Поэзию он считал «властителем языка», в которой главное не «словесные узоры», а глубина мысли. Талантливый поэт слагает речь в узор, где все слова ровны, густы, округлены, легки для языка, ласкают слух и взор. Абай верил, что именно слово, поэзия может перевоспитать человека, преобразовать общество. Он верил в то, что рано или поздно его поэзия дойдет до сердец и тех, кто пока еще не задумывается над его словами.

Мой намек одни поймут, другие – нет.

Непонятливых пускай бросает в жар.

Да и кто теперь понять способен слово?


Судьба молодежи глубоко волновала Абая. Поэт – просветитель считал себя ответственным за ее будущее. На всех этапах своего творчества он писал о молодежи. В стихотворениях «Джигиты, дорог смех, не шутовство», «Пока не знаешь – молчи», «Только юность одна – жизни счастливый цвет» Абай осуждает пустословие, щегольство, бездушное отношение к женщине; призывает к просвещению, к воспитанию в молодом человеке сдержанности, внутренней дисциплины, трудолюбия.

2 жүргүзуші: Абай қазақ қоғамын ерінбей еңбек етуге шақырды. Өзінің кейбір замандастарының бойындағы жаманшылық мінездерді — жалқаулықты, еңбексіздікті, көрсеқызарлықты, алтыбақан алауыздықты, надандықты жеріне жеткізе әшкереледі. Кедейшіліктен құтылудың бір тәсілі егіншілікпен айналысу, қолөнер кәсібін және сауда-саттық жасауды үйрену екенін айтты. Ол былай деп жазды:

«Егіннің ебін,
Сауданың тегін
Үйреніп, ойлап, мал ізде».

Оның басқаша ойлауы мүмкін де емес еді. Қазақ даласында жиі болып тұратын жұт қарапайым халықты ауыр қайғы-қасіретке душар ететін. Ондай кезде жылдар бойы жинаған малдан бір-ақ күнде айырылып, жұтап қалуға болатын еді. .

1 ведущий: «Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое сердце, Абай – мудрость народа», - так до предела спето и емко высказался создатель эпического повествования «Путь Абая». В правоте и точности ауэзовской формулы можно убедиться, перейдя от стихов Абая к его прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их 45.

2 жүргүзуші: Абай өзінің қара сөздерінде шығарманың ажарына ғана назар аударып қоймай, оның тереңдігіне, логикалық мәніне зор салған.

Сөйтіп көркемдік шеберлік пен ғылыми зерделік арқылы көркемдік сана мен философиялық сананы ұштастырады.Абайдың қара сөздеріндегі гуманистік, ағартушылық, әлеуметтік ойлары дін туралы пікірлерімен бірігіп, тұтас бір қазақ халқының философиялық концепциясын құрайды. Абайдың кара сөздері сондай-ақ жалпы адамзат баласына ортақ асыл сөзге айналды.

Оның қара сөздерінің бірнешеуі ең алғаш 1918 ж. Семейде шыққан "Абай" журналында жарық көрді. Кейіннен, Абайдың қара сөздері орыс, қытай, француз, т.б. көптеген әлем тілдеріне аударылды.



1 ведущий: Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая. Тщательная стилистическая отделка, образный точный язык, искренность поэта, его человечность, высокая устремленность, могучая мудрость ставят «Слова назидания» в ряд гениальных литературных памятников человечества. Абай предостерегает: «Пока добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как только ты достигаешь цели, твой доброжелатель – лишь ты сам…» Для того, чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способность сберечь трезвость рассудка и чистоту совести. Все должно служить делу разума и чести…»

Все на свете имеет свою меру, - говорит нам Абай в своем 43» Слове – назидании». – В том числе и хорошее. Великое дело – знать меру всему. Умение думать – похвально, но некоторые люди, чрезмерно увлёкшись, запутываются в мыслях, теряют здоровый рассудок. В желаниях есть, пить, одеваться, развлекаться, обогащаться, добиваться власти и даже в проявлении осторожности и хитрости, направленной на то, чтобы не быть обманутым, нужно знать меру. Все это сверх меры – есть зло…»

2 жүргүзуші: Абайдың пікірінше, адам болу үшін оның бойынан үш түрлі фактор табылуы тиіс. Біріншіден, баланың шыққан тегі жаксы болуы керек, екіншіден, оның әлеуметтік жағдайы немесе қоршаған ортасы жағымды болуы шарт, ушіншіден, балаға адамгершілік тұрғысында тәрбие берілуі қажет. Абай парақор билеушілерді, ашкөз судьяларды, надан молдаларды әшкерелеп отырды. Халықтың игілігіне жету жолындағы Бұл қырсықты ғылым мен білім аркылы ғана жоюға болады деп есептеді. Ол жастарға үздіксіз еңбек етіп, білім алуды міндет етіп қойды. Білім алуға жұмылған еңбек әрқашанда жемісті және ізгілікті болатынын қадап айтты. Қараңғылықтан шығар, елді өркениетке жеткізер жалғыз жол — оқу-білім екенін көзі қарақты жастарға түсіндірді.





1 ведущий: Для творчества Абая характерны горячий патриотизм, любовь к родной земле и горечь за ее страдания, гуманизм, искреннее стремление помочь народу, облегчить его судьбу. Судьба самого Абая сложилась нелегко. Он пережил рано умерших сыновей, глубоко страдал и ушел из жизни, не завершив многих замыслов. Похоронен Абай в домике Жидебай у подножья Чингисских гор, воспетых им в стихах. К 125 – летию со дня рождения великого поэта в этих местах был открыт Дом – музей Абая Кунанбаева, воздвигнут ему памятник. Именем Абая, названы город в Центральном Казахстане и районы, школы, улицы, парки.

Духовное наследие поэта – философа, поистине богатейшая энциклопедия, дающая ясное, полное и точное представление об экономическом, политико – правовом, культурно – историческом, моральном состоянии казахского общества. Абай развивает учение о нравственных качествах, выдвигает гуманистические принципы нравственного совершенствования человека и их особенности в казахском национальном образе жизни. И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Абай был зеркалом общественной мысли казахов, носителем духовного богатства своего народа. Он всегда будет сияющей вершиной в казахской литературе.

Литература

  1. Майтанов Б. «Абай: История, личность, время» //Алматы: Аруна, 2004. – 92 с.: ил. – (Знаменитые люди Востока).

  2. Батырбекова Р. «Изучение наследия Абая Кунанбаева в начале XX века» //Казахстанская правда. – 1995. – 26 июля. – С.8

  3. Калмырзаев А.С. «Эстетическое в творчестве Абая» //Алма-Ата: Казахстан, 1979. – 160 с.

  4. «Жүрегіңнің түбіне терең бойла» (Құрастырып, алғы сөзі мен түсініктемелерін жазған – М. Мырзахметов, филология ғылымдарының докторы) // Алматы: Рауан. 1995. 64 бет.

  5. Кунанбаев Абай. Избранное. Пер. с каз. /Сост. М.Магауина, Вступит. статья М.Ауэзова; М.: Худож.лит; 1981. – 223с.

  6. Абай Кунанбаев. Қара Сөз.Книга слов. Перевод с казахского. Серикбаевой, Кузнецова. – 2001. -264с.

  7. Абай Күнанбайүлы. Олендер, поэмалар, аудармалар, қара сөздер / Құрастырушысы Г.Бельгер. – Алматы: Мектеп, 2003. – 248 б. – («Жетінші сөз» сериясы).

  8. Мир Абая: сборник / сост. и ред.: М.Маданова, А.Машакова. – Алматы: Международный клуб Абая. – 2004.-168 с.

  9. Тахан С. И звезда с звездою говорит... // Казахстанская правда.- 2006.- 7 июля.- С. 6

  10. Ермуканов М. На родине Абая // Северный Казахстан.- 2009.- 12 июня.- С.5

  11. Есим Г. Для молодых я свой рождаю стих... // Проспект СК.- 2007.- 17 августа.- С.7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вникая в смысл слов Абая

Автор: Букатина Валентина Николаевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства