На занятии дети говорят о пользе занятий физической культурой, спортом. Ребята проводят практическое занятие по освоению упражнений утренней гимнастики. В конце мероприятия они убеждают своих одноклассников в необходимости процедур закаливания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся»
Мощёнская Александра Григорьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Щербаковская
средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области
Мощёнская Александра Григорьевна,
учитель начальных классов
МОУ Щербаковская СОШ
Алексеевского района
Белгородской области
Статья отнесена к разделу – Классное руководство
Воды холодной не бойся —
ежедневно ею мойся
В период поступления детей в школу актуально укрепление иммунной защиты организма для профилактики ОРВИ и «мягкой» адаптации к школе. Одним из доступных средств воздействия на здоровье является закаливание. С этой целью было проведено занятие, на котором первоклассники знакомились с понятием закаливание, правилами закаливания, с комплексами физкультминуток.
Обращаясь к детям, учитель сказал:
— На предыдущих занятиях вы узнали много нового и полезного для вашего здоровья. Сегодня мы будем говорить о закаливании холодом. Холод бывает полезным для здоровья, если к нему постепенно приучать себя. Наши предки очень любили парную баню в зимнюю пору. Хорошо попарившись, они ныряли в снег на несколько секунд, растирались им, затем снова спешили в парную.
Закаляться — значит сделать организм устойчивым к простуде, приучать к холоду.
Почему не замерзла девочка? Потому что она была не изнеженной, а закаленной. Ребята, а вы моете лицо и руки холодной водой по утрам?
Закаляться можно прохладным воздухом и водой. Но об этом чуть позже. Сейчас мы выполним физкультминутку. Во время выполнения упражнений следите за осанкой.
Туча с солнцем борется, ветер с лесом ссорится, дождик собирается, кто куда спасается. Птичьи крылья — хлоп! хлоп! хлоп! — начинается потоп! Дождик шел и прекратился, в небе ясном растворился.
1. И.п. — сидя за партой, руки к плечам. Руки вперед, ладони перед собой, в и.п., свести лопатки. Повторить 3-5 раз, темп средний.
И.п. — сидя за партой, руки над головой. Наклон налево, наклон направо. Повторить 3-5 раз, темп медленный.
И.п. — стоя у парты. Полуприседы, руки на затылке, локти отвести назад, голова, спина прямо. Повторить 5 раз, темп средний.
И.п. — стоя, руки к плечам. Круговые вращения локтями назад. Повторить 3-5 раз, темп средний.
И.п. — стоя, руки на пояс. Повороты головы налево, направо. Повторить 3-5 раз, темп средний.
— Молодцы! Вы отлично справились с заданием: хорошо сближали лопатки, закрепляли стереотип правильной осанки.
Очень часто говорят: «Закаляйся, как сталь!» А знаете ли вы, что это значит? Можете ли вы назвать себя закаленными? Запишите волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Чередуя холод с теплом, можно тренировать сосуды, по которым бежит кровь. Закалившись, никакие перемены погоды вам не будут страшны. С чего же начинать закаливание? Лучше всего начинать закаливание с воздушных процедур. Как? Запомните правила воздушного закаливания:
Утром умывайтесь и делайте зарядку при температуре воздуха 18-20°С в одних трусиках (5-10 минут).
Делайте это ежедневно в течение 2-3 недель, доведя время закаливания до 15-20 минут.
Следите, чтобы на коже не появились «пупырышки». Это признак охлаждения. В этом случае нужно быстро одеться.
А сейчас мы вместе обсудим, правильно ли проводила закаливание цыпленка его подруга гусеница (Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка»). Слушайте!
Цыпленок встретил гусенка.
Странно, — пропищал цыпленок, — сам белый, а лапки розовые?
А я их в холодной воде мыл, вот они и покраснели.
А если я буду мыть лапки в холодной воде, у меня тоже покраснеют? — спросил цыпленок.
Попробуй! — сказал гусенок.
И пошла желтая гусеница поливать из ковшика на лапки цыпленку воду. Ждал, ждал цыпленок, когда лапки станут розовыми, а они почему-то стали синие.
Лягушки смеялись: «Это что? Желтый цыпленок на синих ножках. Смешно! Ну, очень смешно».
— Ребята, а вам смешно? (Демонстрация рисунка классу.)
Ответьте, почему лапки у цыпленка посинели? Правильно ли гусеница проводила закаливание цыпленка водой?
Верно, неправильно. Давайте запомним правила закаливания водой.
Контрастный душ.
Купаясь в ванне в теплой воде, привстаньте и полейте себя чуть прохладной водой, затем опять теплой и снова прохладной.
Вытрите тело полотенцем, оденьтесь.
Повторяйте это ежедневно, постепенно снижая температуру воды на 1-2°С.
Польза закаливания в том, что закаленный человек почти не болеет, спокоен, хорошо спит. На уроках внимателен и долго не устает. (Вывешивается таблица.)
Признаки закаленного человека
Он редко болеет и быстро выздоравливает (на 2—3-й день).
Он всегда активен, на уроках собран и внимателен.
Кожа у закаленного человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие.
Он носит легкую одежду, излишне не утепляется.
У него хорошее, «солнечное» настроение, спокойный сон.
Послушайте, к чему призывает ребят умывальник Мойдодыр:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, океане —
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
А волшебница Вода расскажет вам о забавном случае:
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка,
То на стенку, на бока.
До чего ж приятно это.
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят... (душ).
Но лучше, ребята, если вы будете использовать попеременно то прохладный, то теплый дождик в течение 2-3 минут. Это хорошо бодрит организм.
А сейчас попробуем создать себе хорошее настроение. Представьте: наступило лето, светит яркое солнышко, мы на берегу реки проводим закаливание водой.
Выполняется физкультминутка «Пловцы».
— К речке быстрой мы спустились.
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно: вместе руки — это брасс.
Повторим еще пять раз.
Выйдем на берег крутой и отправимся домой.
И.п. — основная стойка. Ходьба, высоко поднимая колени (на носках, на полной стопе). Осанка правильная. 10-15 секунд, темп средний.
И.п. — стоя. Присед, руки за голову, вернуться в и.п. Повторить 4 раза, темп медленный.
И.п. — стоя, ноги врозь. Наклон вперед, руки в стороны, смотреть перед собой, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз, темп медленный.
И.п. — стоя. Имитация плавания стилем брасс (для рук).
И.п. — стоя. Быстрая ходьба на месте. 10-15 секунд.
В заключительной части урока учитель напоминает: «Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. С завтрашнего дня дома начинайте проводить воздушные ванны. Закаливание начните с температуры воздуха +18°С и процедуру выполняйте в течение 3-5 минут, постепенно увеличивая время».
Затем проводится игра «Наполни сосуд». Две банки с водой стоят на задней парте и две пустые на стуле у доски. Игру начинают учащиеся среднего ряда. Первые игроки берут ложки и по команде «Марш» зачерпывают ложками воду и несут в пустые банки. Передают ложку по эстафете следующему игроку своего ряда и т.д. Затем в игру вступают ученики первого ряда, потом третьего. Команда, ловко и быстро выполнившая задание, награждается. Участники команды-победительницы читают загадки:
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)
Дождик теплый и густой.
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня — бегу.
От болезней стерегу. (Вода)
На дом учащиеся получают задание: принимать контрастный душ и воздушное закаливание.
4
Классный час «Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся»