Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Ситуации риска"»
Тема. Как действовать в ситуации риска.
Цель: развитие навыков противодействия социальному давлению, аргументированного отказа.
Время: 1 час 40 мин.
Понятия для усвоения подростками: аргументированный отказ, ответственное поведение, давление, рискованное поведение, пассивное поведение.
№ п/п
Виды работы
Продолжительность, мин.
Ресурсное обеспечение
1
Упражнение «Есть ли альтернатива?»
30
Карточки с описанием проблемных ситуаций, ручки
2
Ролевая игра «Как показать свое несогласие»
25
Бумага, ручки
3
Ролевая игра «Сила воли»
35
4
Подведение итогов
10
1. Упражнение «Есть ли альтернатива?»
Цель: показать участникам, что альтернатив принятия решений в ситуации может быть более двух; познакомить с алгоритмом действий в ситуации, когда необходим отказ; научить подростков навыкам аргументированного отказа от предложения употреблять наркотические вещества.
Ход упражнения.
Учитель объединяет учащихся в три группы, каждая из них получает карточку с описанием проблемной ситуации.
Первая ситуация: Компания знакомых приглашает вас после школы пойти в парк, чтобы выпить.
Вторая ситуация: Членам вашей спортивной команды запрещается употреблять алкоголь и другие наркотические вещества, и вы с этим правилом согласны. Двое лучших игрока начинают хвастать, что они выпивают и от этого спортивная форма только улучшается. Вы вместе с другими членами команды должны решить эту проблему, потому что на карту поставлено не только здоровье ваших друзей, а и успех вашей команды.
Третья ситуация: Приятель - ровесник пользуется авторитетом, имеет деньги и связи в шоу-бизнесе, предлагает вам выкурить «косяк».
Проблема, которую должны решить группы: «принять предложение или нет». Перед каждой группой раскладываются карточки.
Карточки принятия решений:
Каждая группа должна самостоятельно выбрать одну карточку. После выбора участники высказывают свою позицию, используя вопросы для обсуждения.
Вопросы для обсуждения:
Почему вы выбрали именно эту карточку?
Что вы выиграли, выбрав эту карточку?
Что вы теряете, сделав выбор?
Аргументирован ли ваш выбор?
Как оценить возможные варианты выбора?
Каковы положительные и отрицательные последствия у каждого выбора?
К кому вы можете обратиться за советом?
Будете ли вы всегда так действовать?
Что дает нам выполнение этого упражнения?
2. Ролевая игра «Как показать свое несогласие»
Цель: формировать навыки вербального и невербального отказа в ситуациях провоцирования.
Ход игры:
Участники объединяются в пары и распределяют роли: «подстрекателя» и «того, кто отказывается». «Подстрекатель» записывает свои уговоры на бумагу. Они могут касаться любой жизненной ситуации. Вербальными действиями «подстрекатель» пытается получить согласие партнера. Задание другого участника – понять собеседника и принять свое решение. После окончания игры зачитывается текст, написанный на бумаге.
Вопросы второму участнику игры:
Трудно ли было понять «подстрекателя»?
Как вы восприняли его предложение?
Как трудно было под действием уговоров?
Вопросы первому участнику игры:
Какими намерениями вы руководствовались во время уговоров?
Почувствовали ли вы возможность склонить партнера на согласие?
Почувствовав, что уговоры напрасны, приложили ли вы дополнительные усилия?
Вопросы для обсуждения:
Какими средствами пользовались партнеры в игре? (невербальные)
Какими еще средствами можно пользоваться?
Что необходимо сделать в ситуации провокации, ситуации, когда необходим отказ?
Информационное сообщение:
Как действовать в ситуации, когда необходим отказ?
Уясни суть проблемы.
Объясни свое отношение к ситуации.
Сформулируй свой ответ.
Выясни отношение собеседника к твоим словам.
Внимательно выслушай собеседника?
Поблагодари.
Конечно, всего не предвидишь, но ты мог бы заранее продумать несколько вариантов ответов, приемлемых для тебя, чтобы в случае давления иметь готовый ответ.
Главное, чтобы это был ответ человека, ответственного за свое поведение.
Ролевая игра «Сила воли»
Цель: реализовать положительные с точки зрения противодействия социального давления форм поведения, познакомить учащихся с – «нет» - стратегиями.
Ход игры.
Игра проводиться в тройках или по технике «Аквариум»
Тройка находится в центре круга из остальных участников и разыгрывает роли (потом тройки новые):
подросток, который пытается что-то сделать, что-то навязать.
подросток, который пытается избежать давления, избежать предложения.
наблюдатель.
Вопросы для обсуждения:
Кто принял предложение и почему? Кто отказался и почему?
Какие формы поведения, слова, убеждения героев помогли им, а какие - мешали?
Что было удачным, а что нет?
Чем бы, на ваш взгляд, могла закончиться ситуация?
Какими могли бы быть последствия, если бы вы согласились?
4. Подведение итогов.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Какие знания вы получили?
Какие знания вы будете использовать в вашей жизни?