Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Победим коррупцию"»
Воспитательное мероприятие «Победим коррупцию!»
Пояснительная записка
Актуальность: Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Активно внедряемая в России система антикоррупционного обучения и воспитания ставит перед школой новые задачи по пересмотру целей и содержания образования учащихся. Возникает не только потребность в углубленном изучении отдельных вопросов школьной программы по обществознанию, но и необходимость построения такого учебного процесса, который позволит осуществить специализированную подготовку учащихся по вопросам антикоррупционного поведения для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции, развивать навыки антикоррупционного поведения. Школа является тем образовательным институтом, который через антикоррупционное образование сможет воспитать такое мировоззрение, в котором коррупционный поступок будет считаться не нормой, а вызывающим общественное осуждение фактом.
Цель:
формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению.
Задачи: - познакомить с явлением коррупции; - дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование гражданской ответственности, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.
Познавательные:
- уметь искать и выделять необходимую информацию;
- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- развивать творческое воображение.
Коммуникативные:
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в группе.
Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 8б класса.
Время проведения: 30 мин.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Реквизиты: раздаточный материал для выполнения заданий, толковый словарь С.И. Ожегова, карандаши, ручки, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день ребята! Добрый день, дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашей беседе. А беседу я хочу начать с небольшого стихотворения
С коррупцией нужно бороться, Ведь тянет страну она вниз!
У нас столько денег крадется! «Коррупции «нет!»» — наш девиз!
Основная часть.
Воспитатель:
По моему короткому вступлению вы догадались, что наше мероприятие посвящено коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества.(Сл.1) Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. (Сл.2) Коррупция «есть корень, из которого вытекает
во все времена и при всяких соблазнах
презрение ко всем законам».
Томас Гоббс (английский философ, живший в 16 веке)
Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (Ответы детей)
А теперь давайте выполним небольшое задание. (Коррекционное упражнение)
Перед вами лежат листочки со всевозможными словами и словосочетаниями, я предлагаю выбрать, какие по вашему мнению подходят к теме нашего занятия и прикрепить на доску к фотографии дерева. (1 минута).(взятка, казнокрадство, воровство в государстве, подкуп, разложение общества, мздоимство, уклонение от уплаты налогов, получение взятки, дача взятки.(нарисовать или взять из интернета картинку с кривым, гнилым деревом и дети должны приклеить написанное.)А теперь посмотрите на дерево. Какое оно от этих слов? (дети отвечают)
Воспитатель: Вот так и наше общество разлагается от нарушения законов и если не принимать мер, то можно уничтожить демократическое общество.
А вот одно из определений этого слова (Сл.3)
Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству.
Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.
Поэтому в первобытных обществах плата жрецу, или вождю была нормой. (слайд 4). По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Мы с вами разобрали, что такое коррупция. А теперь давайте узнаем причины коррупции.
Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию? (Ответы записываются на доске, составляется кластер)
Причины коррупции: (учитель помогает правильно сформулировать)
• Незнание законов
• Желание легкой наживы
• Жадность
• Коррупция как привычка
• Низкий уровень жизни населения
• Безработица
• Низкая заработная плата государственных служащих.
Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).
Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Из словаря С.И. Ожегова: ВЗЯТКА, -и, ж. 1. Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. (слайд 5) ( на доску прикрепить лист со словом взятка и определением сл. Слово)
Учитель:
Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции. Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает в нашей стране 3000 рублей.
А как вы думаете, что такое растрата? (Ответы детей)
В толковом словаре Д. Н. Ушакова сказано, что растрата - это незаконное расходование с корыстной целью доверенных денег или имущества. (Сл.6)
Давайте подберем ассоциации к слову «растрата». СЛОВАРНОЕ СЛОВО (Трата, затрата, присвоение, убыток, расход, недостаток) (Сл.7)
Работа в парах.
Наши предки отражали свое отношение к коррупции в пословицах и поговорках. Из данных слов вам нужно составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия.
В, ногой, в, карман, суд, рукой.
Суд, судья, да, прямой, кривой.
Сухая, рот, ложка, дерет.
Рыба, головы, с, гниет.
Один, другой, для, закон, богатых, для, бедных.
Не, поедешь, подмажешь, не.
Лучше, да, честность, нежели, бедность, прибыль, да, стыд.
И, глупый, когда, берет, умный, дает.
Когда, всплывает, то, правда, золото, тонет.
Дай, будешь, грош, так, хорош.
(слайд 5)
Физкультминутка
Я попрошу вас встать. Сейчас я буду называть разные слова, а вы, если слово имеет отношение к коррупции, должны присесть, а если нет, то подняться на носочки. (Верность, дружба, жадность, власть, любовь, растрата, милосердие, мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива).
«Мозговой штурм»
Давайте подумаем, как же победить коррупцию? (поощрить самые невероятные идеи; предложить, как можно больше ответов; чужие идеи можно улучшать; ответы не критиковать)
Учитель:
Ребята, а сейчас мы побываем в гостях у необычной сказки Фильм про коррупцию
Учитель:
Борьба с коррупцией началась во второй половине XXIV века до н.э. А может быть, и раньше. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.
В России с коррупцией начал бороться царь Иван IV Грозный. (Сл. 7)
В настоящее время существуют и совершенствуются методы борьбы с коррупцией. Коррупция наказуема законом, это преступление! Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого! По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. ( Сл. 8)
Рефлексия
Ребята, у нас на доске изображена черная туча (коррупция) и разноцветный зонтик (закон). Ваша задача: выйти к доске, взять одну карточку со словом и разместить ее на тучку или под зонтик. (Слова на карточках: взятка, подкуп, добро, правда, ложь, честность, растрата, порядок, зло, ненависть, обман, хищение, обогащение, доверие, совесть.)
Посмотрите, что у нас получилось. Где написаны наиболее ценные и важные слова?
Ребята, так что же означают слова: коррупция, взятка?
Итог
Создай паспорт
А сейчас я предлагаю вам создать паспорт коррупции (раздаются заготовки)
Паспорт
Имя – ………
Создатель – …..
Прописка – ….
Внешний вид – ….
Где встречается - ….
Личные качества – …..
Как выглядит
Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией.
Россией зовется общий наш дом, Пусть больше не будет коррупции в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России.
Спасибо за внимание! (слайд 10)
Заключение
Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и ей уделяют внимание далеко не во всех школах. Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо. Как показывает практика, на уроках коррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права. Задача учителя показать детям, что с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Таким образом, данная методическая разработка стимулирует школьников к борьбе с коррупцией. Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.
Литература Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык1990
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008
Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.
Федеральный Закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции».
Словарь - справочник «Антикоррупционная политика», Издательство «Проспект», М., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://pogovorki-poslovicy.ru/lyudi/poslovicy-i-pogovorki-o-korrupcii.html Пословицы и поговорки
https://www.proza.ru/2016/02/25/2164 Сказка про коррупцию
https://mel.fm/vazhny_razgovor/6721903-corruption Книжная полка «Мел»
http://litvak.me/statyi/article_post/korrupciya Михаил Литвак