Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие «Н.Ф.Катанов - первый хакасский ученый»»
Методическое пособие по патриотическому воспитанию
Название работы
Воспитательное мероприятие
«Н.Ф.Катанов
-первый хакасский ученый»
Автор: Вятчанина Марина Владимировна,
педагог - организатор,
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск, ул. Чапаева 27а
тел. 8 961 746 02 68
2015 г. Черногорск
Пояснительная записка
Номинация: Методическое пособие по патриотическому воспитанию.
Название работы: Воспитательное мероприятие «Н.Ф.Катанов -первый хакасский ученый».
Важнейшим направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма. В Государственной программе - патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
В широком понимании патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, ее истории, культуре, отношению к природе, людям, нашим достижениям и проблемам.
Само понятие «Родина» включает в себя не только нашу страну в целом, но и территорию на которой проживает каждый человек, так называемую малую Родину. Актуальность воспитания патриотических чувств через привитие люби к родному краю, является одной из ключевых задач в этом направлении и включает в себя приобщение детей к культурному наследию своей малой Родины, к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Знакомство с историей, важнейшими вехами в развитии, выдающимися людьми прошлого и настоящего времени и т.д.
Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к национальным, культурным богатствам.
Тема эта очень обширная, и говорить о патриотическом воспитании можно долго, поэтому, я бы хотела на примере воспитательного мероприятия, показать одну из форм знакомства с выдающимися людьми республики Хакассия. А именно, с первым хакасским ученым, Николаем Федоровичем Катановым. Многообразная научная и педагогическая деятельность Н. Ф. Катанова — яркое свидетельство развития в России тюркологической науки и национальных гуманитарных исследований и научных школ. Феномен его личности и наследия в истории отечественного востоковедения и культуре народов России, к великому сожалению, пока недостаточно изучен. Сегодня биография Н. Ф. Катанова для современников представляет не только историко-научное значение. Жизнь и труды замечательного тюрколога и этнографа следует оценивать не только в координатах истории востоковедения в России и Европе. Его этапы жизненной биографии и огромное творческое наследие для нас представляются интересным, ярким, поучительным, трагическим примером. Он стал олицетворением образа двух миров — европейской и азиатской.
Форма мероприятия–
экскурсия.
Экскурсия — вид музейной деятельности, заключающийся в предоставлении информации экспонируемых объектах в процессе их осмотра и направленный на удовлетворение познавательных, духовных, информационных и эстетических потребностей учащихся. Представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях. Экскурсия – это воспитательное мероприятие, которое используется в работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие, оно воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся.
Возраст участников:
Мероприятие проводится для учащихся начальной и основной школы.
Продолжительность:
В зависимости от возраста участников продолжительность мероприятия составляет 30 минут.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творческим наследием первого хакасского ученого Катанова Н.Ф.
Задачи:
формирование интереса к культуре хакасского народа, к людям, составляющим славу республики;
познакомить с личной жизнью великого ученого, его вкладом в развитие науки и культуры не только России, но и за ее пределами;
пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества уникального ученого.
Методики, используемые при проведении занятия:
интерактивная музейная технология;
компьютерная технология;
проектная методика.
Подготовительный этап
Для подготовки занятия по заявленной тематике подготовительный этап является продолжительным.
1. Подготовка сценария.
Сценарий строится на основе жизни Н.Ф.Катанова.
2. Подготовка презентации.
В презентацию включаются фотографии из жизни Н.Ф. Катанова, фотографии документов.
Ожидаемый результат узнаво первом хакасском ученом учащиеся запомнят и расскажут своим близким, продолжат узнавать новое об этом человеке. Таким образом, цель и задачи будут достигнуты
Содержательная часть
Занятие начинается с беседы с детьми.
- Ребята, каких знаменитых людей Хакасии вы знаете?
- А чем знамениты эти люди?
- А вы бы хотели быть знаменитыми и прославить свой город , край?
- Кто такой Н.Ф. Катанов?
Ребята отвечают на вопросы. Я бы хотела познакомить с одним из знаменитых людей республики Хакассия. Слайд № 2
А именно, с первым хакасским ученым, Николаем Федоровичем Катановым. Выдающимся сыном хакасского народа. Всемирно известным российским ученым-востоковедом, исследователем тюркских языков и народов, профессором Казанского университета и Духовной Академии. Его именем и трудами может гордиться город Красноярск, где он получил гимназическое образование, Санкт-Петербург, который дал ему основательную научную подготовку, Казань, где протекала основная его научно-педагогическая деятельность, и конечно же, его именем может гордиться весь народ Хакасской земли, подарившей миру одного из самых замечательных своих сынов.
Проведение занятия
(на протяжении всего рассказа звучит хакасская музыка)
В аале далеком Слайд № 3
В степной стороне
Родился ко сроку
Малыш по весне
И был он не первым
Ребенком, но вдруг-
Воскликнула бабушка:
«Пора» мой внук!»
Судьбою отмечен,
Иль господом он
Но с прядью седою
Младенец рожден!
Затем, при крещеньи
Закон соблюдая
Мальченку того
Нарекли Николаем
Он рос, как все дети Слайд № 4
Тех дальних времен
Родные трудились-
Работал и он
То летник, то зимник
То степь, то река
Жизнь малых народов
Была не легка
И был тот парнишка
На редкость смышлен
И жаждою знаний
Всех радовал он
Хакасские ветры Слайд № 5
Хранят до сих пор
С наставником мудрым
Его разговор
О давнем и прошлом
О тайнах степей
Обычаях местных
И жизни людей
Народ свой любя,
Уважая и чтя
Служить ему вечно
Решило дитя
Шли месяцы, годы
Взрослел он и рос
Вдруг - смерть забирает
Отца на погост
Закончилось детство
В двенадцать то лет!
Теперь он мужчина
И выбора нет!
Учеба, а вечером Слайд № 6
Писаря труд
В Аскизскую думу
За зря не берут!
Прошли так два года
И парень всерьез
С дальнейшей учебой
Решает вопрос
И вот в Красноярске Слайд № 7
Мечтой окрылен
Зачислен учиться
В гимназию он
Парнишка способный
Весьма интересный
Был сразу замечен
Учителем местным
Географ, историк-
Наставник толковый
Его направлял
И советом и словом
И надо сказать
Этой дружбы влияние
Оставило след
И в душе и в сознании
Так краеведенье стало
Для Коли
Хобби, а позже конечно
И более
Юности дни!
Не забудется это!
К дяде в Аскиз
На каникулы летом
Снова учеба Слайд № 8
И к ней подработка
Что тут поделаешь
Голод - не тетка
А впереди
К новой цели стремление -
Дальше продолжить
Свое обучение
И вот, золотая медаль
Как итог
Отличной учебы,
Стараний, тревог
Полученных знаний
И твердости воли
Хватает сполна
Повзрослевшему Коле
На то, чтобы
Вновь устремиться в дорогу
Отложенных ранее Слайд № 9
Денег немного
Благословление думы аскизской
И в Петербург
В край чужой и неблизкий
Где юношу
Ждет обученье очное
На факультете
Языков восточных
Студенчества годы - Слайд № 10
Пора непростая
Как прежде учебу
С трудом совмещая
Вновь лучший из лучших
И, преданный делу
Вершины наук
Покоряет он смело
И, наконец Слайд № 11
Важнейшая страница
После учебы
По Сибире экспедиция
Все то, чему учился
Столько лет
Все воплотилось в жизнь
Сомнений нет!
Аскиз, Тува
И Туркистан далекий
Культур забытых
Хрупкие истоки
Уйдя в работу
Словно в омут с головой
Он все же думает
О девушке одной
Она живет
В его родном аале
И с ней сравниться
Сможет кто – едва ли!
Итог тому – Слайд № 12
Венчанье в церкви местной
Куда любя вошли
Жених с невестой
И стала Александра
Николаю
Супругой – коих
Лучше не бывает
А дальше – много лет Слайд № 13
В Казани
Там родилась
У них дочурка Аня
Там лет немало Слайд № 14
Прожитых семьей
С приемным сыном
Дочкой и женой
Профессор он
При университете
Его любили
Взрослые и дети
Широкоплечий Слайд № 15
Небольшого роста
С людьми общался
Вежливо и просто
Доброжелательный
И внешне скромный
Он нес в себе
Потенциал огромный
Двенадцать экспедиций Слайд № 16
За плечами
Не счесть работ
Написанных ночами
Находок и открытий Слайд № 17
Груз бесценный
Отмечен был наукой
Несомненно
За все труды Слайд № 18
И множество заслуг
Он получает
Доктора наук
А дальше Слайд № 19
Вновь работа дни и ночи
Ученым быть
Призванье, а не почесть
События
Семнадцатого года
Омылись кровью
Русского народа
И в эти дни
Суровых перемен
Катанова
Болезнь хватает в плен
А по весне Слайд № 20
Лишь станет таять снег
Оставил жизни
Прекрасный человек
Забвенья дни,
Как времени примета
Как часто гении
Проходят через это
Слуга науки Слайд № 21
И слуга народа
Катанов признан был
Лишь через годы
И вписан золотом
В историю страны
И помнить это
Мы всегда должны
Подведение итогов занятия
Беседа:
· Ребята, что нового сегодня вы узнали?
· Так кто же такой Н.Ф. Катанов?
Тест
Сколько лет исполнилось бы Н.Ф. Катанову в 2015 году?
А) 123 года
Б) 153 года
В) 223 года
2. В какой области науки работал Н.Ф. Катанов?
А) математика
Б) география
В) востоковедение
3. В каком городе России Н.Ф. Катанов получил высшее образование?
А) Красноярск
Б) Москва
В) Санкт – Петербург
4. . В каком городе много лет работал Н.Ф. Катанов?
музыкальное оформление: Хакасская народная мелодия.
Методические рекомендации Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы. Но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1-4х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8х классов 30-40 минут. Поэтому в тексте экскурсии отмечаются возможные сокращения. Заключительная беседа должна быть достаточно короткой. Слишком медленная речь усыпляет аудиторию, слушатели теряют способность следить за мыслью, не будучи в состоянии охватить содержание всей фразы, дослушать ее до конца. Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.